Rambler's Top100 Подводная лодка С-61 "Комсомолец". Проект 613, 665

С-61, "Комсомолец"
проект 613, 665



фотография:

С-61

ПЛ С-61 «Комсомолец» проекта 613 на испытаниях. Зима 1952 года.
Фотография из архива Заблоцкого В.П.




историческая справка:


1948 год 1 декабря
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж вошел в состав Отряда вновь строящихся и капитально ремонтирующихся кораблей ЧФ (предположитльно экипаж входил в состав отдельного учебного дивизиона ПЛ с подчинением Отделу подводного судостроения ССЗ №444);

1950 год 11 апреля
Заложена (установлен первый закладной блок на стапеле бокового спуска №7) на Черноморском судостроительном заводе им. А. Марти (ССЗ № 444) в г.Николаев как средняя торпедная подводная лодка;

1950 год 26 июня
Прошла гидравлические испытания ПК;

1950 год 22 июля
Спущена на воду при 70% технической готовности;

1950 год 25 июля
Получила наименование "Комсомолец";

1950 год 28 октября
В составе дивизиона переформирована в состав 71-го ДнПЛ 83-й БрСРК ЧФ;

1950 год 6 ноября
При производстве всплытия в плавучем доке завода № 444 в г.Николаев. На корабле находились 39 членов экипажа и 41 рабочий завода. В момент отрыва корпуса от кильблоков лодка быстро повалилась на правый бок и легла на клетки с креном 92 градуса. Через незакрытые люки 3-й и 7-й отсеки частично заполнились водой. Из внутренних цистерн через незадраенные лазы вода попала в первые два носовых отсека. Остальные отсеки вода залила через негерметичный съёмный лист над второй аккумуляторной ямой и открытые переборочные двери с протянутыми шлангами и проводами. Находившиеся на верхней палубе 63 человека вместе со стоявшими на корпусе компрессором и насосом упали за борт. Плавающие люди в пузырях всплывающего воздуха представляли в ковше дока картину полного хаоса. Внутри прочного корпуса в момент аварии оказались 17 человек. Для их спасения осуществили всплытие дока на один метр до освобождения входных люков из воды. Все люди остались живы. Зато многие механизмы и аппаратура требовали переборки и замены. Вывод лодки из дока занял пять суток;

1951 год 12 января - 30 апреля
Прошла программу швартовых испытаний;

1951 год 5 мая
Перешла в г.Севастополь для проведения заводских и государственных испытаний. Включена в состав 119-й БрПЛ 55-й ДиСРК ЧФ;

1951 год 6 мая - 14 октября
Прошла программу заводских ходовых испытаний. 14 июля состоялись глубоководные погружения в р-не г.Ялта на глубину 217 метров;

1951 год 17 октября - 8 декабря
Выполнила первую часть программы государственных ходовых испытаний;

1951 год 9 - 23 декабря
Выполнены контрольные вскрытия механизмов и окраска внутренних помещений;

1952 год 1 - 12 января
Выполнена ревизия механизмов, устранение замечаний государственных ходовых испытаний;

1952 год 12 - 17 января
Повторные скоростные испытания;

1952 год 30 апреля
Выполнен контрольный выход в море;

1952 год 1 мая - 19 мая
Выполнено устранение дефектов и окончательная окраска;

1952 год 23 мая
Завершена программа государственных испытаний;

1952 год 24 мая
Вступила в строй. Подписан приемный акт. Входила в состав 119-й БрПЛ 55-й ДиСРК ЧФ;

1952 год 9 августа
Зачислена в состав Черноморского флота;

1952 год сентябрь - октябрь
Государственные корабельные испытания артустановки СМ-24 (№102);

1953 год май
Переформирована в состав 180-й БрУСПЛ ЧФ;

1953 год апрель - июнь
Продолжение государственных корабельных испытаний артустановки СМ-24 (№102). Общие итоги: объем выстрелов - 2057 шт., выходов в море - 25, погружений на глубину 170-178 м - 77;

1956 год (предположительно)
Была перечислена в состав 154-й отдельной Севастопольской Краснознаменной БрПЛ ПС ЧФ с базированием на порт г.Феодосия (к 1958 году уже входила в состав соединения);

1958 год 9 июля
Убыла в г.Горький для переоборудования;

1958 год 9 октября
Перечислена в состав 104-й ОБрСПЛ ВМФ;

1960 год 28 апреля - 1961 год
На судостроительном заводе №112 "Красное Сормово" им. А.А. Жданова в г.Горький прошла ремонт и модернизацию по проекту 665;

1961 год (приблизительно)
Перечислена в состав Северного флота;

1961 год (приблизительно)
Переведена по внутренним водным системам из г.Севастополь в г.Молотовск и временно подчинена 339-й БрСРПЛ БелВМБ;

1962 год
Перечислена в состав 212-й БрПЛ 12-й ЭскПЛ СФ с базированием в губе Сайда;

1962 год
На судостроительном заводе №402 в г.Северодвинск подготовлена для перехода в ледовых условиях на ТОФ;

1962 год август - октябрь
Совершила межфлотский переход по трассе Севморпути в составе ЭОН-72 из губы Сайда на Дальний Восток;

1962 год 10 октября
Перечислена в состав Тихоокеанского флота. Вошла в состав 124-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ ТОФ с базированием на бухту Конюшкова в заливе Стрелок;

1963 год 7 июля
При исполнении служебных обязанностей (при осмотре материальной части ракетного контейнера) был придавлен крышкой контейнера и погиб командир группы управления БЧ-2 лейтенант Бурмистров Владимир Иванович. Похоронен на Ставропольском городском кладбище рядом с могилой отца - подводника, Героя Советского Союза И.А. Бурмистрова;

1968 год 2 января
При взрыве цистерны орошения контейнеров погибли двое подводников;

1967 год 23 ноября - 1968 год 27 сентября
На "Дальзаводе" в г.Владивосток прошла ремонт. На время ремонта входила в состав 4-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ;

1972 год 8 декабря - 1973 год
На "Дальзаводе" в г.Владивосток прошла доковый ремонт. На время ремонта входила в состав 4-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ;

1973 год июль
Приняла участие в Военно-морском параде на День ВМФ в Амурском заливе;

1974 год лето
На СРЗ-92 в бухте Диомид (г.Владивосток) прошла доковый ремонт;

1975 год июль
Приняла участие в Военно-морском параде на День ВМФ в Амурском заливе;

1978 год 19 апреля
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;

1979 год 1 марта
Расформирован экипаж и в бухте Северная залива Владимир поставлена на прикол. В дальейшем разделана на металл.



командиры (в/ч 63998):

1. Надеждин А.Ф. (28.09.1950-02.11.1953)
2. Чистяков Н.Б. (11.1953-12.1957)
3. Шаров П.Ф. (12.1957-1958-1960?)
4. Болтнев А.Г. (1960-1963)
5. Ивлев А.В. (1963-12.1966)
6. Махлай В.П. (12.1966-09.1970)
7. Романов (1970?-1973)
8. Елфимов О.М. (1973-1975-1977?)



дополнительная информация:

1. Фотография ПЛ С-61 проекта 613 на параде. Вторая половина 50-х годов.
2. Фотография ПЛ С-61 проекта 665 на параде в Амурском заливе. 1975 год.



источники:

1. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
3. Информация с сайта "Подводный флот СССР и России" (http://www.submarine.logicsystems.ru/dpl/613/613.htm);
4. Широкорад А.Б. "Оружие отечественного флота 1945-2000", Харвест, Минск, Москва, 2001г.;
5. Лебедько В.Г. "Послевоенная подводная эпопея (1945-1955 гг.)", ВТА "Тайфун", №3, 1998г.;
6. Справочная информация с сайта http://www.warships1.com;
7. Семёнов В.Н. "История подводных сил на Дальнем Востоке 1954-1991гг.", т.2, Владивосток, 2012г.;
8. Фотография из книги Заблоцкого В.П. "Wisky по-Николаевски", Моделист-Конструктор, №2, 2014г.


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2024 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.

© 2002-2024 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»