Rambler's Top100 Подводная лодка К-156, Б-156. Проект 651

К-156, Б-156
проект 651



фотография:

Подводная лодка К-156

ПЛ К-156 проекта 651 во время испытаний в 1963 году.



историческая справка:


1960 год 16 ноября
Заложена на Балтийском судостроительном заводе в г.Ленинград;

1962 год 31 июля
Спущена на воду;

1962 год
Во время первого перехода из Ленинграда в Таллин был утерян якорь;

1963 год
При стоянке в Таллине у пирса, производилась зарядка аккумуляторных батарей дизелем. Внезапно для всех шинно-пневматическая муфта сама собой соединилась с линией гребного вала и ПЛ неожиданно для экипажа и командира дала ход. Из восьми швартовых концов, на которых ПЛ была ошвартована, лопнули семь. Удерживаемая всего лишь одним швартовым, ПЛ ударилась носом в причал. Хуже было бы, если бы лопнул и последний швартовый конец, тогда самостоятельно давшая ход ПЛ неминуемо раздавила бы стоявшие напротив подводные лодки типа "М". Все разбирательства, почему внезапно сама собой подключилась шинно-пневматическая муфта, так ни к чему и не привели;

1963 год 10 декабря
Вступила в строй;

1963 год декабрь
После аварийного ремонта ПЛ в составе отряда кораблей вышла на межфлотский переход из Таллина на Северный флот. Однако во время прохода проливом Скагеррак в тумане была протаранена финским теплоходом «Фин Клипер». При этом удар пришёлся на нос. Торпедные аппараты, в которых находилось шесть полностью снаряженных боевых торпед, оказались свёрнутыми на 11°, а сам нос вообще съехал набок. То, что ни одна из торпед не взорвалась, можно считать чудом. Повреждения были так велики, что ПЛ вернули на Балтику, где она ремонтировалась ещё почти год;

1964 год
Переведена вокруг Скандинавии на Северный флот;

1964 год
Зачислена в состав СФ. Вошла в состав 35-й ДиПЛ 1-й Краснознаменной ФлПЛ СФ с базированием на губу Малая Лопаткина (Западная Лица, Мурманская область);

1964 год
Во время учений при всплытии в полигоне боевой подготовки была протаранена эсминцем «Московский комсомолец». Будь ход эсминца хоть на 1,5 узла меньше, он раздавил бы лодку, как орех. Учитывая, что под килем ПЛ было в тот момент более 250 метров, с неё вряд ли бы кто-нибудь спасся. Участник этого происшествия кап.1р. в отставке Поляков В. вспоминал, что при ударе киля эсминца о рубку ПЛ, она накренилась почти на 47°. И снова каким-то чудом не сорвались с фундаментов дизеля и со стеллажей боевые торпеды. Однако повреждения были очень серьёзными: были снесены перископы и антенны, а сама рубка свисала на бок уродливым искорёженным наростом. ПЛ поставили в длительный ремонт;

1966 год сентябрь - октябрь
Не закончив программу подготовки к БС, приступила к выполнению задач БС (командир - Берковченко В.Н.). Перед отходом, во время подготовки к бою, походу, погружению вышел из строя правый дизель. На нем произошел гидроудар из-за негерметичности воздушного холодильника. Надо было заменить крышку цилиндров, холодильник, проверить шатун, коленвал, но времена были советские и ПЛ пошла в море с неисправным дизелем. В октябре на ПЛ в условиях страшной нервотрепки, морального и физического истощения личного состава не выдержало сердце начальника медслужбы майора м/с Абитова Х.А. ПЛ дошла до Гибралтара и вошла в Средиземное море, но все же выполнить боевую задачу до конца не смогла. Выход из строя среднего дизеля привел ПЛ к полной потере хода (опять по причине негерметичности воздушного холодильника). ПЛ на буксире довели до плавбазы на Средиземном море;

1966 год октябрь - 1967 год январь
В течении 4 месяцев Коломенский завод модернизировал дизеля в условиях Средиземного моря. После этого происшествия, ПЛ проекта 651 проекта с недоработанными дизелями на БС не отправляли. После ремонта ПЛ выполнила всю программу необходимых испытаний;

1968 год 27 февраля - 1969 год 19 ноября
Прошла средний ремонт на СРЗ-35 (п.Роста, г.Мурманск);

1969 год октябрь
В составе дивизии переформирована в состав 35-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ и перебазирована в губу Ура (Видяево, Мурманская область);

197? год
Выполнила задачи боевую службу в Средиземное море. В Средиземном море на ПЛ внезапно вышла из строя матка основного гирокомпаса, указывающего истинное направление на север. Её пытались заменить тремя запасными, но все они поразительным образом не желали показывать истинное направление. Подобного случая в истории отечественного флота больше не было! Кое-как на вспомогательном гирокомпасе ПЛ ушла в отдалённый район, где ей было приказано ждать попутный танкер с запасом маток гирокомпаса. Но так как истинного места на ПЛ не знали, поиски танкера растянулись ещё на две недели. После этого ПЛ отправили на базу. Однако и возвращение не было безоблачным. На ПЛ не оказалось позывных на новый месяц, а нанесённый на рубку бортовой номер стёрся в море и под ним проявился старый, который уже нигде не числился. На подходе к базе ПЛ была обнаружена своим дозорным кораблём, при этом на позывные она не отвечала. На запрос с дозорного корабля указать свой бортовой с ПЛ просемафорили новый, а с корабля видели совсем другой. В довершение всего с ПЛ семафорили, что она идёт в Кольский залив, в то время как курс ее вёл к базе АПЛ в Гремихе. По флоту была объявлена боевая тревога — прорыв неопознанной ПЛ к нашим базам. В воздух подняли авиацию, вышли корабли. Когда разобрались, в чём дело, о «прорыве» ПЛ Б-156 знали уже все, вплоть до министра обороны. Когда ПЛ всё же завели в базу, оказалось, что и новые матки гирокомпасов на ней вышли из строя. Невязка ПЛ составляла более 200 морских миль. То, что с такой невязкой ПЛ всё же дошла до базы, можно считать ещё одним чудом;

1974 год 28 февраля - 1978 год 30 ноября
Прошла средний ремонт на СРЗ-10 (г.Полярный);

1977 год 25 июля
Переименована в Б-156;

1979 год 1 ноября
Выведена из боевого состава флота, законсервирована и в губе Ура поставлена на прикол;

1983 год 1 октября
Расконсерврована и снова введена в строй;

1990 год 19 апреля
Исключена из боевого состава флота и передана в ОФИ для утилизации. Буду благодарен за информацию по утилизации



командиры (в/ч 95039):

1. Андреев Ф.А. (1961-1962)
2. Берковченко В.Н. (1962-1968)
3. Добрецов И.Ф. (1968-1972)
4. Смирнов Д.С. (1972-1979)
5. Левин А.И. (1979-1984)
6. Кузнецов М.Г. (1985-1987-198?)
7. Андреев В.П. (198?–1990)



дополнительная информация:

1. Список погибших ??.10.1969г.


источники:

1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. Информация из сборника статей Власова В.П. с сайта "Подводные лодки, история развития".
3. Коликов В. "Невезучая Б-156".
4. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
5. Апальков Ю.В.. "Подводные лодки ВМФ СССР", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
6. Воспоминания ветеранов подводников СФ.


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2016 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2002-2016 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»