Rambler's Top100 Подводная лодка Б-67, Б-867, УТС-76. Проекты 611, В611, ПВ611, 611РА

Б-67, Б-867, УТС-76
проект 611, В611, ПВ611, 611РА




фотография:


Подводная лодка Б-67

ПЛ Б-67 проекта 611РА в парадном строю на Северной Двине в г.Архангельск. Июль 1966 года.
На заднем плане ПЛ С-158 проекта 644-7
Фотография из архива Волкова О.




историческая справка:


1952 год 10 мая
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж подчинен 39-му ДнСПЛ (с 12.1952 - в составе 93-й БрУСПЛ КВМК);

1953 год 26 марта
Заложена в г.Ленинград на заводе №196 как большая торпедная ПЛ проекта 611. Экипаж после формирования проходил стажировку на однотипных ПЛ в г.Кронштадт;

1953 год 5 сентября
Спущена на воду;

1954 год
В середине года отбуксирована по ББК в г.Молотовск, где достраивалась в цехе № 50 судостроительного завода № 402 по проекту В611. Экипаж летом прибыл в г.Молотовск и был подчинен 162-му ОДнРемПЛ БелВМБ;

1954 год
Командир ПЛ, а потом еще и 12 матросов и старшин во главе со ст.л-том Бондиным С.Ф. командировались на заволжский полигон Капустин Яр для подготовки ракетного боевого расчета;

1955 год 11 сентября
Поднят флаг ВМФ СССР. Зачислена в состав 162-го ОДнРемПЛ БелВМБ с базированием на г.Молотовск;

1955 год 14 - 15 сентября
Ночью произведена погрузка ракетного боезапаса;

1955 год 16 сентября
Первый выход в море (командир - Козлов Ф.И.). В 17 часов 32 минуты из акватории Белого моря, впервые в мире, с борта подводной лодки, находившейся в надводном положении, успешно стартовала баллистическая ракета. На борту ПЛ находились адмирал Владимирский Л.А., председатель госкомиссии Исанин Н.Н. и главный конструктор Королев С.П., а также специалисты промышленности и офицеры морского полигона;

1955 год осень
Пуски продолжались до глубокой осени. Был один аварийный пуск. Когда Королев С.П. убедился, что ракета не пойдет, то распорядился сбросить ее со стартового «стола» в море. Водолазы потом долго искали ее, но так и не нашли из-за большого слоя ила;

1956 год
Главное внимание на ходовых испытаниях, которые начали сразу после Нового года, обращалось на проверку прочного корпуса в районе распопожения ракетных шахт. Практика судостроения не имела еще опыта обеспечения прочности лодочных корпусов, в которых есть вырезы для шахт большого диаметра. На завершающем этапе государственных испытаний было проведено глубоководное погружение до 200 метров. В результате выполнения программы испытаний в забортной арматуре был выявлен ряд дефектов, которые были устранены в заводских условиях;

1956 год 30 июня
Подписан приемный акт. Ответственный сдатчик Бахтин И.С. Вступила в строй;

1956 год 20 июля
Вошла в состав Северного флота. Вошла в состав 161-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с базированием на г.Полярный;

1956 год
Совершила первый дальний поход (командир - Гуляев И.И.) для транспортных испытаний Р-11ФМ в течении месяца. ПЛ сопровождал тральщик с походной лабораторией для исследований состава воздуха в ракетных шахтах. Пробы воздуха проводились ежедневно и передачи на ТЩ принесли много хлопот, особенно когда был шторм, а такая погода была почти весь месяц похода. В конце похода после захода в Молотовск был успешно произведен пуск 1 БР;

1956 год август
Через сутки, загрузив ракету в освободившуюся шахту опять вышла в поход (командир - Гуляев И.И.). На этот раз программа испытаний предусматривала двухмесячное плавание в арктических зоне, а для увеличения динамических нагрузок на ракеты приходилось даже в шторм выполнять резкие маневрирования, срочное погружение на глубину до 200 метров и обратное быстрое всплытие. Маршрут похода проходил в Карском море, огибая Новую Землю вокруг мыса Желания, а потом плавание проходило в Баренцевом море, вплоть до Гренландского. За два дня до прихода в базу ПЛ легла на грунт для спокойной проверки ракетного комплекса и всего корабельного оборудования. После короткого захода в г.Молотовск ПЛ опять вышла в море на ракетные стрельбы. Предполагалось запустить сначала одну ракету, а еще через сутки - другую. Но за несколько минут до первого пуска сгорел трансформатор в системе, вырабатывающей данные для ориентации ракеты на цель. Королев С.П. (вышел в море на ПЛ на ракетную стрельбу) приказал остановить предстартовую подготовку и возвращаться в базу. К следующему утру сгоревший трансформатор был заменен, и ПЛ опять вышла в море для ракетной стрельбы. Ракеты - одна, после двухмесячного похода, а другая - после двух трехмесячных походов успешно стартовали и попали в заданный район на боевом поле;

1957 год
Экспериментальное затопление с целью проверки воздействия глубинных бомб (без экипажа). Перечислена в состав 162-го ДнСРПЛ БелВМБ с базированием на г.Молотовск (с 12.09.1957 - г.Северодвинск);

1958 год
Модернизация по проекту ПВ611 для испытаний баллистической ракеты С4.7 с подводным стартом;

1958 год 5 декабря
Перечислена в состав 140-й ОБрПЛ СФ с базированием на губу Оленья (Мурманская область);

1959 год 13 июня
Убыла для продолжения испытаний к постоянному месту базирования в г.Северодвинск. Перечислена в состав 339-й ОБрСРПЛ БелВМБ;

1959 год август
Первая попытка подводного старта (командир - Янкин Д.Д.) в Белом море. ПЛ погрузилась на стартовую глубину. Находящиеся на опытовом корабле "Аэронавт" представители флота и промышленности ждали пуска. Связь с поверхностью осуществлялась через кабельтрос и плотик с антеннойв. Когда ремя "Ч" прошло, по УКВ с "Аэронавта" запросили ПЛ, почему не выполнен старт. В ответ было доложено, что старт состоялся. После всплытия и подхода ОК "Аэронавт", в шахте была обнаружена ракета, которая должна была улететь около часа назад. Председатель комиссии командир Северодвинской бригады строящихся кораблей кап.1р. Кирток А.Н. приказал всем собраться на ОК "Аэронавт", чтобы выработать решение по дальнейшим действиям. В это время запустился ракетный двигатель. Ракета сорвала крепление по-походному и стартовала на глазах у людей на борту ПЛ и ОК. Обошлось без жертв. Говорят, что после доклада Хрущеву Н.С. о неудаче, он распорядился отложить испытания. Главком ВМФ Горшков С.Г. перевел командир ПЛ Янкина Д.Д. командиром дивизиона ремонтирующих кораблей. Ракета улетела и при падении на землю полностью разрушилась. Поэтому причину аварийного старта установить не удалось;

1960 год 14 августа
Вторая попытка подводного старта (командир - Коробов В.К.) в Белом море. При подготовке к старту ракету сбросило со «стола», схема стрельбы обесточилась. При всплытии обнаружилось, что "голова" ракеты раздавлена с четырех сторон. Чтобы не залить кислотой клапана шахты (понадобится постановка в завод, а испытания придется отложить на несколько месяцев) командир ПЛ принял рискованное решение через нижний лаз забраться в шахту под двигатель, открыть механический клапан и стравить воздух из шарового баллона (тогда ракета будет в безопасности). Два старослужащих матроса ракетной боевой части добровольцами выполнили рискованную операцию. Как выяснилось, причиной аварии было элементарное нарушение технологии (обычный заводской брак);

1960 год 10 сентября
Первый в СССР успешный прицельный пуск баллистической ракеты из-под воды по боевому полю (командир - Коробов В.К.). Ракета стартовала с глубины 30 метров при скорости лодки в 3,2 узла;

1961 год 3 августа
Переклассифицированна в опытовую ПЛ;

1961 год
После летно-конструкторских испытаний С-4.7 ПЛ собирались еще раз модернизировать. На завод даже пришли необходимые чертежи. Планировалось на борту установить большой контейнер с баллистической ракетой, который ПЛ выбрасывает в определенном районе. Контейнер устанавливается на грунте, от него отделяется якорь, получается нечто вроде поплавка. ПЛ тем временем уходит, а в нужное время дает акустический сигнал - и сразу система срабатывает на запуск ракеты. Но потом переоборудование отменили. Видимо, проект "якорной ракеты" в конце концов признали нецелесообразным, так как в это время уже завершалась подготовка к испытаниям совершенно нового по тем временам комплекса подводного старта Д-4 с ракетой Р-21;

1963 год
Прошла ремонт на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск). На время ремонта входила в состав 203-й ОБрРПЛ. Ответсвенный сдатчик Протасов Л.И.;

1963 год 9 марта - 1964 год 11 ноября
Переоборудование на СРЗ-35 ВМФ (г.Роста) по проекту 611РА. В конце 1964 года ПЛ была предъявлена НИИ-3 для настройки ГАС «Радиан-1» и последующих испытаний;

1964 год
Предположительно зачислена в состав 203-й БрРПЛ БелВМБ с прежним местом базирования. Предположительно дальше так и базировалась на Северодвинск, хотя возможно была перечислена или какое-то время числилась в составе 69-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ СФ с базированием на г.Полярный;

1965 год
В течение года производилась настройка аппаратуры станции, проводились заводские ходовые испытания подводной лодки и государственные испытания станции «Радиан-1» с целью принятия ее на вооружение. В конце года испытания станции «Радиан-1» окончились с положительными результатами;

1966 год июль
Участвовала в морском параде в честь дня ВМФ на Северной Двине в г.Архангельск;

1970 год 20 апреля
Переименована в Б-867;

1971 год 15 мая
Переименована в УТС-76;

1971 год 28 июня
Выведена из боевого состава и переформирована в учебно-тренировочную станцию и поставлена на прикол в г.Северодвинск. Использовалась для обеспечения 299(?)-го ОДнПЛ БелВМБ;

1976 год 15 марта
Исключена из состава судов ВМФ и передана ОФИ для утилизации;

1976 год 1 апреля
Расформирован экипаж;

1977 год
Разделана на металл в пос.Тургеевка (Архангельская область).



командиры (в/ч 10628):


1. Царёв Н.И. (1952?-1953-02.1954)
2. Козлов Ф.И. (02.1954-12.1955)
3. Гуляев И.И. (12.1955-02.1958)
4. Янкин Д.Д. (02.1958-08.1959)
5. Коробов В.К. (08.1959-1961)
6. Лукьянов Н.П. (1961-1969)
7. Пичюканов А.А. (1969-1971?)



дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ Б-67 проекта В611 на испытаниях. 1955 год.
2. Фотография ПЛ Б-67 проекта В611 на стартовой позиции. 1956 год.
3. Фотография ПЛ Б-67 проекта ПВ611 в парадном строю. 1962 год.



список источников:


1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. Боечин И. "Их называли "БУКИ", Техника-Молодежи, №2, 1996г.
3. Коршунов Ю.Л. Крутовой Е.М. "Баллистические ракеты отечественного флота", Санкт-Петербург, Гангут, 2002г.
4. История Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» т.2 ЦКБ №16 – ЦКБ «Волна» (1947-1974), СПМБМ «Малахит», Санкт-Петербург, 1995г.
5. Спецвыпуск №5 ВТА "Тайфун", Санкт-Петербург, 2007г.
6. Апальков Ю.В. Мант Д.И. Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
7. Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки завода №402 "Севмаша" (1942-2001)", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
8. Воспоминания ветеранов подводников.
9. Сборник "Корабелы "Звездочки", ФГУП "МП "Звездочка", Северодвинск, 2004г.
10. "Хроника первой советской ракетной подводной лодки Б-67".



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017