Rambler's Top100 Аппарат "Шельф-001"

Подводный аппарат "Шельф-001" (типа "Шельф-001").
Нереализованная модификация ПА "Шельф-002".


1. Количество аппаратов проекта: 11


2. Изображение проекта:


Шельф-001


3. Состав проекта: 1


Наименование аппарата

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 МОСКВА. СКБ "Океан" МАИ (1)

1

 "Шельф-001"

-

1977

1978

1978


4. История проекта:


Коллектив студенческого конструкторского бюро "Океан" Московского авиационного института длительное время занимался разработкой подводных носителей легководолазов. За несколько лет было создано несколько вариантов таких аппаратов и проведены их всесторонние испытания. Почти все они в свое время демонстрировались на ВДНХ СССР и были отмечены золотыми, серебряными и бронзовыми наградами. Некоторые побывали на международных выставках в Болгарии, на Кубе, в США и Италии. Начало серии подводных аппаратов положил разработанный в 1964 году (правда, еще не в СКБ — его тогда еще не существовало) подводный планер МАИ-2. Естественным продолжением этой тематики стала подводная мини-лодка МАИ-3, построенная СКБ через 8 лет (1972 год ?). В дальнейшем был создан ПА МАИ-7 (усовершенствованный вариант МАИ-3) и достаточно совершенный для своего времени ПА "Шельф-001", который с большим успехом демонстрировался на проходившей в 1978 году Центральной выставке НТТМ-78 и был удостоен серебрянной и двух бронзовых наград ВДНХ.

Подводный аппарат "Шельф-001" это экспериментальный подводный носитель "мокрого" типа для двух аквалангистов. Он позволяет увеличить радиус действия подводников-исследователей с 400-800 м до 20 км, а физические усилия, затрачиваемые аквалангистами на передвижение к району исследований, направить на полезную работу. Предполагаемые области применения нашего аппарата: перевозка пассажиров, оперативная связь между подводными объектами, обследование значительных по площади или протяженности подводных плантаций, исследовательские работы на глубинах до 50 м, кино- и фотосъемка.

Если проводить чисто внешние аналогии, то ПА "Шельф-001" можно сравнить с подводным двухмоторным «самолетом» небольших размеров со всеми присущими такой схеме органами управления. Суммарная мощность силовой установки около двух киловатт. Каждый электродвигатель вращает четырехлопастный винт и развивает тягу 25 кг. Источником энергии является аккумуляторная батарея, емкость которой позволяет двигателям работать не менее пяти часов. Аквамобиль управляется (по курсу, крену и дифференту) только одним штурвалом. Исполнительными органами управления являются вертикальные поворотные рули направления (верхний и нижний) и элевоны, являющиеся рулями глубины при одновременном согласованном их отклонении, и элеронами — при взаимно противоположном. Привод всех рулевых поверхностей — тягово-тросовый. Элевоны связаны со штурвалом тягами, а руль поворота — тросами. Штурвальную колонку можно отклонять от себя на 15° и на себя на 18° от нейтрального положения, что вызывает соответственное отклонение элевонов (в режиме рулей глубины) на 30° и 35°. Вращение же самого штурвала на ±60° от нейтрали вызывает соответственное отклонение руля поворота на ±35°. Управление по курсу осуществляется верхним и нижним поворотными килями. Оба они крепятся консольно к двум валам, соединенным между собой фрикционной муфтой. В паз образованный двумя половинами этой муфты, пропущен трос управления. Оба вала посажены во фторопластовые подшипники. Каждый киль прикреплен четырьмя болтами к накладке, приваренной к концу вала. Неподвижные части килей выклеены из стеклоткани и установлены непосредственно на каркас кормовой части носителя. Стабилизаторы пристыкованы к каркасу точно так же, как и неподвижные части киля. Аналогично рулям направления сделаны и элевоны. Соединение их со штурвалом — жесткими тягами.

Один из важных органов управления аквамобилем — балластная цистерна. Изменяя плавучесть аппарата, цистерна позволяет ему всплывать и погружаться. Правда, это можно делать и без балластной цистерны, за счет горизонтальных рулей, но такое возможно лишь в движении. Для погружения следует открыть верхний и нижний пневмоклапаны: при этом через нижний в цистерну проникает забортная вода, а через верхний выходит воздух. За изменением плавучести можно наблюдать по смонтированному внутри кабины стрелочному индикатору. Немаловажной является проблема поддержания в балластной емкости давления, равного забортному. Дело в том, что тонкая оболочка цистерны не может противодействовать сколько-нибудь значительным внешним нагрузкам и на большой глубине может быть деформирована. Чтобы этого не произошло, на лодке предусмотрен автомат компенсации; при всплытии сжатый воздух постепенно стравливается через предохранительный клапан. Само же всплытие происходит за счет создания избыточного давления воздуха (продувки) в балластной цистерне.

Большинство систем на аквамобиле для большей надежности задублировано. Так, помимо основной, на лодке имеется система аварийного всплытия, которой можно воспользоваться при неполадках в балластной цистерне. При полном затоплении цистерны она позволяет аппарату приобрести положительную плавучесть. В систему жизнеобеспечения входят: восемь семилитровых баллонов со сжатым воздухом (рабочее давление в каждом — 200 атм), запорный вентиль для перекрытия воздуха, поступающего к дыхательному автомату, и сам дыхательный автомат. Последний состоит из двух блоков: редуктора, понижающего давление воздуха до так называемого установочного (до 5-6 атм), и собственно дыхательного автомата, подающего аквалангистам воздух под давлением окружающей среды.

Корпус ПА "Шельф-001" — комбинированной конструкции. Каркас носовой части склепан из алюминиевых (сплав АМг-6) профилей и обшит листовым дюралюминием толщиной 0,6 мм, а кормовой — сварен из труб (нержавеющая сталь) и облицован стеклопластиком толщиной 3,5 мм. Кабина, занимающая переднюю часть лодки, закрыта легким фонарем. Сиденья пилота и пассажира расположены в ней тандемом. Кормовая часть носителя отведена под аккумуляторную батарею, балластную цистерну, распределительный блок электрической системы и узлы крепления вертикального и горизонтального оперения. Перевозился "Шельф-001" на специально сконструированном трайлере.

Испытания ПА осенью 1978 года показали приемлемость основных конструкторских решений носителя. Вместе с тем выявились некоторые недостатки: отсутствие дополнительных объемов для кино- и фотоаппаратуры и специального оборудования, малый объем балластной цистерны и длительное время ее заполнения, не совсем удачная конфигурация фонаря.

Проект массового аквамобиля, разработанного в СКБ "Океан" с учетом требований серийного производства, к сожалению, так и остался на бумаге. ПА "Шельф-001" в конце 1978 года был передан Севастопольскому военно-морскому училищу. СКБ "Океан" работало над проектом подводного аппарата "Шельф-002", который не должен был иметь недостатков своего предшественника. Но скорее всего это проект не был реализован, так как упоминаний о результатах автору найти не удалось.


5. Схема проекта:


Шельф-001


Компоновка двухместной подводной лодки «Шельф-001»:
1 — фара, 2 — гидролокатор, 3 — приборный щиток, 4 — обтекатель, 5 — аккумуляторная батарея, 6 — балластная цистерна, 7 — распределительный блок электрической системы, 8 — руль направления, 9 — киль, 10 — гидродинамическое кольцо, 11 — элевон, 12 — ходовой электродвигатель, 13 — руль направления (нижний), 14 — сбрасываемый аварийный балласт, 15 — дифферентная система


6. Тактико-технические данные проекта:


 масса 
  полная:400 кг
 скорость хода 
  подводная:5,5 км/ч
  надводная:3,7 км/ч
 глубина погружения 
  рабочая:до 50 метров
 кораблестроительные элементы 
  длина:4,20 метра
  ширина:1,80 метра (по стабилизаторам)
  высота:1,30 метра (по стабилизаторам)
 энергоустановка 
  электродвигатель2 х 0,8 кВт
 обитаемость 
  экипаж:

2 человека
  автономность по энергии:

5 часов

7. Источники:


- Непокойчицкий В.Н. "Над шельфом - "Шельф", "Моделист-Конструктор", №9, 1978г.
- Сайт Московского авиационного института (национальный исследовательский институт).
- Дутов А., Елизаров К. "Шельф" готовится к работе", Спортсмен-подводник, №56, 1979г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2013