Rambler's Top100 серии 1938 года Щ-316, Щ-404, С-404, КБП-35. Тип "Щ" X серии

ПЛ Щ-316, Щ-404, С-404, КБП-35
тип "Щ" X серии




фотография:


Подводная лодка Щ-404


ПЛ "Щ-404" типа "Щ" Х серии. Морской парад в честь победы в ВОВ, 13.05.1945г.
Фотография Диамента Р.




историческая справка:


1934 год 25 декабря
Заложена в г.Ленинград на Балтийском заводе под наименованием "Щ-316";

1935 год 27 декабря
Спущена на воду;

1936 год апрель
Предполагалась к переименованию в "Гепард";

1936 год 26 сентября
Вступила в строй. Предположительно включена в состав Отдельного учебного ДнПЛ КБФ;

1936 год 1 ноября
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Включена в состав 16-го ДнПЛ 2-й БрПЛ КБФ. Поднят Военно-морской флаг;

1937 год 16 мая
Переименована в "Щ-404". По другим данным переименование произошло уже на Северном флоте - 28.06.1937;

1937 год май - июнь
28.5 начала переход по Беломорско-Балтийскому каналу на Северный флот;

1937 год 30 июня
Перечислена в состав Северного флота. Вошла в состав 2-го ДнПЛ СФ (с 1939 - 2-й ДнПЛ БрПЛ СФ);

1938 год февраль
Приняла участие в спасении экспедиции И.Д. Папанина. Обеспечивала связь, находясь в районе в 30-40 милях к Северу от м. Нордкин;

1939 год апрель
Обеспечивала перелет В.К. Коккинаки на самолете "Москва" из Москвы через Северную Атлантику в США совместно с ПЛ "Щ-402", "Щ-403" и "Д-2";

1939 год 26 октября
Произошло заедание в КГР. Ремонт занял восемь суток. Причиной оказалась неудовлетворительная конструкция рулей. Запланирована к изменению в среднем ремонте;

1939 год - 1940 год зима
Участвовала в советско-финляндской войне. Обеспечивала патрулирование у норвежского побережья;

1939 год 23 ноября - декабрь
К началу боевых действий на Финском перешейке, была развернута на позициях севернее побережья Скандинавского полуострова в районе м. Маккаур;

1940 год 16 - 29 января
Находилась на позиции в дальнем дозоре на подходах к м.Нордкап. За поход прошла 1572,3 мили в надводном положении и 98,9 в подводном. Обнаружила 2 ТР, о которых донесла командованию. 17.1 на глубине 35 м. сальник привода гриба шахты вытяжной вентиляции начал пропускть забортную воду, которая попала на станцию гирокомпаса и временно вывела его из строя - к концу похода невязка составляла 11 миль. За время похода крышка 8-го цилиндра ДД л.б. дала трещину и требовала замены. В 12.00 29.1 вернулась в Полярное;

1940 год 23 февраля - март?
Находилась в боевом походе на позиции у норвежского побережья;

1940 год
В начале года перечислена в состав 3-го ДнПЛ БрПЛ СФ с базированием на Полярное;

1940 год 27 марта
Исключена из кампании на время ремонта;

1940 год 15 августа
Вступила в кампанию после ремонта;

1941 год 3 - 16 июля
Несла дозор перед устьем Кольского залива;

1941 год 22 июля
К началу ВОВ находилась в Полярном, числилась во 2-й линии. Днем 22.6 перешла в Йокангу, где поступила в оперативное подчинение командира Йокангской ВМБ;

1941 год 23 - 24 июня
Утром 23.6 вышла в дозор севернее горла Белого моря (позиция №8). Встреч с кораблями противника не имела. 24.6 встретив лед на подходах к горлу Белого моря, вернулась в Йокангу;

1941 год 26 июня - 12 июля
В 15.30 26.6 вышла в дозор севернее горла Белого моря (позиция №8). Встреч с кораблями противника не имела. 12.7 вернулась в Йокангу;

1941 год 13 июля
При потоплении германскими ЭМ СКР «Пассат» погибли находившиеся на его борту командир БЧ-1 ПЛ Щ-404 л-т М.А. Бродецкий, старшины 2-й статьи А.И. Рыбаков и В.М. Богданов;

1941 год 2 - 20 августа
В 16.50 2.8 вышла в дозор севернее горла Белого моря (позиция №8). В 18.00 11.8 обнаружена с германской ПЛ «U 451» но не атакована. В 07.59 20.8 вернулась в Йокангу;

1941 год 22 - 24 августа
Перешла в Архангельск;

1941 год 24 августа - 17 сентября
Прошла текущий ремонт иа заводе "Красная Кузница" с докованием;

1941 год 17 - 18 сентября
Перешла в Йокангу. На переходе попала в шторм. Из-за удара волны отдался стопор якорь-цепи, цепь начала биться о баллер горизонтального руля. Цепь выбрана вручную краснофлотцами Гондюхиным и Фоменко;

1941 год 1 - 9 октября
В 22.00 1.10 вышла в дозор севернее горла Белого моря (позиция №8). В 08.40 3.10 безрезультатно атакована неизвестным самолетом (предположительно самолет с британского КРТ «Лондон»), сбросившим на ПЛ 2 бомбы. Днем расстреляла плавующую мину. В 13.31 9.10 вернулась в Йокангу;

1941 год 26 - 27 октября
Перешла в Полярное. Возвращена в состав 3-гo ДнПЛ БрПЛ СФ;

1941 год 29 октября
Перешла в Мурманск, где продолжила ремонт на слипе завода НК РП;

1941 год 2 декабря
Вступила в строй;

1941 год 15 декабря - 1942 год 7 января
Боевой поход в район м. Нордкин - Тана-фьорд (позиция №4). В 01.25 15.12 вышла на позицию. В 10.05 16.12 прибыла на позицию. Действия на позиции затруднялись плохим состоянием АБ (не менялась с 04.1939 года), имевшей не более 50% от расчетной емкости. В ночь на 19.12 не смогла атаковать КОН поскольку, находясь и надводном положении, была обнаружена кораблями противника, обстрелявшими ПЛ артиллерийско-пулеметным огнем. После погружения ТЩ "М 1505" сбросил 6 глб. на безопасном удалении от ПЛ. 19-27.12 штормовала на позиции — волной оборваны антенны. В 19.37 29.12 произвела торпедную атаку КОН идущего на запад (1 ТР, 3 СКР) в точке 71.06 с.ш./28.39 в.д. восточнее м. Слетнес (ТР ? т., атака надводная с временным интервалом, 2 торпеды, дистанция 10-12 каб., через 1,5 мин. услышан глухой взрыв - зарубежных данных нет). После погружения зафиксировала на безопасном удалении 8 взрывов, предположительно, глб. Из-за неуверенности в исправности радиоприемника командир ПЛ в 18.35 5.1 начал возвращение в базу без разрешения командования. В 18.48 7.1 прибыла и Полярное;

1942 год 7 - 24 января
Прошла навигационный ремонт с заменой АБ;

1942 год 6 февраля - 3 марта
Боевой поход в район Тромсё - Анд-фьорд (позиция №2-б). В 19.55 6.2 вышла на позцию. 10.2 прибыла на позицию в районе о. Ванней и до 16.2 патрулировала в районе Анд-фьорда. 11-12.2 не смогла высадить РГ из-за шторма. 14-15.2 штормовала в районе зарядки АБ (в общей сложности в течение похода штормовала 14 сут.). Подплавился носовой подшипник главного электродвигателя правого борта. 16.2 перешла в район о. Арней, но 17-19.2 штормовала в районе зарядки АБ. Вечером 20.2 - утром 21.2 не смогла полностью высадить РГ из-за сильного волнения - две первые шлюпки перевернулись у берега, находившийся на них личный состав РГ выбрался на берег, радист и часть груза остались на борту ПЛ. 21.2 перешла в район Анд-фьорда. 25.2 в 11.22 в районе о. Серё обнаружила и расстреляла плавующую мину. 27.2 провела поиск в пpoл. Брей-сунд и Рольвсё-сунд. В 1 ч 28.2 начала возвращение в базу. Из-за большой невязки вышла на курс союзного КОН «QP-8», от кораблей которого уклонилась погружением. 3.3 в районе Териберки в точке 69.25 с.ш./35.10 в.д. обнаружила ПЛ противника. В 15.34 3.3 прибыла в Полярное;

1942 год 5 - 26 марта
Пришла навигационный ремонт;

1942 год 29 марта - 6 апреля
Боевой поход в район Тана-фьорда (позиция №4). В 20.20 29.3 вышла на позицию. В 02.00 31.3 прибыла на позицию. В 12.15 произвела торпедную атаку КОН идущий на восток (1 ТР, 2 ТЩ) в устье Конгс-фьорда (ТР 5-6000 т. атака подводная с временным интервалом, 2 торпеды, дистанция 10-12 каб., через 80 сек. услышан взрыв — безуспешно атакован германский КОН, включавший ТР «Альмора», «Адмирал Карл Херинг» и голландскй ТН «Олеум»). В 12.34 всплыв под периском обнаружила один СКР. Попыталась выйти на него в атаку, но отказалась из-за начавшегося бомбометания - контратакована германскими БО «Uj 1104» и «Uj 1109», сбросившими 4 (по германским данным 3) глб. В 18.27 1.4 произвела торпедную атаку КОН идущий на запад (1 ТР, 2 TЩ, 1 СКА) восточнее входа в Бос-фьорд (ТР 10500 т, атака подводная с временным интервалом, 3 торпеды, дистанция 8-10 каб., через 75 и 87 сек. услышено 2 взрыва — в точке 70.45 с.ш./30.10 в.д. потоплен германский ТР «Михаэль», 2793 брт, перевозил груз железной руды). Подверглась 2,5-часовому преследованию СКР «Алане», «Фризе» и «Салнер», в ходе которого сброшена 61 (38 по герм, данным) глб. На находившейся на грунте ПЛ (на глубине 48м) в результате близких разрывов начали пропускать воду клапана турбонасоса и трюмной помпы, было разбито 3 бака АБ, вышла из строя часть освещения. 2.4 не смогла снять РГ с берега — в назначенное время сигналов с берега сделано не было. Днем 3.4 не смогла атаковать КОН (ТН 8-9000 т., 2 СКР) противника из-за неправильных действий торпедистов - не был включен автомат-коробка ТА (после возвращения в базу командир БЧ-3 старший лейтенант Синяков отдан под суд ВТ). При атаке кормовые горизонтальные рули заклинило на погружение в 21 градус и ПЛ самопроизвольно легла на грунт на глубине 51 м. После всплытия повторно направилась к берегу для снятия разведгруппы. В 23.46 3.4 приняла на борт РГ (трех человек). В 02.37 5.4 получила приказание следовать в базу и в 05.32 6.4 прибыла в Полярное. Командир доложил об уничтожении 1 ТР и возможном уничтожении еще 1 ТР;

1942 год 7 - 18 апреля
Прошла навигационный ремонт;

1942 год 28 апреля - 10 мая
Боевой поход в район Лоппского моря (позиция №2). В 18.35 27.4 вышла на позицию. На переходе севернее Порсангер-фьорда обнаружила плавующую мину. В 03.50 1.5 лопнуло кольцо гидромуфты левого дизеля (отремонтировано через несколько часов). В 09.25 прибыла на позицию. После доклада об аварии в 23.37 2.5 получила приказ вернуться в базу. В связи с тем, что не получила своевременно квитанцию па просьбу остаться на позиции, начала движение в базу и достигла меридиана 30 градусов. В 19.38 3.5 получила приказ вернуться на позицию, которую повторно заняла утром 5.5. В те же сутки произвела поиск в районе о. Арнё - о. Лоппа. Встреч с кораблями противника не имела. В 08.26 8.5 в связи с исчерпанием запаса топлива получила приказ о возвращении в базу и в 23.30 10.5 прибыла в Полярное;

1942 год 14 мая - 15 сентября
После перехода в Мурманск прошла текуший ремонт. 14.5 начала ремонт на слипе мурманского завода НК РП. В 09.46 30.6 во время налета 8 Ju-87 и 12 Вf-109 на Мурманск на расстоянии 14 м. от кормовой оконечности по правому борту взорвалась 250-кг авиабомба. Прочный корпус ПЛ получил 13 осколочных пробоин и столько же вмятин, легкий корпус, надстройка и ограждение рубки - около 160 осколочных пробоин. Был поврежден ТА №5, трубопроводы топливной и маслиной систем дизелей. 1.7 при спуске со слипа через незаделанные пробоины в цистернах главного балласта получила крен в 7-8 градусов. До 23.8 продолжала ремонт в плавучем доке завода, установлен СГ «Спрут». 15.9 вступила в строй;

1942 год 16 сентября - 1 октября
Боевой поход в район Варангер-фьорда (позиция №6). В 19.49 16.9 вышла на позицию. 17.9 прибыла на позицию. В 12.20 22.9 произвела торпедную атаку КОН идущего на восток (1 ТР, 3 ТЩ) в точке 70.11,7 с.ш./30.56,2 в.д. (ТР 5500 т., атака подводная с временным интервалом, 2 торпеды, дистанция 11-12 каб., через 95 сек. услышан слабый глухой взрыв - безуспешно атакован германский КОН, включавший ТР «Штадт Эмден» и ГС «Александр фон Гумбольдт»). Контратакована БО «Uj 1103», «Uj 1104» и «Uj 1106», сборосившими на безопасном удалении 22 (17 по германским данным) глб. В 20.20 30.9 начала возвращение в базу и в 06.00 1.10 прибыла в Полярное;

1942 год 15 - 29 октября
Боевой поход в район Порсангер-фьорда (позиция №3). В 00.54 15.10 вышла на позицию. В 11.30 16.10 прибыла на позицию. 16-19.10 штормовала на позиции. В 06.45 22.10 обнаружила плавующую мину. Утром 25.10 не смогла атаковать КОН из-за обнаружения германскими СКР «V 5909», «V6106» и «NM 21», обстрелявшими перископ ПЛ из пулеметов и сбросившими 79 (55 по германскм данным) глб. - повреждений нет. В 09.10 28.10 начала возвращение и базу и в 18.25 29.10 прибыла в Полярное;

1942 год ноябрь
В ходе навигационного ремонта установлена механическая часть ГАС «Дракон-129» (электрическая часть установлена в 1943г., по-видимому, в ходе текущего ремонта);

1942 год 30 ноября - 15 декабря
Боевой походв район Порсангер-фьорда (позиция №3). В 16.51 30.11 вышла на позицию. В 23.32 1.12 прибыла на позицию. В 03.31 4.12 произвела торпедную атаку КОН идущий на восток (1 ТР, 2 СКР) у входа в пролив Магерё-сунд (ТР ? т, атака надводная с временным интервалом, 2 торпеды, дистанция 20 каб., одна торпеда ушла вправо, взрывов не было — зарубежных данных нет). Преследования не было. В 15.23 4.12 произвела торпедную атаку другого КОН идущего на восток (1 ТР, 2 СКР) (ТР 8000 т., атака подводная с временным интервалом, 2 торпеды, дистанция 16-17 каб., через 160 сек. услышан взрыв - зарубежных данных нет). Командир ПЛ предположил, что ТР повржден. В 15.32 зафиксировано 6 отдаленных взрывов, предположительно, глубинных бомб. 6.12 дважды не смогла атаковать НСУ из-за больших КУ. Утром и днем 13.12 трижды не смогла выйти в атаку на ТЩ из-за плохой видимости. В 20.24 начала возвращение в базу и в 12.54 15.12 прибыла в Полярное;

1943 год 15 - 27 января
Боевой поход в район Порсангер-фьорда (позиция №3). В 03.09 15.1 вышла на позицию. В 14.45 15.1, 10.05 и 12.55 16.1 обнаруживала плавующие мины. Вечером 16.1 прибыла на позицию. Ночью 17.1 не смогла атаковать 2 СКР из-за плохой видимости. В 19.22 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 4 СКР) в точке 71.01,5 с.ш./26.53,2 в.д. (ТР 10000 т., атака надводная с временным интервалом, 4 торпеды, дистанция 7-10 каб., из-за плохой видимости результат визуально не наблюдался, через 2 мин. услышано 2 взрыва — атака не зафиксирована, безуспешно атакован германский КОН, включавший ТР «Ротенфельс» и норвежский ТН «Ингер Йоханне»). Преследования не было. Днем 20.1 не смогла атаковать КОН (возможно отряд МЗ «Скагеррак», который в эти сутки выставил минное заграждение «NW-10» северо-западнее. м. Нордкин) из-за тумана, но при попытке доложить о нем по радио обнаружена и атакована СКР противника, сбросившими несколько глб. В 21.40 22.1 произвела торпедную атаку КОН (4 ТР, 2 СКР) западнее м. Нордкин (ТР 14000 т, атака надводная с временным интервалом, 4 торпеды, дистанция 10-12 каб., через 1 мин. услышало 2 взрыва, наблюдалось погружение ТР кормой — безуспешно атакован германский КОН, включавший ТР «Швабен», «Мюльхайм-Рур», «Байя» и «Шиллигхёрн», наблюдался след 1 торпеды). Контратакована СКР «V 5910» сбросившим на безопасном удалении 6 глб. (5 по германским данным). 23-24.1 получила задачу атаковать крупные надводные корабли. В 03.25 25.1 начала возвращение в базу и в 18.28 27.1 прибыла в Полярное. Командование посчитало уничтоженными 2 ТР;

1943 год 22 февраля - 11 марта
Боевой поход в район Порсангер-фьорда (позиция №3). В 17.25 22.2 вышла на позицию. В 08.55 23.2 обнаружила плавующую мину. В 5 ч 24.2 прибыла па позицию. Днем 1.3 не смогла атаковать 2 СКР из-за плохой видимости. Утром 4.3 командир отказался от атаки TЩ, поскольку ожидал прохождения KOН. В 20.40 9.3 начала возвращение в базу и в 09.05 11.3 прибыла в Полярное;

1943 год 18 апреля - 4 мая
Боевой поход в район Варангер-фьорда (позиция №6). В 16.40 18.4 вышла на позицию. В 04.10 19.4 прибыла на позицию. Утром из-за плохой видимости не смогла выйти в атаку на КОН противника, но была обнаружена германскими БO «Uj 1104», «Uj 1103» и «Uj 1111» которые в течение 8,5-часового преследования сбросил на ПЛ 174 глб. Получили повреждения система подъема командирского перископа, электрическое управление горизонтальными рулями, турбонасос трюмной помпы, магнитный компас, крышка нижнего рубочного люка. 5 заклепок прочного корпуса начали фильтровать воду. Образовались трещины в надстройке и ограждении рубки. С 22 ч 19.4 до 21.50 20.4 находилась в бухте Пумманки, где устраняла повреждения. В ночь на 23.4 и 24.4 находилась в бухте Пумманки, где заряжала АБ. В 11.25 25.4 произвела торпедную атаку ОБК (2 ТЩ) (ТЩ, атака подводная с временным интервалом, 4 торпеды, дистанция 13 каб., через 120 сек услышано 2 взрыва - зарубежных данных нет). Контратакована кораблями противника, сбросившими до 12.06 на безопасном удалении 9 глб. 26.4., 28.4, 30.4 и 2.5 находилась в бухте Пумманки, где заряжала АБ. Вечером 29.4 не смогла атаковать КОН из-за большого КУ. В 23.20 3.5 начала возвращение в базу. В 02.22 обнаружила плавующую мину и в 09.55 4.5 прибыла в Полярное;

1943 год 24 июля
Награждена орденом Красного Знамени;

1943 год 10 июля - 3 сентября
Прошла текущий ремонт, в ходе которого был установлен СРП «Топедо-директор» и окончательно смонтирована ГАС "Дракон-129";

1943 год 11 - 21 сентября
Боевой поход в район Варангер-фьорда (позиция №1). В 20.06 11.9 вышла на позицию. 12.9 прибыла на позицию. Вечером в темноте обстреляна огнем ММ противника, от которого уклонились погружением - зарубежных данных нет. В 22.35 обнаружена плавующая мина. В 01.32 13.9 зафиксировала след торпеды на расстоянии 100-120 м - уклонилась погружением — ложный контакт. В 11.35 при форсировании минного заграждения коснулась минрепа — взрыва не последовало. 13-14.9 при помощи ГАС «Дракон» обнаружено 7 мин. В 12.37 14.9 произвела торпедную атаку КОН идущего на восток (1 ТР, 1 ММ, 2 ТЩ, несколько СКА) в точке 70.15,3 с.ш./31.05 в.д. у м. Кибергнес (ТР 8000 т, атака подводная временным интервалом, 4 торпеды (в т.ч. 2 с НВС, все выпускались с глубины 15 м. по пеленгам, полцченным при помощи ГАС "Дракон-129"), дистанция 10 каб., в 12.44 услышано 2 взрыва, принятых за взрывы глб. — безуспешно атакован германским КОН, лидировавшимся МТЩ «R 121», наблюдались три торпеды, взорвавшиеся на берегу). Преследования не было. В 14.43 при форсировании минного заграждения коснулась минрепа — взрыва не последовало. В 05.28-21.45 15.9 произвела зарядку АБ в бухте Цып-Наволок. В 09.41 17.9 и 18.48 18.9 при форсировании минного заграждения дважды касалась минрепов - взрывов не последовало. В 13.12 20.9 произвела торпедную атаку КОН идущего на восток (2 ТР, несколько кораблей ПЛО) у м. Кибергнес (ТР 6000 т, атака подводная с времнным интервалом, 2 торпеды (выпускались по акустическим пеленгам с глубины 22 м., третья торпеда вышла из ТА на 2/3 и отработала в этом положении), дистанция 8 каб., через 80-100 сек. услышано 2 взрыва — зарубежных данных нет). В 13.43 на большом расстоянии от ПЛ зафиксировано 6 взрывов. В 5 ч 21.9 прибыла в бухту Цып-Наволок для разоружения торпеды, после чего начала возвращение в базу. В 13.45 прибыла в Полярное. Командир доложил о возможном уничтожении ТР;

1943 год 4 - 10 октября
Прошла навигационный ремонт;

1943 год 31 октября - 18 ноября
Боевой поход в район м. Нордкап - Тана-фьорд (позиция №6). В 18.00 31.10 вышла на позицию. В 19.33 обнаружила плавующую мину. В 03.40 3.11 прибыла на позицию. 4-5.11 штормовала в районе зарядки АБ. Днем 8.10 не смогла атаковать КОН из-за плохой видимости и плохой управляемости при сильном волнении. 3 раза обнаруживала мины ГАС «Дракон». За время похода ПЛ неоднократно пыталась выходить на перехват вражеских конвоев, о которых сообщала воздушная разведка, но не находила целей. В 03.09 16.11 начала возвращение в базу и в 09.40 18.11 прибыла в Полярное;

1943 год 13 декабря
Поставлена на прикол в ожидании среднего ремонта;

1944 год апрель
Начаты ремонтные работы;

1944 год 27 октября
Во время швартовных испытании произошла авария правого главного электромотора;

1944 год 1 декабря
Вступила в строй;

1945 год 15 февраля
Начала замену АБ и работы по установке амортизаторов;

1945 год 18 апреля
Вступила в строй;

1945 год 13 мая
Участвовала в морском параде в честь победы в ВОВ в Кольском заливе;

1948 год лето
По ББК переведена из Белого на Балтийское море;

1948 год 26 июня
Переведена в состав отряда судов КУОПП им. С.М. Кирова для использования в учебных целях;

1949 год 12 января
Отнесена к подклассу учебных ПЛ;

1949 год 9 июня
Переименована в С-404;

1953 год 17 августа
Выведена из боевого состава, разоружена, перестроена в УТС и в Кронштадте поставлена на прикол;

1953 год 15 сентября
Переименована в КБП-35;

1956 год 20 июня
Исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;

1956 год 17 августа
Расформирован экипаж. Впоследствии разделана на металл на Ленинградской базе "Главвторчермета" на Турухтанных островах.




дополнительная информация:


1. Список погибших 13.07.1941.



командиры:


1. Чаликов В.А. (15.07.1936-14.02.1937 ИД, 15.02.1937-16.05.1937)
2. Колышкин И.А. (16.05.1937-16.03.1938)
3. Лунин Н.А. (16.03.1938-02.11.1938) арестован
4. Голубец В.В. (25.10.1938-16.12.1938) ВРИД
5. Иванов В.А. (16.12.1938-21.12.1938 ИД, 22.12.1938-06.03.1943)
6. Макаренков Г.Ф. (28.02.1943-01.06.1944)
7. Голев С.А. (01.06.1944-12.09.1945)
8. Герасимов Л.М. (06.1947-10.1947)
9. Драченов П.Н. (02.03.1950-06?.08?.1952)
10. Хорошайлов Г.И. (21.11.1952-22.12.1953)



список источников:


1. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
2. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
3. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
4. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах «Цитадель», Санкт-Петербург, 1998г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
7. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
8. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Подводные лодки типа "Щ" (X и X-бис серии)", Морская коллекция, №2, 2002г.
9. Отчеты командиров ПЛ СФ за 1941-1943гг.
10. Козлов И.А., Шломин В.С. "Краснознаменный Северный Флот", Воениздат, Москва, 1983г.
11. Фотография из книги Морозова М.Э. и Кулагина К.Л. "Подводные лодки типа "Щ" (X и X-бис серии)".
12. "Советско-Финляндская война 1939-1940гг. Боевые действия на море.", Остров, Санкт-Петербург, 2002г.
13. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
14. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.3, Стратегия КМ, Москва, 2005г.
15. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Щуки". Легенды Советского подводного флота", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, Москва, 2008г.
16. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2016