Rambler's Top100 Подводная лодка Щ-319. Тип "Щ" X серии

Щ-319

Тип «Щ» X серии




фотография:


Подводная лодка Щ-319

ПЛ Щ-319 типа «Щ» X серии. Предположительно на испытаниях в 1936 году.




историческая справка:


1934 год 31 декабря
Заложена в г.Ленинград на заводе им. А.Марти как ПЛ Щ-319. Планировалось, что ПЛ получит наименование "Кашалот";

1935 год 15 февраля
Спущена на воду;

1936 год 29 ноября
Вступила в строй;

1936 год 11 декабря
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Зачислена в состав 17-го ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ с базированием на Кронштадт;

1939 год октябрь
Входила в состав 17-го ДнПЛ 2-й БрПЛ КБФ. В ходе подготовки к советско-финляндской войне в составе дивизиона перебазирована в Таллин (предположительно в это время дивизион и был перечислен в состав 2-й БрПЛ);

1939 год ноябрь - 1940 год февраль
Участвовала в советско-финляндской войне. Совершила 2 боевых похода;

1939 год 29 ноября - 14 декабря
Боевой поход. Вечером 29.11 вышла на позицию № 11 в южной части Кваркена. Оказавшись на главной коммуникации, связывавшей Финляндию с остальным миром, командир ПЛ наблюдал ежедневно движение 10-20 пароходов, он не мог атаковать их, поскольку все они шли под нейтральными флагами, нередко в сопровождении кораблей шведского флота. Действовать в этих условиях по призовому праву, как того требовал боевой приказ, командир, естественно, не рискнул. По указанию Наркома ВМФ Н.Г.Кузнецова о развертывании подводных лодок в Ботническом заливе, в ночь на 4.12 ПЛ форсировала пролив Южный Кваркен в надводном положении и уже днем заняла позицию у порта Кристина (позиция № 12), став первой ПЛ, проникшей в этот район. К сожалению, воспользоваться результатами скрытного прорыва не удалось - из-за неудачного расположения небольшой по размерам позиции лишь однажды было встречено судно, атаковать которое не удалось из-за невыгодного курсового угла. 6.12 обнаружено несоразмерно малый запас топлива. 10.12 командир принял решение о возвращении. Днем 12.12 ПЛ совершила обратное форсирование Южного Кваркена - на этот раз в подводном положении из-за присутствия многочисленных дозорных кораблей. ПЛ несколько раз ударялась о груни и подводные скалы и, в конце концов, потеряв ориентировку, прошла через шведское минное поле, коснувшись при этом минрепа. 14.12 возвратилась в Таллин;

1939 год 23 декабря - 1940 год 11 января
Боевой поход. Вышла в район южнее Утё (позиция № 6). 29.12 приказано идти на позицию в Ботнический залив. 30.12 при шторме в 10 баллов, из-за кренов разлился электролит АБ. ПЛ возсращена на позицию №6 Поход прошел безрезультатно. 10.1 отозывнв в базу, куда прибыла утром 11.1. Остаток зимы ПЛ провела в Таллине;

1941 год 11 февраля Переформирована в состав 7-го ДнПЛ 2-й БрПЛ КБФ с базированием на Таллин;

1941 год 22 июня
К началу войны находиласъ в доке Таллина в среднем ремонте;

1941 год 3 - 4 июля
Перешла в Ленинград;

1941 год 3 - 4 августа
Перешла в Усть-Лугу;

1941 год август
С 18.8 находилась в Кронштадте в готовности к выходу в поход. 30.8 перешла в Ленинград;

1941 год 6 сентября
Переформирована в состав 4-го ДнПЛ БрПЛ КБФ;

1941 год 14 сентября
Перешла в Кронштадт;

1941 год 20 сентября
Боевой поход. В 19.25 20.9 вышла в район Либавы (позиция №2). До района м-ка Родшер должна была идти совместно с ПЛ "Щ-320", но при выходе с Болыпого кронштадтского рейда оторвалась от нее и пошла самостоятельно. ПЛ не донесла о проходе меридианов 24 и 21°, ни разу не вышла на связь (не ответила на запрос 30.9) и в базу не вернулась. Возможные причины гибели: подрыв на мине заграждений "Юминда", "Корбетта", советских заграждений в районе о. Гогланд (в случае навигационной ошибки в ночь на 21.9), подрыв на плавающей мине, ошибка личного состава или отказ техники, а также гибель на мине или в результате атаки сил ПЛО непосредственно на позиции (28.9 германский КРЛ "Лейпциг" и "Эмден", возвращавшиеся в Мемель после бомбардировки п-ва Сырве, зафиксировали атаку ПЛ - контратакована ММ "Т 7", "Т 11"; 29.9 атаку ПЛ в этом же районе зафиксировали германские ТЩ "М 151", "М 203"). На ПЛ погибло 38 членов экипажа;

1941 год октябрь (приблизительно)
Исключена из состава ВМФ;

2012 год лето
Обследована группой латвийских дайверов под руководством Щенделева Ю. Подводная лодка лежит на дне в 16 милях западнее Паланги. Корпус подводной лодки перебит взрывом на две части и покоится на глубине 43 м в точке 55°50 с.ш./ 20°43 в.д.




дополнительная информация:


Список погибших в боевом походе 09.1941



командиры:


1. Червинский В.А. (27.10.1936-04.05.1937 ИД, 05.05.1937-10.02.1939)
2. Агашин Н.С. (10.02.1939-09.1941)



список источников:


1. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
2. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
3. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
4. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Подводные лодки типа "Щ" (X и X-бис серии)", Морская коллекция, №2, 2002г.
5. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
6. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах «Цитадель», Санкт-Петербург, 1998г.
7. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
8. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", Выпуск 15, №3/1999г.
9. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Галея-Принт, 1999г.
10. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2017