Rambler's Top100 Подводная лодка Щ-318, С-318. Тип "Щ" X серии

Щ-318, С-318

Тип «Щ» X серии




фотография:


Подводная лодка Щ-318

ПЛ Щ-318 типа «Щ» X серии. Турку, март 1945 года.




историческая справка:


1934 год 23 июля
Заложена в г.Ленинград на заводе им. А.Марти. Планировалось, что ПЛ получит наименование "Тур";

1934 год 15 сентября
Получила обозначение Щ-318;

1935 год 11 августа
Спущена на воду;

1936 год 12 августа
Вступила в строй;

1936 год 30 августа
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Зачислена в состав 17-го ДнПЛ 2-й БрПЛ КБФ с базированием на Кронштадт;

1939 год октябрь
Входила в состав 17-ого ДнПЛ 2-й БрПЛ КБФ. В ходе подготовки к советско-финляндской войне в составе дивизиона перебазировалась в Таллин;

1939 год 28 - 29(30?) ноября;
Вышла в дозор в устье Финского залива, но из-за начала развертывания КБФ для действий против Финляндии 29.11 была отозвана в Таллин;

1939 год ноябрь - 1940 год февраль
Участвовала в советско-финляндской войне. Совершила 2 боевых похода;

1939 год ноябрь
В начале войны числилась в оперативном резерве;

1939 год 4 - 8 декабря
Боевой поход. Вышла в море 4.12 и направилась к проливу Южный Кваркен (позиция №11). В район патрулирования прибыла в ночь на 6.11. В течение последующих суток ПЛ неоднократно обнаруживала шведские дозорные миноносцы типа "Врангель", которые, как выяснилось позднее, обеспечивали минную постановку вспомогательного крейсера "Дроттнинг Виктория" в западной части пролива. В районе позиции при срочных погружениях были случаи задевания грунта в подводном положении на глубине 20 м. при глубине по карте 40-45 м. Столкнувшись с противолодочным дозором, который несколько раз, несомненно, обнаруживал ПЛ из-за искрения прогоревшего коллектора ДД, но не атаковал, командир ПЛ запросил указаний о смене позиции. Командование решило иначе и утром 7.11 отозвало ПЛ в Таллин. Прибыла в базу в 08.45 8.12. После объявления шведами о минировании западной части пролива позиция №11 была закрыта, хотя именно через этот район по кратчайшему расстоянию из Стокгольма в Мянтюлуото и Турку следовали конвои прорывателей блокады;

1939 год 20 - 27 декабря
Боевой поход. Планировался в Ботнический залив к порту Кристина (позиция №12). В 18.04 20.12 ПЛ вышла в море, но буквально сразу же на ней сломался ГЭЛ л.б. Командование решило перенаправить ПЛ на позицию № 8 южнее Аландских островов. Крейсерство успеха не имело, т.к. в этом районе цели отсутствовали. В 06.00 27.12 ПЛ вернулась в Таллин;

1941 год 11 февраля
Переформирована в состав 7-го ДнПЛ 2-й БрПЛ (с 06.09.1941 - БрПЛ) КБФ с базированием на Таллин;

1941 год 22 июня
К началу войны находшась в доке Таллина в среднем ремонте;

1941 год 3 - 4 июля
Перешла в Ленинград;

1941 год 3 - 4 августа
Перешла в Устъ-Лугу;

1941 год 18 - 30 августа
С 18.8 находиласъ в Кронштадте в готовности к походу;

1941 год 3О августа
Перешла в Ленинград;

1941 год 17 сентября
Перешла в Кронштадт;

1941 год 26 сентября и 2 октября
Во время стоянки в Петровском канале повреждена осколками артиллерийских снарядов - пробит прочный корпус, повреждены надстройка и рубка, кроме того при обстреле 26.9 легко ранен командир ПЛ и убит командир БЧ-1. Вечером 2.10 перешла в Ленинград для ремонта;

1941 год 24 октября
В ночь на 24.10 вернуласъ в Кронштадт;

1941 год 26 - 31 октября
Боевой поход. В 17.25 26.10 вышла в Аландское море (позиция №7). Переход в восточную часть Финского залива осуществлялся на большой скорости при невозможности определитъся по навигационным ориентирам. В 04.55 27.10 ПЛ села на камни у южной оконечности о. Гогланд. ПЛ получила серъезные повреждения: погнут баллер носовых гортонталъных рулей, деформирована носовая частъ киля, образоваласъ вмятина в прочном корпусе, разлит электролит. Днем снята с камней БТЩ. 28.10 перешла к о. Лавенсари и в 10.00 31.10 вернулась в Кронштпадт;

1941 год 1 ноября
Перешла в Ленинград для ремонта;

1941 год 21 ноября
Перечислена в состав 4-го ДнПЛ БрПЛ КБФ;

1942 год август
Когда выяснилось, что ремонт затягивается, весь экипаж был переведен на ПЛ Щ-407;

1942 год 13 октября
При выходе на учебный полигон е устье р. Нева, в подводном положении ударилась о бык Володарского моста. Повредила рули, винты и корпус;

1943 год 7 января
Перечислена в состав 3-го ДнПЛ БрПЛ КБФ;

1943 год май
К концу мая подготовлена к боевому походу;

1943 год 27 мая
В ночь на 27.5 перешла в Кронштадт;

1943 год 8 октября
Повреждена осколками снарядов - пробит легкий корпус;

1944 год июнь - сентябрь
В июне перешла в Ораниенбаум, где до конца сентября осуществляла боевую подготовку;

1944 год 28 - 29 сентября
В обеспечении БТЩ-205, -207, -211, -215, -217 и 5 СКА перешла из Кронштадта к о. Лавенсари. 29.9 в обеспечении БТЩ-215, 4 СКА и 2 финских СКА начала переход финским прибрежным фарватером в Балтийское море, но в из-за мелкой поломки механизмов в 15.00 30.9 была вынуждена зайти в Порккала-Удд;

1944 год 4 октября - 19 ноября
Боевой поход. 4-5.10 выведена из Хельсинки в Балтийское море для занятия позиции в районе Либавы (позиция №3). В ночь на 7.10 в 15 милях северо-восточнее о. Форэ дважды не смогла выйти в атаку на ЭМ (по-видимому, шведские) из-за неудачного маневрирования. В 06.25 8.10 прибыла на позицию. Днем 9.10 командир ПЛ дважды отказывался от атак ОТР, а затем не смог завершить атаку КОН из-за утраты скрытности. В этот же день выявилась неисправность зенитного перископа - залит водой. Кроме того, из-за неперекрытого клапана замещения соляра забортной водой в цистерне №1 образовалась трещина, и соляр стал поступать в аккумуляторную яму. Вечером 9.10 командир БПЛ приказал ПЛ занять позицию в секторе, ограниченном пеленгами 270-245° западнее Либавы (сектор №1). Утром 10.10 не смогла атаковать КОН в районе м. Акменрагс - пропущен угол упреждения. Днем 12.10 из-за неправильного маневрирования ПЛ не смогла выйти в атаки на 2 КОН. Днем 13.10 перешла для действий в район м-ка Паппензее. В 22.57 15.10 произвела торпедную атаку одиночной БДБ, первоначально принятой за ТР, в 12 милях северо-западнее м-ка Паппензее (атака=надв/ви/2, д=4,5 каб., БДБ резко изменила курс, промах - зарубежных данных нет). 20.10 во время шторма в подводном положении в результате ударов о грунт повредила вертикальный руль. В ночь на 22.10 перешла к м. Акменрагс, 23.10 - в сектор №1 западнее Либавы, 24.10 - в сектор №3. В ночь на 24.10 не смогла атаковать ОТР из-за временного выхода из строя станции электродвигателей. Днем не смогла атаковать КОН из-за невыгодного КУ. Днем 26.10, при выходе в атаку на КОН южнее Либавы из-за ошибки рулевогого-ризонталыцика погрузилась и пропустила угол упреждения. 29.10 на ПЛ временно выходило из строя управление горизонтальными рулями. В 22.27 произвела торпедную атаку КОН (3 ТР, 3 СКР) в 17 милях южнее Либавы (ТР 9000 т, атака=надв/вр/3, д=4-5 каб., через 40 сек наблюдалось два взрыва - сопровождавший КОН германский ТЩ "М 256" наблюдал две торпеды). Днем 30.10 из-за неудачного маневрирования не смогла атаковать ПЛ противника, вечером имела контакты с отрядом ТЩ, СКР и БДБ, а также ММ противника. Утром 31.10 уклонилась погружением от обнаруженной ПЛ. Вечером 1.11 при маневрировании вблизи КОН обнаружена противником и подверглась преследованию ММ "Т 3", сбросившего 8 глб. В 00.10 4.11 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 НСУ, 1 СКР, 1 СКА) в 10 милях западнее знака Бернату (ТР ? т, атака=надв/вр/3, д=12 каб., торпеды выскочили на поверхность, были обнаружены с ТР, после чего он уклонился - безуспешно атакован КОН, охранявшийся германским ТЩ "М 328"). Днем 5.11 отказалась от атаки КОН из-за 7-бального волнения. При ударах о грунт лодка вновь повредила вертикальный руль. Вечером 9.11 отошла от берега для ремонта поврежденной штормом рубки. Вечером 10.11 случайно оказалась внутри ордера кораблей противника, атаковать которые не смогла из-за темноты и плохих погодных условий. 11-13.11 имела несколько контактов с кораблями ПЛО. Днем 12.11 перешла в район м. Акменрагс. В 19.37 15.11 с разрешения командования начала возвращение в базу. Вечером 17.11 прибыла в район о. Утё и в 18.22 18.11 встала на якорь в шхерах в 3 милях западнее Турку. 19.11 перешла в Турку, где осуществила межпоходовый ремонт;

1945 год 11 января - 14 февраля
Боевой поход. 11.1 вышла в район м-к Паппензее - Паланга (позиция №2-новая), но в тот же день вернуласъ в Турку из-за неисправности механизмов. В 12.10 12.1 вновь вышла на указанную позицию и в 02.30 16.1 заняла ее. В ночь на 20.1 не смогла атаковать 2 СКР противника из-за малой дистанции и высокой скорости целей. В ночь на 21.1 произвела безрезультатный поиск КОН на коммуникации Хель - Либава. Вечером 26.1 не смогла атаковать КОН из-за невыгодного КУ и малой собственной скорости. Вечером 28.1 произвела поиск в направлении Мемеля, прерванный получением сообщения о взятии города советскими войсками. Утром 31.1 не смогла атаковать КОН из-за невыгодного КУ и малой собственной скорости. Вечером 1.2 получила приказ командира БПЛ занять позицию на подходах к Либаве (позиция №1). Днем 2.2 осуществляла ремонт системы охлаждения левого дизеля. В ночь на 3.2 избежала столкновения с неожиданно обнаруженным ОТР. Преследование ОТР не осуществлялось из-за плохой видимости и малой скорости ПЛ. В 21.52 4.2 произвела торпедную атаку КОН (3 ТР, 2 БДБ, 2 СКР) в точке 56°17' с.ш./20°26' в.д. (ТР 6000 т, атака=надв/вр/3, д=10 каб., наблюдались попадания торпед в 2 ТР по 6000 т и гибель одного из них - в точке 56°13'9 с.ш./20°23'2 в.д. потоплен германский ТН "Хиддензее", 643 брт). Преследования не было. В ночь на 6.2 не смогла атаковать ММ из-за большой дистанции. В 03.14 10.2 в точке 56°24' с.ш./ 20°28' в.д. при срочном погружении получила таранный удар в кормовую часть с левого борта от неожиданно обнаруженного быстроходного корабля или катера. Часто упоминаемый в качестве жертвы столкновения, германский прорыватель минных заграждений "Аммерланд" (2452 брт), по зарубежным данным погиб 10.2.1945 в точке с координатами 56'26' с.ш./20'ЗО' в.д. в результате столкновения с СКР. В результате удара оказались перебиты приводы управления кормовыми горизонтальными рулями, повреждены сами рули, вертикальный руль, ТА №6 и легкий корпус*. Из-за серьезных повреждений в 23.29 начала возвращение в базу. В 00.45 13.2 встречена БТЩ и ЛД у м-ка Чекарсэрн и в 03.55 14.2 прибыла в Турку;

1945 год 15 февраля - 11 мая
Находиласъ в аварийном ремонте. Вечером 6.5 планировалось выслатъ ПЛ на западные подходы к Либаве, но в связи с ожидающимся окончанием военных действий и незавершенностью ремона поход был отменен;

1945 год 23 - 25 июня.
Совершила поход на позицию севернее о. Борнхолъм;

1946 год 15 февраля
Переформирована в состав 3-го ДнПЛ 1-й КрБрПЛ Юго-Балтийского флота (с 01.1947 - 4-й ВМФ) с базированием на Лиепаю;

1949 год 12 января
Отнесена к подклассу средних ПЛ;

1949 год 9 июня
Переименована в "С-318";

1951 год март
Переформирована в состав 158-й БрПЛ 27-й КрДиПЛ 4-го ВМФ с прежним местом базирования;

1951 год 31 июля
Выведена из боевого состава и передана ВВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского для использования в учебных целях;

1954 год 22 сентября
Передана 1-му ВВМУ подводного плавания для использования в учебных целях;

1955 год 9 августа
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации;

1955 год 23 августа
Расформирована и впоследствии разделана на металл на Ленинградской базе "Главвторчермета" на Турухтанных островах.




командиры (в/ч .....):


1. Георги А.И. (11.04.1936-28.07.1936 ИД, 29.07.1936-07.07.1938)
2. Лукьянчиков П.А. (07.07.1938-30.03.1939 ИД, 31.03.1939-31.05.1939)
3. Куликов Н.Н. (31.05.1939-24.12.1940)
4. Афанасьев В.К. (07.12.1940-20.08.1942)
5. Бутышкин Н.Н. (08.1942-17.05.1943)
6. Лошкарев Л.А. (17.05.1943-1946)



список источников:


1. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
2. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
3. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
4. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Подводные лодки типа "Щ" (X и X-бис серии)", Морская коллекция, №2, 2002г.
5. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
6. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
7. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
8. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", Выпуск 15, №3/1999г.
9. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Галея-Принт, 1999г.
10. Фотография из книги Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг."
11. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
12. Хромов Н.Е. "Подводные силы Балтийского флота 1906-2006", Кладезь, Калининград, 2006г.
13. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2019