Rambler's Top100 Щ-215, С-215 Тип "Щ" X серии

Щ-215, С-215
тип "Щ" X серии



фотография:



ПЛ Щ-215 типа «Щ» X серии



историческая справка:


1935 год 27 марта
Заложена в г.Николаев на заводе им. 61 коммунара (завод №200 НКОП);

1937 год 11 января
Спущена на воду;

1938 год 30 августа
Вступила в строй;

1938 год 24 сентября
Вошла в состав Черноморского флота. Утвержден приемный акт. В некоторых источниках указывается дата 21.04.1939. Зачислена в состав 14(?)-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1938 год 12 октября
Поднят Военно-морской флаг;

1939 год 10 апреля
Вступила в строй по приказу НКО-39;

1939 год - 1940 год
Входила в состав 33-го ДнПЛ 3-й БрПЛ ЧФ;

1940 год 15 апреля
При нахождении в море из-за несоблюдения времени на прогрев ДД при переходе со среднего хода на полный произошла поломка ДД;

1940 год 9 октября
При маневрировании ПЛ Щ-215 в Каркинитском заливе произошло перегорание предохранителя вертикального руля. Руль оказался заклинен и ПЛ ударилась в находившуюся рядом ПЛ Щ-213. В результате столкновения на ПЛ Щ-215 был поврежден сетепрорезатель "Краб" и его отводы (срок ремонта 1 сутки), а на ПЛ Щ-213 образовалась вмятина в легком корпусе на 65-м шпангоуте;

1941 год февраль
Переформирована в состав 4-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1941 год 22 июня
К началу войны находшась в Николаеве, где осущестеляла текущий ремонт. Входила в состав 4-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1941 год 19 июля
Перешла в Одессу;

1941 год 20 июля
Перешла в Севастополь;

1941 год 3 августа
Вступила в строй;

1941 год 4 - 25 августа
Боевой поход. В 20.35 4.8 вышла в дозор в район юго-западнее м. Тарханкут (позиция №1). Встреч с кораблями противника не имела. Днем 25.8 вернулась в Севастополь;

1941 год 25 - 26 августа
Перешла в Феодосию;

1941 год 5 - 22 октября
Боевой поход. В 06.00 5.10 вышла в район м. Эмине (позиция №13). В 06.00 7.10 прибыла на позицию. Днем не смогла атаковать отряд румынских МЗ из-за появления дифферента и плохой подготовки личного состава. Вечером не смогла атаковать румынские ЭМ "Р. Фердинанд" и "Марасешти", совершавшие переход из Варны в Констанцу. Утром 9.10 не смогла атаковать румынскиую КЛ из-за плохого управления горизонтальными рулями. В 12.28 произвела торпедную атаку румынской КЛ в районе м. Ак-бурну (КЛ, атака=подв/пр/1, д=7 каб., промах - зарубежных данных нет, по-видимому атакована румынская КЛ "Гикулеску" или "Думитреску", входившие в состав охранения МЗ "Мурджеску"). В ночь на 10.10 получила приказ командира 1-й БрПЛ занять позицию в районе Варны (позиция №21). Днем 16.10 не смогла атаковать румынский МЗ "Дачия" из-за большой дистанции. Вечером 19.10 начала возвращение в базу и в 17.00 22.10 вернулась в Туапсе;

1941 год 13 ноября - 2 декабря
Боевой поход. В 13.00 13.11 вышла в район м. Зейтин-бурну (позиция №24). Утром 16.11 прибыла на позицию. В 16.37 18.11 произвела торпедную атаку ОТР без марок нейтралитета с плохо различимым флагом в точке 42°12,1' с.ш./27°57,9' в.д. (ТР 3500-4000 т, атака=подв/пр/1, д=4 каб., через 40 сек наблюдалось попадание торпеды и через 3 мин гибель ТР - потоплен турецкий ТР "Енидже", 428 брт, следовал в балласте из Бургаса в Стамбул, погибло 12 человек). 29.11 начала возвращение в базу и в 11.20 2.12 прибыла в Туапсе;

1942 год 9 - 27 января
Боевой поход. В 19.12 9.1 вышла в район м. Олинька (позиция №26). Из-за минной опасности имела указание командира 4-го ДиПЛ действовать восточнее меридиана 31 градус. В 17 ч 11.1 прибыла на позицию. 13.1 обнаружила 2 плавающие мины, 14.1 - одну. 16.1 имела 5 касаний минрепов плавающих мин. Встреч с кораблями противника не имела. В 22.22 24.1 начала возвращение в базу и в 14.30 27.1 прибыла в Туапсе;

1942 год 11 - 12 марта
Перешла в Батуми;

1942 год 23 марта - 11 апреля
Боевой поход. В 19.15 23.3 вышла в район восточнее м. Эмине (позиция №36). Вечером по ошибке атакована советским СКА, сбросившим 4 глб - вышел из строя амперметр трюмной помпы. В 07.00 26.3 прибыла на позицию. За время патрулирования обнаружила 4 плавающие мины (3, 7 и 8.4). 28 и 29.3 имела три случая касания минрепов плавающих мин. Встреч с кораблями противника не имела. В 20.00 8.4 начала возвращение в базу и в 10.45 11.4 прибыла в Туапсе;

1942 год 16 - 17 апреля
Перешла в Батуми;

1942 год 26 мая
Перешла в Поти;

1942 год 27 мая
Перешла в Батуми;

1942 год 6 - 23 июня
Боевой поход. В 06.34 6.6 вышла в район о. Фидониси - Георгиевское гирло р. Дунай (позиция №33). 8.6 при переходе на позицию 4 раза подверглась атакам одиночных торпедоносцев противника, безрезультатно сбросивших на ПЛ 7 торпед. 10.6 прибыла на позицию. Днем и вечером 18.6 в районе Сулины 3 раза обнаруживала пару румынских ЭМ, выйти в атаку на которые не удалось из-за невыгодного КУ и высокой скорости целей. В 19.18 20.6 произвела торпедную атаку 2 ЭМ типа "Р. Фердинанд" в точке 44°57,5' с.ш./29°44,5' в.д. (ЭМ, атака=подв/пр/2, д=7-8 каб., промах, командир ПЛ наблюдал, как румынский ЭМ поднял флажный сигнал и уклонился от торпед - безуснешно атакованы германские КАТЩ "FR 1", "FR 11"). Контратакована КАТЩ, сбросившими на безопасном удалении от ПЛ 4 глб. В ночь на 21.6 в 15 милях юго-восточнее о. Фидониси безуспешно атакована ПЛ противника - зарубежных данных нет, очевидно ложный контакт. В 22.28 23.6 прибыла в Батуми;

1942 год 25 июня
Перешла в Поти;

1942 год 26 - 27 июня
Перешла в Новороссийск, откуда принимала участие в снабжении Севастополя;

1942 год 28 июня - 3 июля
Транспортный поход. С 14.45 28.6 начала переход в Севастополь с грузом 30 т. боеприпасов и 27 т. бензина. Вечером 3О.6 прибыла в подходную точку фарватера №3. Из-за незнания обстановки в 16.15 1.7 командир ПЛ начал возвращение в Новороссийск. За время похода неоднократно атаковывалась самолетами и ТКА противника (особенно ожесточенно днем 2.7 в районе южного Херсонесского м-ка; всего за поход на лодке зафиксировано около 1000 взрывов). В 19.00 3.7 прибыла в Новороссийск;

1942 год 5 - 6 июля
Перешла в Батуми;

1942 год 31 июля - 19 августа
Боевой поход. В 06.00 31.7 вышла в район Босфора (позиция №38). Утром 3.8 прибыла на позицию. В течение похода маневрировала в 10-40 милях севернее входа в пролив Вечером 4.8 не смогла атаковать румынский КОН из-за большой дистанции. Вечером 16.8 начала возвращение в базу и в 10.25 19.8 прибыла в Батуми;

1942 год 10 августа
Перечислена в состав 2-го ДнПЛ БрПЛ (с 09.06.1944 - 1-я БрПЛ) ЧФ;

1942 год 21 августа - начало октября;
Прошла текущий ремонт со сменой АБ;

1942 год 7 октября
Перешла в Поти;

1943 год 10 - 30 января
Боевой поход. В 18.40 10.1 вышла в район м. Тарханкут - Евпатория (позиция №49). В 00.00 15.1 прибыла на позицию. Днем 20.1 не смогла атаковать КОН противника из-за плохой видимости и неправильного маневрирования. В ночь на 21.1 не смогла атаковать КОН из-за плохой видимости. В 22.23 23.1 произвела торпедную атаку КОН (2 БДБ, буксир с баржей) в точке 45°17' с.ш./32°39' в.д. (БДБ и баржа, атака=подв/пр/1+1, д=6 каб., торпеды прошли под килями). В 01.05 24.1 после перезарядки ТА повторно произвела торпедную атаку (БДБ, атака=надв/ви/3, д=4 каб., промах). В 01.07 обнаружена противником, обстрелявшим ПЛ из орудий. ПЛ открыла ответный артиллерийский огонь с д=2 каб. (израсходовано 10 45-мм снарядов, 250 патронов к ДШК, командир наблюдал попадание 2 45-мм снарядов в БДБ - по зарубежным данным, атакована германская БДБ "F 125", сведений о повреждениях нет). В 01.09 в ограждение рубки у шахты вытяжной вентиляции попал 75-88-мм снаряд (ранено 3 подводника), в 01.12 после того, как противник взял ПЛ в "вилку" ПЛ погрузилась. БДБ сбросили на лодку 2 глб, причинивших незначительные повреждения. В 21.00 26.1 начала возвращение в базу. В 08.00 30.1 прибыла в Батуми;

1943 год 25 февраля - 17 марта
Боевой поход. В 17.00 25.2 вышла в район м. Тарханкут - Евпатория (позиции №53-54/65). В 05.00 1.3 прибыла на позицию. В 17.52 8.3 произвела торпедную атаку КОН (1 ТН, 2 СКА) в точке 45°17,7' с.ш./32°33' в.д. (ТР 6-8000 т, атака=подв/ви/3, д=3,5 каб., промах - безуспешно атакован германский ТН "Волга-Дон"). Контратакована румынской КЛ "Думитреску", сбросившей на большом расстоянии от лодки 4 глб. В 11.09 13.3 произвела торпедную атаку КОН (1 большая баржа, 3 БДБ) в точке 45°16,2' с.ш./32°32,7' в.д. (баржа 450 т, атака=подв/ви/2, д=4,5 каб., промах из-за потери управляемости перед залпом - безуспешно атакован венгерский ТР "Будапешт"). Преследования не было. В 00.00 14.3 начала возвращение в базу. В 11.37 17.3 возвратилась в Батуми;

1943 год 14 мая - 1 июня
Боевой поход. В 00.01 14.5 вышла в район Севастополя (позиция №83), в тот же день расстреляла плавующую мину. Днем 16.5 в точке 42°28' с.ш./39°57' в.д. расстреляла плавающую мину. В 11.21 произвела торпедную атаку КОН (3 БДБ) в районе м. Меганом (БДБ, атака=подв/ви/2, д=7 каб., через 1 мин услышан двойной взрыв, через 27 мин в перископ наблюдалось только 2 БДБ - безуспешно атакованы германские БДБ "F 170", "F 316"). Контратакована БДБ, сбросившими 5 глб. В 01.30 17.5 прибыла на позицию. В 10.01 24.5 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 2 ЭМ, 2 СКА) в точке 44°41,8' с.ш./33°28,2' в.д. (ТР 5000 т, атака=подв/ви/4, д=12 каб., через 105 сек услышан взрыв, через еще 45 сек - продолжающаяся серия взрывов - безуспешно атакован итальянский ТН "Селено", германский МТЩ "R 164" легко поврежден торпедой, взорвавшейся на расстоянии 40 м от борта). Преследования не было. Утром 26.5 не смогла атаковать КОН, шедший из Ялты в Севастополь из-за болыпого КУ. В 17.32 29.5 произвела торпедную атаку КОН (2 БДБ и буксир с баржей) в точке 44°26,6' с.ш./35°56,8' в.д. (баржа ? т, атака=подв/пр/1, д=3 каб., промах - безуспешно атакована баржа, шедшая за германским буксиром "Нетти"). В 21.00 начала возвращение в базу и в 07.55 1.6 прибыла в Батуми;

1943 год 23 августа - 17 сентября
Боевой поход. В 20.04 23.8 вышла в район Босфора (позиция №85б/85). В 04.00 27.8 прибыла на позицию. В 19.35 30.8 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 2 ЭМ, 4 СКА) в точке 41°22' с.ш./29°09,6' в.д. (ТР 3000 т, атака=подв/ви/4, д=5 каб., услышано 2 взрыва - попаданиями 2 торпед потоплен германский ТР "Тисбе", 1782 брт, перевозил 1604 т хромовой руды, ранено 4 человека). Контратакована румынскими ЭМ "Р. Мария" и "Марасешти", сбросившими на безопасном удалении 25 глб. В 01.00 14.9 начала возвращение в базу и в 09.20 17.9 прибыла в Батуми;

1943 год 22 октября - 19 ноября
Боевой поход. В 19.08 22.10 вышла в район м. Тарханкут - Евпатория (позиция №95). В 06.00 26.10 прибыла на позицию. Днем 9.11 при выходе в атаку на КОН обнаружена и подверглась преследованию БДБ противника. В 01.24 11.11 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 2 ММ, 2 СКА) в точке 45°05' с.ш./32°43' в.д. (ТР ? т, атака=надв/ви/2, д=5 каб., промах). После атаки всплыла и в 03.55 атаковала повторно в точке 45°05,5' с.ш./32°29' в.д. (ТР ? т, атака=надв/ви/2, д=6,5 каб., через 55 сек услышан взрыв - в обоих случаях безуспешно атакован КОН, включавший германские ТР "Петер" и ТН "Продромос"). До 10.00 лодка продолжала преследовать КОН, но атаковать в третий раз не смогла. Днем 13.11 не смогла атаковать КОН из-за большого КУ. В 02.17 15.11 произвела торпедную атаку КОН (5 БДБ, 2 самоходные баржи, 2 буксира с баржами, 2 СКА) в точке 45°18' с.ш./32°45' в.д. (самоходная баржа, атака=надв/ви/2, д=6 каб., промах). В 06.29 ПЛ атаковала повторно (БДБ, атака=надв/ви/2, д=15 каб., через 51 и 57 сек услышаны взрывы - в точке 45°25' с.ш./32°26' в.д. потоплена германская БДБ "F 592", погибло 4 человека). Преследования не было. В 14.01 16.11 произвела торпедную атаку КОН (1 ТН, 3 СКА) в точке 45°09,5' с.ш./32°50,5' в.д. (ТН ? т, атака=подв/ви/2, д=5 каб., промах - безрезультатно атакован герм. ТН "МТ I"). Преследования не было. В 19.30 начала возвращение в базу и в 08.56 19.11 прибыла в Батуми;

1943 год декабрь
Начала текущий ремонт в Поти;

1944 год 16 февраля
Отбуксирована в Батуми;

1944 год март
Вступила в строй;

1944 год 20 марта - 23 апреля
Боевой поход. В 19.30 20.3 вышла в район юго-западнее м. Тарханкут (позиции №103,105). Днем 25.3 не смогла атаковать ПЛ противника - перед залпом цель погрузилась, по-видимому, обнаружена выходившая в поход германская ПЛ "U 9". В 21.25 прибыла на позицию. В 09.10 27.3 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 ММ) в точке 43°59,7' с.ш./31°10' в.д. (ТР 5000 т, атака=подв/вр/4, д=8 каб., через 1 мин услышано 3 взрыва торпед, затем еще один взрыв - безуспешно атакован германский ТР "Тотила"). Контратакована кораблями противника, сбросившими на безопасном удалении 11 глб. С 13.4 действовала в районе южнее м. Олинька (позиция №5). В 09.42 16.4 произвела торпедную атаку КОН (3 ТР, 1 СКА) в точке 44°17,6' с.ш./ 31°18,9' в.д. (ТР 3000 т, атака=подв/вр/4, д=15 каб., ТР уклонился от торпед - безуспешно атакован германский ТР "Лола"). Контратакована кораблями охранения, сбросившими на большом расстоянии от лодки 4 глб. 21.4 пленен снятый со шлюпки германский дезертир. В 21.00 начала возвращение в базу и в 13.15 23.4 прибыла в Батуми;

1944 год апрель - июнь
27.4 перешла в Поти, где начала текущий ремонт (30.4-21.5 находиласъ в доке);

1944 год 22 июня
Перешла в Батуми;

1944 год 7 июля
Вступила в строй;

1944 год 22 июля
Удостоена гвардейского звания;

1944 год 22 июля
1-я БрПЛ ЧФ получила наименование Севастопольской;

1944 год 27 июля
Перешла в Поти;

1944 год 29 июля
Перешла в Батуми;

1944 год 30 июля - августа
Боевой поход. В 21.00 30.7 вышла в район Босфора (позиция №23). 2.8 получила приказ действовать в районе Варны (позиция №22). В 03.32 4.8 прибыла на позицию №23. В 01.20-01.57 5.8 в точке 41°57' с.ш./28°47,6' в.д. с д=5-7 каб. потопила артиллерийским огнем (израсходовано 90 45-мм снарядов, 100 патронов к ДШК, 650 патронов 7,62-мм) ШХ (500 т; по наблюдениям командира на ШХ находилось около 200 вооруженных людей) и буксировавшийся ею баркас - потоплена турецкая ШХ "Мефкуре", 53 брт, перевозившая еврейских беженцев, погибли 301 беженец и 2 члена экипажа). В дальнейшем патрулировала между м. Калиакра и м. Ак-бурну, несколько раз обнаруживала германские БО типа "КТ", от атак которых командир отказывался. Утром 9.8 не смогла атаковать буксир из-за большого КУ. С утра 19.8 действовала в районе между Варной и Бургасом (позиция №45). Вечером 21.8 не смогла атаковать КОН из-за большого КУ. Утром 22.8 обнаружила 3 ШХ на рейде села Джоски, от атаки которых командир отказался из-за присутствия СКА. В 12.15 24.8 произвела торпедную атаку ПМШ в точке 42°47' с.ш./27°55' в.д. (ПМШ 1500 т, атака=подв/ви/2, д=5 каб., в перископ наблюдалось попадание 2 торпед и гибель ПМШ (сделано фото) - потоплена болгарская ПМШ "Вита", 240 брт, погибло 2 человека). В 01.30 29.8 начала возвращение в базу и в 07.40 31.8 прибыла в Батуми;

1944 год 25 сентября
1-я Севастопольская БрПЛ награждена орденом Красного Знамени и стала наименоваться - 1-я Севастопольская Краснознаменная БрПЛ ЧФ;

1944 год 10 ноября
В составе дивизиона переведена для постоянного базирования из Батуми в Поти;

1944 год 2 - 3 декабря
В составе дивизиона переведена для постоянного базирования из Поти в Новороссийск;

1945 год 10 января
По вине командира ПЛ Щ-205, его корабль навалился кормой на корму ПЛ Щ-215 и повредил свой левый винт об ограждение кормовых горизонтальных рулей ПЛ Щ-215;

1945 год 16 - 27 января
В составе ПЛ 1-й БрПЛ участвовала в тактическом учении в районе Поти;

1945 год 7 - 22 мая
В составе ПЛ 1-й БрПЛ участвовала в тактическом учении ЧФ;

1945 год 7 - 16 июня
В составе ПЛ 1-й БрПЛ участвовала в тактическом учении ЧФ;

1945 год 10 января
По вине помощника командира ПЛ Щ-215, его корабль навалился кормой на ПЛ С-31 и повредил три лопасти свого правого винта и загнул лопасть винта ПЛ С-31;

1945 год 8 - 25 сентября
В составе ПЛ 1-й БрПЛ участвовала в ОУ ЧФ;

1947 год 28 марта
1-я Севастопольская Краснознаменная БрПЛ ЧФ переформирована в 1-й отдельный Севастопольский Краснознаменный Дивизион ПЛ ЧФ с базированием на Поти;

1947 год 20 июня - 10 июля
В составе ПЛ 1-го ОДнПЛ ЧФ находилась на рейде Поти;

1949 год 12 января
Отнесена к подклассу средних ПЛ;

1949 год 16 июня (11 июля?)
Переименована в "С-215";

1951 год 27 января
В составе дивизиона переформирована в состав 154-й отдельной Севастопольской Краснознаменной БрПЛ ЧФ с базированием на г.Поти (с 15.05.1954 - на г.Туапсе);

1951 год 10 - 20 апреля
Находилась на рейде Очамчиры, где занималась боевой подготовкой;

1951 год 10 июля
При отходе от ПБ "Нева", из-за неграмотного маневрирования командиром ПЛ капитан-лейтенантом Дягилевым, поломала гребной винт;

1951 год 7 - 12 августа
Находилась на рейде Очамчиры, где занималась боевой подготовкой;

1951 год 20 - 22 августа
Участвовала в учении ЧФ;

1951 год октябрь - 1952 год
Находилась в ремонте;

1952 год
Участвовала в штурманском походе совместно с плавбазой "Нева" и ПЛ С-201 и С-205 по маршруту Поти - Севастополь;

1953 год 13 июля
Выведена из боевого состава и переформирована в опытовую ПЛ. Перечислена в состав 37-го ДнПЛ 117-й бригады опытовых кораблей УНИП ВМС;

1955 год 29 декабря
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;

1956 год 18 января
Расформирован экипаж. Впоследствии разделана на металл на Севостопольской базе "Главвторчермета" в Инкермане.



командиры:


1. Успенский Б.А. (29.04.1937-02.11.1937)
2. Мамошин В.И. (02.11.1937-19.03.1939)
3. Никифоров М.И. (19.03.1939-04.10.1939)
4. Иванов И.Г. (04.10.1939-04.06.1940 ИД, 05.06.1940-08.05.1941)
5. Власов В.Я. (24.03.1941-13.07.1941)
6. Апостолов Г.П. (13.07.1941-09.01(02?).1942)
7. Коршунов В.А. (09.02.1942-23.10.1942)
8. Грешилов М.В. (10(23?).10.1942-21.11(18.05?).1944)
9. Стрижак А.И. (09.06.1944-22.10.1945)
10. Мельников М.Д. (23.08.1949-25.04.1950)
11. Дягилев (1950?-1951-195?)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах «Цитадель», Санкт-Петербург, 1998г.
4. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.2, Стратегия КМ, 2003г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
7. Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Исма-Инвест, Одесса, 2000г.
8. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
9. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Галея-Принт, 1999г.
10. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг.", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
11. Кулагин К.Л. Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "Щ" Х и Х-бис серии", Морская коллекция, №4, 2002г.
12. Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
13. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2005г.
14. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
15. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2013