Rambler's Top100 Щ-213 тип "Щ" X серии

Щ-213

тип «Щ» X серии




фотография:



ПЛ "Щ-213" типа "Щ" X серии.




историческая справка:


1934 год 4 декабря
Заложена в г.Николаев на заводе им. 61 коммунара (завод №200 НКОП);

1937 год 13 апреля
Спущена на воду. Подчинена 15-му ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1938 год 31 октября
Вступила в строй. По другим данным приемный акт подписан 31.05.1938;

1938 год 15 декабря
Вошла в состав Черноморского флота. Зачислена в состав 15-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1939 год апрель
Переформирована в состав 33-го ДнПЛ 3-й БрПЛ ЧФ;

1940 год 9 октября
При маневрировании ПЛ Щ-215 в Каркинитском заливе произошло перегорание предохранителя вертикального руля. Руль оказался заклинен и ПЛ ударилась в находившуюся рядом ПЛ Щ-213. В результате столкновения на ПЛ Щ-215 был поврежден сетепрорезатель "Краб" и его отводы (срок ремонта 1 сутки), а на ПЛ Щ-213 образовалась вмятина в легком корпусе на 65-м шпангоуте;

1941 год 6 - 13 июня
Несла дозор в районе юго-эападнее м. Сарыч;

1941 год 22 июня
К началу войны числилась во 2-й линии, входила в состав 4-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ. Находилась в Севастополе в разоруженном состоянии, откуда должна была перейти в Николаев для ремонта;

1941 год 1 - 2 июля
Перешла в Одессу;

1941 год 3 - 4 июля
Перешла в Николаев;

1941 год 4 июля - 10 августа
Находилась в текущем ремонте;

1941 год 10 - 11 августа
Перешла в Севастополь;

1941 год 13 - 14 августа
Перешла в Феодосию;

1941 год сентябрь
В начале сентября вступила в строй;

1941 год 7 - 24 сентября
Боевой поход. В 09.14 7.9 вышла в район м. Эмине (позиция №13). 9.9 прибыла на позицию. 12.9 из-за навигационной ошибки оказалась в районе Варны и произвела разведку порта. Днем 19.9 не смогла атаковать ОТР из-за болышой дистанции. В 20.00 22.9 начала возвращение в базу и в 20.35 24.9 прибыла в Феодосию;

1941 год 2 - 3 октября
Перешла в Новороссийск;

1941 год 17 октября
Перешла в Туапсе;

1941 год 31 октября - 20 ноября
Боевой поход. В 17.20 31.10 вышла в район Варны (позиция №21). Днем 3.11 прибыла на позицию. Днем 10.11 дважды обнаруживала корабли противника: групну ПМШ и болгарский ММ вместе со СКА. Вечером 16.11 начала возвращение в базу и в 11.30 20.11 прибыла в Туапсе;

1941 год 19 декабря - 1942 год 7 января
Боевой поход. В 14.50 19.12 вышла в район м. Олинька (позиция №26). Утром 22.12 прибыла на позицию. В течение похода находилась в восточной части позиции, где за период 22-31.12 имела 36 случаев касаний минрепов плавающих мин, буйрепов, либо рыбацких сетей. В 10.52 и в 11.00 31.12 за кормой произошло два взрыва, не причинивших лодке повреждений. Встреч с кораблями противника не имела. В течение 1-4.1 маневрировала в 20-30 милях восточнее восточно кромки позиции. В 19.00 4.1 начала возвращение в базу и в 10.35 7.1 прибыла в Туапсе;

1942 год 20 февраля - 11 марта
Боевой поход. В 16.30 20.2 вышла в район Босфор (позиция №38). В 7 ч 23.2 прибыла на позицию. В 22.59 произвела торпедную атаку ШХ южнее м. Кара-бурну в точке 41°24,5' с.ш./28°54,6' в.д. (ШХ 300 т, атака=надв/пр/1, д=1,5 каб., промах, торпеда уклонилась влево на 15 градусов). В 23.04-23.33 с д=2-4 каб. ПЛ выпустила по ШХ 55 45-мм снарядов, после чего ШХ затонула - потоплен турецкая ТР "Чанкая", 164 брт, перевозивший 170 т металлических труб и 30 т кирпича из Бургаса в Стамбул (по другим данным наоборот - судно перевозило 395 т хромовой руды из Стамбула в Варну). В 10.45 24.2 произвела торпедную атаку ОТР в точке 41°22,5' с.ш./29°13,0' в.д. (ТР 7000 т, атака=подв/пр/1, д=6 каб., через 1 мин. услышан взрыв, при осмотре в перископ наблюдалась гибель ТР - возможно потоплен болгарский ТР "Струма", 257 брт, погибший в результате внутреннего взрыва в 09.00 24.2 севернее Босфора. На борту находилось 768 еврейских беженцев, Все кроме одного беженца и 10 членов экипажа погбли. Несмотря на хорошее навигационное оборудование устья Босфора (в частности, в 10 милях севернее входа в пролив находился светящийся буй), существуют существенные расхождения между местом атаки и точкой обнаружения остова судна, предположительно идентифицированного как "Струма". По данным Ю. Ровера, судно не имело хода в то время, как по донесению Д.М. Денежко, в момент выстрела 7000-тонный транспорт (небывало сильное завышение водоизмещения цели для атаки в идеальных условиях) шел с 3-узловой скоростью (угол упреждения при выстреле - 13,5 градусов, что в случае неподвижности цели привело бы к неминуемому промаху - торпеда прошла бы в 1,5 каб. по носу ТР, имевшего всего 46 м в длину). Д.М. Денежко наблюдал над атакуемым судном болгарский флаг, в то время, как "Струма" плавала под панамским флагом. Нельзя полностью исключить того, что "Щ-213" атаковала другое болгарское судно, а "Струма" погибла в результате подрыва на плавающей мине. Днем 24.2 обнаружила буксир, атаковать который командир не стал, поскольку находился в территориальных водах Турции. С утра 1.3 ПЛ действовала в 10-17 милях восточнее входа в Босфор. Днем обнаружила ОТР, атаковать который не удалось из-за тумана. Вечером всплыла для атаки ШХ, шедшей без флага, но увидев поднятый турецкий флаг, командир от атаки отказался. В 16.50 2.3 произвела торпедную атаку ОТР без флага в точке 41°18' с.ш./29°19' в.д. (ТР ? т, атака=подв/пр/1, д=17 каб., взрыва не было - зарубежных данных нет). Утром 3.3 командир отказался от атаки ОТР, шедшего под турецким флагом. В 11.58 произвела торпедную атаку ОТР в точке 41°14' с.ш./29°32' в.д. (ТР ? т, атака=подв/пр/1, д=4,5 каб., торпеда затонула сразу после выстрела - безуспешно атакован турецкий ТР "Адана"). Утром и днем командир отказался от атаки 2 ОТР под турецким флагом. 6 и 8.3 в 4-5 милях севернее Босфора ПЛ в подводном положении имела две встречи с минрепами плавающих мин. В 20 ч 8.3 начала возвращение в базу и в 11.15 11.3 прибыла в Туапсе;

1942 год 24 марта
Во время налета авиации противника на Туапсе погиб командир ПЛ старший лейтенант Д.М. Денежко;

1942 год 16 - 17 апреля
Перешла в Батуми;

1942 год 24 апреля
Перешла в Поти;

1942 год 1 мая
Перешла в Батуми;

1942 год 7 - 24 июня
Боевой поход. В 05.00 7.6 вышла в район м. Куру-бурну (позиция №37). 9.6 в 20-25 милях севернее м. Керемпе атакована самолетом противника, обстрелявшим ПЛ из пулеметов. Вечером 10.6 прибыла на позицию. Патрулировала в 5-7 милях от берега, встреч с кораблями противника не имела. 15.6 перешла к Босфору (позиция №38) для перехвата ТР противника, совершавшего, по агентурным данным, переход из Констанцы в Босфор. Утром 20.6 на ПЛ слышались скрежеты 2 "минрепов" о корпус лодки, после чего на небольшом удалении с интервалом в 3 мин произошло 3 взрыва - командир ПЛ посчитал, что ПЛ атакована самолетами противника. Вечером начала возвращение в базу. 22 и 23.6 при возвращении с позиции в районе м. Керемпе - Синоп несколько раз атаковывалась самолетами противника. В 13.17 24.6 прибыла в Батуми.

1942 год 26 июня
Перешла в Поти;

1942 год 27 - 28 июня
Перешла в Новороссийск, откуда принимала участие в снабжении Севастополя;

1942 год 29 июня - 7 июля
Транспортный поход. В 21.24 29.6 начала переход в Севастополь с грузом (26 т. боеприпасов, 4 т. продовольствия и 27 т. бензина). С утра 1.7 находилась в подходной точке фарватера №3. С 11.05 1.7 до вечера 3.7 подвергалась атакам СКА и авиации (на лодке зафиксировано 355 близких взрывов бомб и 930 отдаленных). Из-за противодействия ПЛО и отсутствия навигационного оборудования фарватера задачу не выполнила. Вечером 3.7 получила приказ о возвращении в Новороссийск после выброса груза в море. В 12.50 7.7 возвратилась в Батуми;

1942 год 8 июля - сентябрь
До середины сентября находиласъ в текущем ремонте в Поти (с 26.8 находшась в доке);

1942 год 10 августа
Перечислена в состав 2-го ДнПЛ БрПЛ ЧФ;

1942 год 26 сентября
Перешла из Поти в Батуми;

1942 год 28 сентября
Боевой поход. В 00.01 28.9 вышла в район Портицкого гирла (позиция №45). В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась. По плану должна была оставить позицию 14.10 и прибыть в Батуми 18.10. Возможные причины гибели: 30.9-14.10 подрыв на минах румынских заграждений S-20, S-21, S-22, S-23, подрыв на плавающих минах, 14.10 атака германского БО "Ксантен" и 2 МТЩ в 5,5 милях восточнее Портицкого рейда (германский БО перед этим был якобы атакован ПЛ в точке 44°39' с.ш./29°05' в.д. - 1 торпеда прошла в 10 м от его кормы), подрыв на плавающей мине, а также ошибка личного состава или отказ техники. На ПЛ погибло 43 члена экипажа;

2008 год
Недалеко от побережья Румынии, румынская и голландская команда исследователей обнаружила погибшую ПЛ типа "Щ";

2010 год апрель
Представитель команды исследователей заявил об окончательной идентификации ПЛ как Щ-213. "Проблема состояла в том, что остов был полностью покрыт морскими ракушками, илом и рыболовными сетями," - сказал голландский водолаз Гарри Беккер. Подлодка находится в восточной части крайне северного минного заграждения, выставленного румынами вокруг Констанцы в середине июня 1941 г. Причина гибели - подрыв на мине, эпицентр повреждений - кормовая оконечность ограждения рубки;

2016 год
По данным на начало года дополнительной информации в СМИ не появлялось, к подъему не планировалась.




дополнительная информация:


1. Список погибших 24.03.1942
2. Список погибших в боевом походе 09-10.1942



командиры:


1. Богуш В.Н. (08.02.1937-02.11.1937)
2. Бортновский Б.В. (02.11.1937-26.03.1938)
3. Ларичев Д.Т. (26.03.1938-19.07.1939)
4. Денежко Д.М. (28.07.1939-24.03.1942)
5. Исаев Н.В. (24.03.1942-10.1942)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах «Цитадель», Санкт-Петербург, 1998г.
4. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.2, Стратегия КМ, 2003г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
7. Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Исма-Инвест, Одесса, 2000г.
8. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), Т.2, Ленинград, 1979г.
9. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Галея-Принт, 1999г.
10. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг.", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
11. Кулагин К.Л., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "Щ" Х и Х-бис серии", Морская коллекция, №4, 2002г.
12. Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
13. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2005г.
14. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
15. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2016