Rambler's Top100 Щ-209, С-209, УТС-10 Тип "Щ" X серии

ПЛ Щ-209, С-209, УТС-10
тип "Щ" X серии




фотография:


Щ-209


ПЛ "Щ-209" (тип "Щ" Х серии) и учебный крейсер "Коминтерн".
Фотография из книги Морозова М.Э. и Кулагина К.Л. "Щуки". Легенды Советского подводного флота".




историческая справка:


1934 год 25 мая
Заложена в г. Николаев на заводе им. 61 коммунара (завод №200 НКОП);

1934 год 15 сентября
Получила обозначение Щ-209;

1936 год 2 (13?) марта
Спущена на воду. Подчинена 7-му ДнПЛ БрПЛ ЧФ;

1936 год ноябрь
Подчинена 14-му ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1936 год 12 (31?) декабря
Вступила в строй;

1937 год 9 марта
Поднят Военно-морской флаг. Вошла в состав Черноморского флота. Зачислена в состав 14-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1939 год апрель
Переформирована в состав 32-го ДнПЛ 3-й БрПЛ ЧФ;

1939 год 10 - 25 октября
В 19.00 10.10 вышла из Севастополя с особым оперативным заданием установить боевой дозор в районе Босфорского буя. Запас топлива имела только во внутренних цистернах ПК. 22.10 получила приказание о возвращении в базу. В 19.20 23.10 всплыла и начала переход в базу. В 00.20 24.10 остановился сначала ДД л.б., затем ДД п.б. Командиру доложили о том что топлива нет, а в ДД - вода. В тот же день ПЛ взял на буксир ЭМ "Незаможный". В 18.30 25.10 приведена на буксире в Севастополь;

1940 год
В январе 1940 года входила в состав 31-го ДнПЛ 3-й ФлПЛ ЧФ (возможно была прикомандирована), в мае - июне 1940г. - в состав 32-го ДнПЛ 3-й ФлПЛ ЧФ;

1940 год 28 января
При выполнении специального задания на переходе морем в 300 миль (к месту назначения и обратно) ошибка в счислении составила 39 миль при плавании к месту дозора и 33 мили при возвращении в базу;

1940 год 14 мая
При выполнении задач в море произошла авария 2-го цилиндра ДД п.б.;

1940 год 24 июня
При определении скорости хода на Херсонской мерной миле, из-за неправильного маневрирования произошло столкновение ПЛ Щ-208 и ПЛ Щ-209. На ПЛ Щ-209 была повреждена носовая оконечность и вышел из строя сетепрорезатель "Краб". На ПЛ Щ-308 была повреждена ЦГБ №5 п.б. и получены две вмятины в ПК;

1941 год февраль
Переформирована в состав 3-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1941 год май
Прошла текущий ремонт;

1941 год 11 - 19 июня
Участвовала в маневрах флота;

1941 год 22 июня
К началу войны числиласъ во 2-й линии, находилась в Севастополе. Входила в состав 3-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1941 год 22 июня - 10 июля
Боевой поход. В 19.08 22.6 вышла в район м. Эмине (позиция №5). Утром 24.6 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. 8.7 начала возвращение в базу и в 17.57 10.7 прибыла в Феодосию;

1941 год 22 июля - 8 августа
Боевой поход. В 16.00 22.7 вышла в район восточнее м. Эмине (позиция №5). 24.7 прибыла на позицию. С 3.8 по приказу командования заняла позицию у м. Эмине в территориальных водах Болгарии (позиция №13). Днем 6.8 не смогла атаковать ОТР из-за невыгодного КУ. В 22.20 начала возвращение в базу и в 17.47 8.8 прибыла в Феодосию;

1941 год 23 сентября - 13 октября
Боевой поход. В 05.15 23.9 вышла в район м. Зейтин-бурну (позиция №14). В 06.00 25.9 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 19.30 10.10 начала возвращение в базу и в 10.45 13.10 прибыла в Туапсе;

1941 год 18 ноября - 7 декабря
Боевой поход. В 13.25 18.11 вышла в район Бургаса (позиция №23). В 09.40 30.11 при движении на перисконной глубине сетепрорсзателем "Краб" подсекла якорную мину болгарского заграждения S-39. Вечером не смогла атаковать КОН из-за неправильного маневрирования, после всплытия обстреляна СКА. В 13.41 2.12 произвела торпедную атаку ПМШ в Бургасском заливе (атака=подв/пр/1, д=2,5 каб., торпеда прошла под килем - зарубежных данных нет). В 18.41 за кормой ПЛ произошел взрыв болгарского минного защитника. На ПЛ перегорело несколько лампочек и лопнуло водомерное стекло кормовой дифферентной системы. Вечером 4.12 начала возвращение в базу. Днем 5.12 обнаружила советский КОН, шедший в Севастополь, но, приняв его за противника, начала выходить в атаку. Вскоре командир опознал корабли и от атаки отказался. При всплытии ПЛ была обстреляна ТЩ из состава охранения КОН - в результате близких разрывов снарядов повреждены приборы в V и VI отсеках. В 10.38 7.12 прибыла в Туапсе;

1941 год 23 декабря
При налете авиации противника на порт повреждена взрывами 3 бомб, упавших в 10 м от борта - заклинено носовое 45-мм орудие, вышла из строя часть электроизмерительных приборов;

1942 год 4 - 23 января
Боевой поход. В 16.25 4.1 вышла в район м. Калиакра (позиция №27). В 19.46 6.1 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. Днем 19.1 имела касание минрепа мины UМА заграждения S-14 (минреп застрял в сетепрорезателе "Краб", ПЛ смогла освободиться от него толъко через 1,5 ч). В 18.30 20.1 начала возвращение в базу и в 10.35 23.1 прибыла в Туапсе;

1942 год 7 - 12 марта
Боевой поход. В 00.35 7.3 вышла в район м. Шаблер (позиция №35). В 13.22 8.3 северо-западнее Синопа в точке 42°57' с.ш./ 34°06,1' в.д. атакована самолетом противника, сбросившим после погружения ПЛ 6 бомб. В результате близких разрывов были повреждены турбонасос и командирский перископ. В 11.20 9.3 прибыла иа позицию. После доклада о повреждениях, по приказу командоваиия в 03.15 10.3 начала возвращсние в базу и в 09.28 12.3 прибыла в Туапсе;

1942 год 24 марта
Во время налета авиации противника на Туапсе, на ПБ "Нева" смертельно ранен командир ПЛ капитан 3 ранга Киселев И.Н. (26.03.1042 - умер от ран);

1942 год 12 апреля - 2 мая
Боевой поход. В 20.43 12.4 вышла в район восточнее м. Эмине (позиция №36). В 5 ч 15.4 прибыла иа позицию. 19.4 пытаясь перехватить КОН противника совершила заход на позицию №37. Встреч с корабляи противника ие имела. 29.4 начала возвращение в базу. В 16.05 2.5 прибыла в Батуми;

1942 год 25 мая - 13 июня
Боевой поход. В 21.00 25.5 вышла в разведывательный поход вдоль анатолийского побережья Турции (район Ризе - Синоп). Встреч с кораблями противника не имела (обнаружила 11 турецких ТР), признаков сосредоточения десантных сил для высадки на Кавказе не обнаружила. Вечером 12.6 безрезультатно атакована самолетом противника. В 13.47 13.6 прибыла в Батуми;

1942 год 14 июня
Перешла в Поти;

1942 год 15 - 16 июня
Перешла Новороссийск, откуда принимала участие в снабжении Севастополя;

1942 год 18 - 22 июня
Транспортный поход. С 12.32 18.6 до 21.25 20.6 осуществила переход в Севастополь. Доставила 30 т. боеприпасов. С 02.00 21.6 до 23.20 22.6 осуществила переход в Новороссийск. При возвращении в Новороссийск вышли из строя оба перископа и привод вертикального руля. 23-24.6 перешла в Туапсе для ремонта. Эвакуировала 43 человека;

1942 год 27 июня - 4 июля
Транспортный поход. С 09.45 27.6 до 00.10 29.6 осуществила переход в Севастополь. Доставила 30 т. боеприпасов. С 02.59 1.7 до 07.08 4.7 осуществила переход в Новороссийск. Эвакуировала 63 человека - Военный совет и командование Приморской армии, в т.ч. командующего генерал-лейтенанта И.Е. Петрова. С 03.30 1.7 до вечера 2.7 подвергалась преследованию СКА и самолетов;

1942 год 4 - 5 июля
Перешла в Поти;

1942 год 6 июля
Перешла в Батуми;

1942 год 7 июля
Начала средний ремонт;

1942 год 23 - 24 июля
Перешла в Туапсе;

1942 год 10 августа
Перечислена в состав 2-го ДнПЛ БрПЛ (с 09.06.1944г. - 1-й БрПЛ) ЧФ;

1942 год 11 - 13 августа
Перешла в Батуми;

1943 год 13 марта
Вступила в строй;

1943 год 10 - 30 апреля
Боевой поход. В 20.00 10.4 вышла в район Одссса - м. Тарханкут (позиция №72). В 04.30 14.4 прибыла на позицию. Днем 23.4 предприняла попытку перехватить КОН, основываясь на данных самолета-разведчика, но обнаружив КОН, не смогла атаковать его из-за большой дистанции и КУ. В 21.00 26.4 начала возвращение в базу. 29.4 расстреляла 2 плавующие мины и в 11.30 30.4 прибыла в Батуми;

1943 год 5 - 25 июня
Боевой поход. В 20.00 5.6 вышла в район м. Тарханкут (позиция №82а). В 02.50 9.6 прибыла на позицию. В 15.35 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 ЭМ, 2 СКА) в точке 45° 16,8' с.ш./32°46,2' в.д. (ТР 4500 т, атака=подв/ви/3, д=14 каб., промах - безуспешно атакованы германский ТР "Харьков" и болгарский "Варна"). Контратакована германскими МТЩ, сбросившими на безопасном удалении 14 глб. В 18.56 12.6 произвела торпедную атаку КОН (2 БДБ, 2 СКА) в точке 45°13,8' в.д./32°52,5' в.д. (БДБ, атака=подв/ви/2, д=8 каб., через 150 сек услышан взрыв - безуспешно атакована германская БДБ "F 304"). Контратакована кораблями противника, сбросившими на безопасном удалении 4 глб. В 06.18 17.6 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 ТКА) в точке 45°10' с.ш./32°51,8' в.д. (ТР ? т, атака=подв/ви/2, д=10 каб., промах - зарубежных данных нет). Преследования не было. Днем 18.6 не смогла атаковать КОН из-за большого КУ, вечером не смогла атаковать КОН БДБ из-за того, что в носовых ТА осталась лишь 1 торпеда. Утром 21.6 командир отказался от атаки КОН БДБ из-за малой ценности цели. Обнаружена и атакована германскими БДБ "F 307", "F 368", сбросившими на безопасном удалении 8 глб. В 16.45 произвела торпедную атаку одиночной ПМШ (ПМШ, атака=подв/пр/1, д=4,5 каб., промах, через 9 мин торпеда взорвалась на берегу - зарубежных данных нет). Преследования не было. В 22.00 21.6 начала возвращение в базу и в 05.00 25.6 прибыла в Батуми;

1943 год 3 - 29 августа
Боевой поход. В 20.21 3.8 вышла в район Босфора (позиция №85б). В 05.00 7.8 прибыла на позицию. Утром не смогла выйти в атаку на ЭМ из-за болыного КУ. Вечером 8.8 не смогла атаковать КОН из-за неправильного маневрирования. Обнаружена румынским ЭМ "Р. Фердинанд", преследовавшим ПЛ некоторое время. В 08.54 21.8 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 2 ЭМ, 1 ТЩ, 1 СКА) в точке 41°16.6' с.ш./29°08,7' в.д. (ТР ? т, атака=подв/ви/3, д=12 каб., промах - безуспешно атакован германский ТР "Гертруд"/"Герда Тофт"; по другим данным венгерский ТР "Сегед"). Контратакована кораблями противника, сбросившими 10 глб. В 20.48-21.15 22.8 в точке 41°17,5' с.ш./29°20,4' в.д. командир по личной инициативе предпринял попытку захватить "языков" со ШХ (около 30 брт; по-видимому турцкая), для чего приказал всплыть и дать очередь из ДШК в воздух - экипаж ШХ ушел к берегу на шлюпке, ПЛ погрузилась. В 23.30 24.8 - 01.50 25.8 вновь попыталась захватить "языка" со ШХ, обнаруженной в точке 41°26' с.ш./28°46' в.д. После бегства экипажа ШХ на шлюпке, ШХ досмотрена (ок. 100 брт; перевозила бревна, несколько мешков с яблоками и орехами) и оставлена в море - по-видимому, досмотрена турецкая ШХ "Дервиш", около 100 брт, которая по докладу членов ее экипажа была потоплена артиллерийским огнем неизвестной ПЛ. В 21.00 25.8 начала возвращение в базу и в 06.00 29.8 прибыла в Батуми;

1943 год 25 сентября - 25 октября
Боевой поход. В 19.35 25.9 вышла к западному побережью Крыма (позиция №91). В 01.01 29.9 прибыла на позицию. Имела встречи исключительно с СКА. В течение похода вышел из строя зенитный перископ. В 22.00 21.10 начала возвращение в базу и в 07.30 25.10 прибыла в Батуми;

1943 год 15 ноября - 15 декабря
Боевой поход. В 19 ч 15.11 вышла в район Евпатория - м. Тарханкут (позиция №95). В 21.32 21.11 высадила РГ (7 чел.; еще 3 человека не высажены из-за шторма) в районе Портицкого гирла р. Дунай. В 18.00 23.11 прибыла на позицию. Утром 29.11 не смогла атаковать КОН из-за неправильного маневрирования. В 16.34 2.12 произвела торпедную атаку КОН (2 БДБ, 1 ПМШ, 5 СКА) в точке 45°13' с.ш./32°49' в.д. (БДБ, атака=подв/вр/4, д=2 каб., услышаны 2 взрыва - потоплена германская БДБ "F 566", перевозила 3 САУ и 1 разведывательную бронемашину, погибло 4 человека). От близких взрывов торпед получили повреждения некоторые устройства и механизмы, из-за появившихся течей внутрь прочного корпуса поступила вода. Преследовалась СКА противника в течение 1 часа без сброса глб. Днем 3.12 не смогла атаковать НСУ из-за плохой видимости и большого КУ. В ночь на 4.12 при попытке атаковать КОН в надводном положении из-за неправильного маневрирования обнаружена и обстреляна ММ противника (по-видимому, германским БО "Uj 116"), от которого уклонилась погружением. В 12.04 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 ММ, 3 СКА; реально лодка атаковала группу ПЛО) в точке 45°14' с.ш./32°55' в.д. (ТР 1500 т, атака=подв/ви/2, д=14 каб., через 2 мин услышаны 2 взрыва - безуспешно атакован германский БО "Uj 103"). Контратакована германскими БО "Uj 102", "Uj 103", "Uj 307", "Uj 2305" и "Uj 2308", сбросившими в течение 2 ч 45 глб. В результате близких разрывов бомб на лодке подорван клапан магистрали замещения топлива в V отсеке, вышли из строя некоторые электроизмерительные приборы. В 18.00 11.12 начала возвращение в базу и в 08.00 часов 15.12 прибыла в Батуми;

1944 год 24 января - 24 февраля
Боевой поход. В 19.00 24.1 вышла в район юго-западнее м. Тарханкут (позиция №93). В 00.30 28.1 прибыла на позицию. 19.2 перешла в район м. Тарханкут - м. Олинька (южная часть позиции №102). В 19.00 20.2 начала возвращение в базу. Утром 24.2 из-за ошибки в счислснии зашла в территориальные воды Турции и в 07.20 была обстреляна турецкой пограничной заставой. Любопытно, что о самом факте обстрела подводники узнали только в Батуми - в момент событий верхняя вахта его не заметила! В 08.55 прибыла в Батуми;

1944 год 12 марта
Экипаж ПЛ заменен экипажем ПЛ "Щ-130" (ТОФ);

1944 год 30 марта
Перешла в Поти, где прошла текущий ремонт (1-30.4 находилась в доке);

1944 год 6 июля
Вступила в строй и затем перешла в Батуми;

1944 год 10 - 30 июля
Боевой поход. В 21.00 10.7 вышла в район Босфора (позиция №23). В 05.00 15.7 прибыла на позицию. В 20.36 19.7 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР 2 ТЩ) в точке 41°21,4' с.ш./29°18,2' в.д. (ТР 6000 т без флага и турецкого опознавательного знака, атака=подв/вр/4, д=5 каб., услышан 1 взрыв - безуспешно атакован турецкий ТР "Канарья"). Преследования не было. В 15.00 20.7 произвела торпедную атаку ПМШ в точке 41°43' с.ш./28°44,9' в.д. (ПМШ 300 т без флага, атака=подв/пр/1, д=5 каб., наблюдалось попадание и гибель ПМШ - потоплена турецкая ШХ "Шемси-Бахри", 26 брт, погибло 3 человека). В 06.50 26.7 произвела торпедную атаку ШХ в точке 41°35,2' с.ш./28°33' в.д. (ШХ 250 т, атака=подв?/ви/2, д=3 каб., промах из-за 4-бальной волны и малой осадки цели). В 07.03 произвела повторный 2-торпедный залп по ШХ с д=2 каб. - промах. В 07.16- 07.26 с д=2 каб. ШХ потоплена артиллерийским огнем (израсходовано 80 45-мм снарядов и 50 патронов к ДШК) - потоплена турецкая ШХ с грузом рыбы и апельшнов, 7 человек экипажа принято на борт ПЛ. В 23.00 начала возвращение в базу и в 09.00 30.7 прибыла в Батуми;

1944 год 1 - 19 сентября
Боевой поход. В 20.00 1.9 вышла в район севернее м. Бургасский (позиция №45/53). В 06.21 5.9 прибыла на позицию. По указаниям командования действовала восточнее линии минных заграждений противника. В 07.25 16.9 начала возвращение в базу и в 06.30 19.9 прибыла в Батуми;

1944 год 25 сентября
1-я Севастопольская БрПЛ награждена орденом Красного Знамени и стала наименоваться - 1-я Севастопольская Краснознаменная БрПЛ ЧФ;

1944 год 10 ноября
В составе дивизиона переведена для постоянного базирования из Батуми в Поти;

1944 год 2 - 3 декабря
В составе дивизиона переведена для постоянного базирования из Поти в Новороссийск;

1945 год 16 - 27 января
Совместно с другими ПЛ 1-й БрПЛ приняла участие в тактическом учении в районе Поти;

1945 год 6 марта
Награждена орденом Красного Знамени;

1945 год 19 июля
Выведена из боевого состава, законсервирована и в Балаклаве поставлена на отстой;

1945 год 19 августа
Перечислена в состав ОУДнПЛ ЧФ для проведения капитального ремонта;

1945 год 31 августа - 1948 год
Прошла капитальный ремонт на "Севморзаводе" № 497 им. С.Орджоникидзе в Севастополе. Изменено ограждение рубки по типу ПЛ типа "С";

1948 год
По окончании ремонта включена в состав 1-го ОДнПЛ ЧФ с базированием на г.Поти;

1949 год 12 января
Отнесена к подклассу средних ПЛ;

1949 год 16 июня (11 июля?)
Переименована в "С-209";

1951 год 27 января
Переформирована в состав отдельной Севастопольской Краснознаменной 154-й БрПЛ ЧФ с базированием на г.Поти (с 15.05.1954 - на г.Туапсе, с 11.09.1956 - на порт г.Феодосия);

1956 год 7 февраля
Выведена из боевого состава;

1956 год 8 октября
Переформирована, разоружена, перестроена в УТС и в Практической гавани Одесского порта поставлена на прикол;

1956 год 5 ноября
В соответствии с приказом КЧФ № 00167/ОРГ от 05.11.1956 оопределена как учебно-тренировочное судно для отработки личного состава ПЛ ПЛ. Перечислена в состав 131-го ДнПЛ резерва с подчинением командиру 152-й БрПЛ ПС ЧФ;

1956 год 9 ноября
Переименована в "УТС-10". На этом УТС в течении 35 лет несколько поколений подводников отрабатывали упражнения по борьбе за живучесть;

1992 год 17 декабря
Исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации. На момент исключения входила в состав 131-го ДнПЛ (дивизион консервации) 14-й ДиПЛ КЧФ;

1992 год 31 декабря
Расформирован экипаж;

1996 год
При стоянке у причала Судоремонтного завода в г.Одесса (Украина) из-за неисправности донно-забортной арматуры села на грунт;

1998 год август
Корпус ПЛ был поднят;

1999 год
На буксире пожарного катера Украины «Борщiв» переведен на разборку в г.Очаков (Украина);

2002 год
Брошена на отмели в Очакове, где в ожидании разборки на металл опять затонула;

2012 год
На спутниковых картах не обнаруживается. Скорее всего поднята и утилизирована.




дополнительная информация:


1. Список погибших 24.03.1942.
2. Фотография С-209 на погрузке торпед (после модернизации ограждения рубки). Поти. 1952 год.
3. Фотография УТС-10 в затопленном состоянии. Одесса (Украина). 1998 год.
4. Фотография корпуса УТС-10 у причала. Очаков (Украина). 1999 год (приблизительно).



командиры:


1. Цыганко П.П. (09.03.1936-26.03.1936)
2. Шнейдер Е.О. (26.03.1936-11.07.1937) арестован
3. Бортновский Б.В. (31.08.1937-02.11.1937)
4. Успенский Б.А. (02.11.1937-26.03.1938)
5. Киселев И.Н. (26.03.1938-11.04.1938 ИД, 12.04.1938-09.11.1939)
6. Алексеев Б.А. (09.11.1939-17.12.1939) ВРИД
7. Киселев И.Н. (17.12.1939-24.03.1942)
8. Иванов В.И. (24.03.1942-12(29?).02.1944)
9. Стеценко В.В. (22(11?).03-12.04.1944)
10. Суходольский Н.В. (04.04.1944-05.1945-1946?)
11. Емец А.Е. (06.02.1946-26.12.1946)
12. Шлеонский М.Л. (12.1946-1950)
13. Медведев В. (19??-1992)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В. Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Кулагин К.Л., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "Щ" Х и Х-бис серии", Морская коллекция, №4, 2002г.
7. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.2, Стратегия КМ, 2003г.
8. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
9. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Щуки". Легенды Советского подводного флота", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, Москва, 2008г.
10. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2016