Rambler's Top100 Подводная лодка Щ-216 Тип "Щ" X-бис серии

Щ-216
Тип «Щ» X-бис серии




фотография:


Подводная лодка Щ-216

ПЛ "Щ-216" типа "Щ" Х-бис серии.




историческая справка:


1939 год 23 июля
Заложена на заводе № 200 в г.Николаев;

1941 год 30 мая
Спущена на воду. Зачислена в состав ОДнПЛ ЧФ (дивизион строящихся и капитально ремонтирующихся ПЛ);

1941 год 22 июня
Находилась в Николаеве на заводских испытаниях;

1941 год 3 июля
Перешла в Севастополь;

1941 год 14 - 15 августа
Перешла в Феодосию;

1941 год 17 августа
Вступила в строй. Вошла в состав 4-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1941 год 24 августа - 13 сентября
Боевой поход. В 14.24 24.8 вышла в дозор в район юго-западнее м. Сарыч (позиция №2). Встреч с кораблями противника не имела. В 17.45 13.9 прибыла в Феодосию;

1941 год 3 - 4 октября
Перешла в Туапсе;

1941 год 16 октября - 3 ноября
Боевой поход. В 17.30 16.10 вышла в район м. Зейтин-бурну (позиция №24). Утром 19.10 прибыла на позицию. В 22.07 20.10 произвела торпедную атака одиночного буксира севернее Босфора (буксир ? т, атака=надв/пр/1, д=5 каб., промах из-за опоздания с выпуском торпед при стрельбе на циркуляции - зарубежных данных нет). Днем 31.10 не смогла атаковать ОТР из-за большого расстояния и неправильного маневрирования. Вечером 1.11 начала возвращение в базу и 3.11 прибыла в Туапсе;

1941 год 27 ноября - 16 декабря
Боевой поход. В 17.00 27.11 вышла в район м. Зейтин-бурну (позиция №24). Встреч с кораблями противника не имела. В ночь на 14.12 начала возвращение в базу. В 10.15 16.12 вернулась в Туапсе;

1941 год 20 декабря
Утвержден приемный акт. Официально вошла в состав Черноморского Флота;

1942 год январь
Прошла навигационный ремонт. 25.1 вступила в строй;

1942 год 15 февраля - 6 марта
Боевой поход. В 16.00 15.2 вышла в район м. Куру-бурну (позиция №37). В 03.00 18.2 прибыла на позицию. Из-за дрейфа во время шторма в ночь на 21.2 оказалась в районе Босфора. 21.2, а также 28.2, 1, 2, и 3.3 имела встречи с плавающими минами. 22-26.2 после возвращения на позицию имела многочисленные встречи с шхунами. Утром 27.2 обнаружила ОТР, шедший в южном направлении, однако попытка атаковать его сорвалась из-за заклинивания горизонтальных рулей и тумана. Повторная попытка атаковать этот же ТР сорвалась из-за невыгодного КУ. 28.2-3.3 имела многочисленные встречи с шхунами. В 21 ч 3.3 начала возвращение в базу и в 10.27 6.3 прибыла в Туапсе;

1942 год 8 - 11 марта
Доставила документы штаба ЧФ в Севастополь (10.03 с 05.00 до 06.00 передала документы на БТЩ-413 в подходной точке фарватера №3), после чего в 12.40 11.3 вернулась в Туапсе;

1942 год 24 марта
При налете авиации противника на Туапсе легко ранен командир ПЛ;

1942 год 28 марта - 16 апреля
Боевой поход. В 20.27 28.3 вышла в район м. Куру-бурну (позиция №37). В 05.00 30.3 прибыла на позицию. До 8.4 патрулировала в районе м. Зейтин-бурну - Василико. За время нахождения на позиции обнаружила 8 ШХ, двигавшихся в направлении Бургаса и 6 ШХ - в направлении Босфора, 4 раза погружалась от самолетов 7.4 вышел из строя зенитный перископ. С 9.4 находилась в восточной части позиции - встреч с кораблями противника не имела. В 21 ч 13.4 начала возвращение в базу и в 16.10 16.4 прибыла в Поти;

1942 год 27 апреля
Перешла в Батуми;

1942 год 2 - 3 мая
Перешла в Туапсе, где начала текущий ремонт;

1942 год июль
1-2.7 перешла в Поти, где 4-17.7 прошла докование. 26.7 перешла в Батуми;

1942 год 31 июля - 1 августа
Перешла в Туапсе;

1942 год 9 августа
Перешла в Поти;

1942 год 10 августа
Перечислена в состав 2-го ДнПЛ БрПЛ ЧФ с базированием на Батуми;

1942 год 12 августа
Перешла в Батуми. Вступила в строй;

1942 год 17 августа - 5 сентября
Боевой поход. В 00.25 17.8 вышла в район м. Куру-бурну (позиция №37). 20.8-2.9 патрулировала на позиции. Много раз наблюдала ШХ (20 ШХ вошли в Бургасский залив, 13 - вышли), но ни разу ТР противника. В 17.30 5.9 прибыла в Батуми;

1942 год 9 сентября
Перешла в Поти;

1942 год 11 сентября
Перешла в Батуми;

1942 год 27 сентября - 18 октября
Боевой поход. В 20.55 27.9 вышла в район м. Олинька (позиция №44). В 06.00 1.10 прибыла на позицию. 1-6.10 ПЛ маневрировала в 15-20 милях от берега. Утром 7.10 обнаружила КОН на рейде Сулины, при сближении с которым кратковременно села на мель. В 13.48 произвела торпедную атаку КОН (землечерпалка, 2 паровых шаланды, 1 ММ, 4 СКА), вышедшего из порта (землечерпалка, шаланда, атака=подв/пр/1+1, д=12 каб., через 2 мин услышаны 2 взрыва, при осмотре горизонта замечены клубы черного дыма - промах, торпеды взорвались при ударе о мол). 8.10 не смогла атаковать КОН из-за большой дистанции. В 20.44 10.10 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 2 СКА) в точке 44°57,0' с.ш./29°46,6' в.д. (ТР 6000 т, атака=надв/ви/3, д=6 каб., через 1 мин наблюдалось попадание торпеды и гибель ТР - потоплен румынский ТР "Карпати", 4336 брт, перевозил 3514 т германского военного имущества, в т.ч. разобранные бараки и уголь, погибло 4 человека). Контратакована МТЩ "R 165", "R 166", сбросившими 6 глб на безопасном удалении. 12-13.10 несколько раз обнаруживала СКА и самолеты противника. В 22.00 14.10 начала возвращение в базу и в 00.00 18.10 прибыла в Батуми;

1942 год 21 октября
Перешла в Поти;

1942 год 4 ноября
Перешла в Батуми;

1942 год 18 ноября - 7 декабря
Боевой поход. В 12.30 18.11 вышла из Батуми в район м. Олинька - Портицкое гирло (позиция №44-45). 21.11 прибыла на позицию. Большую часть времени маневрировала в районе южнее о. Фидониси. Вечером 27.11 обнаружена и атакована СКА противника, сбросившим 6 глб. На ПЛ вышли из строя ГАС, лаг, эхолот, множество измерительных приборов и некоторые механизмы. Крышки люков в I и VII отсеках пропустили воду, повреждено ограждение носовых горизонтальных рулей, в легком корпусе образовались вмятины. 29.11 переведена в район м. Тарханкут - Евпатория (позиция №49) в связи с набеговой операцией кораблей ЧФ. 4.12 начала возвращение в базу и в 19.30 7.12 прибыла в Батуми;

1943 год 1 - 21 февраля
Боевой поход. В 18.00 1.2 вышла в район м. Тарханкут (позиция №53). В 07.00 5.2 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 21.00 17.2 начала возвращение в базу и в 11.10 21.2 прибыла в Батуми;

1943 год 24 марта - 13 апреля
Боевой поход. В 21.00 24.3 вышла в район Одесса - м. Тарханкут (позиция №72). В 23.35 29.3 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 20.30 9.4 начала возвращение в базу и в 19.00 13.4 прибыла в Батуми;

1943 год 27 мая - 16 июня
Боевой поход. В 19.55 27.5 вышла к южному побережью Крыма (позиция №84). В ночь на 30.5 получила приказ занять позицию в районе м. Тарханкут (позиция №82-б). В 04.42 31.5 прибыла на позицию. Вечером 12.6 не смогла атаковать КОН барж из-за большого КУ. В 21.30 13.6 начала возвращение в базу и в 09.46 16.6 прибыла в Батуми;

1943 год 16 июля - 10 августа
Боевой поход. В 20.30 16.7 вышла в район Босфора (позиция №85-б). В 04.00 20.7 прибыла на позицию. Утром 21.7 не смогла атаковать КОН из-за профилактического бомбометания кораблями охранения. Днем и вечером 29.7 не смогла атаковать два КОН: первый раз из-за поворота ЭМ из состава охранения на ПЛ, второй раз - из-за неправильного маневрирования. В 14.29 6.8 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 ТН, 2 ЭМ, 3-4 СКА) в точке 41°23' с.ш./29°11' в.д. (ТН 12500, атака=подв/ви/3, д=14 каб., через 2 мин услышан глухой взрыв - попаданием торпеды в носовую часть поврежден германский ТН "Фируз", 7327 брт, перевозил груз газойля). Контратакована румынским ЭМ "Р. Фердинанд", сбросившим на ПЛ 37 глб. В результате близких взрывов получили повреждения электроизмерительные приборы, арматура воздухопровода системы ВВД, была заклинена захлопка глушителя дизеля. В 18.36-20.30 слышала отдаленные взрывы глб, которые приняла за признаки продолжающегося преследования - группа ПЛО (германский БО "Uj 116" и МТЩ) преследовала находившуюся неподалеку "М-35". В 09.00 7.8 начала возвращение в базу и в 08.30 10.8 прибыла в Батуми;

1943 год 11 августа - ноябрь
До середины ноября прошла текущий ремонт;

1943 год 27 ноября - 27 декабря
Боевой поход. В 18.30 27.11 вышла в район м. Тарханкут (позиция №93). В 04.00 1.12 прибыла на позицию. В ночь на 4.12 наведена "Щ-209" на КОН, но в точке ожидания обнаружена и обстреляна СКА противника, от которого уклонилась погружением. Утром не смогла атаковать КОН из-за болыпого КУ. Утром 8.12 не смогла атаковать КОН из-за помех со стороны кораблей охранения и плохой управляемости. В 21.00 23.12 начала возвращение в базу и в 08.30 27.12 прибыла в Батуми;

1944 год февраль
Боевой поход. В 19.45 6.2 вышла в район северо-западнее м. Тарханкут (позиция №101). Утром 9.2 прибыла на позицию. В 02.50 10.2 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 2 СКА) в точке 45°06' с.ш./32°06,5' в.д. (ТР 4000 т, атака=надв/вр/4, наблюдалось 2 взрыва и гибель ТР - входивший в состав группы кораблей ПЛО германский БО "Uj 106" наблюдал взрыв торпеды в 100 м от правого борта). В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась. По плану должна была покинуть позицию 29.2 и прибыть в Батуми 4.3. Возможные причины гибели: атака германских БО "Uj 106" и "Uj 103", контратаковавших ПЛ в 11.15 17.2 в 18 милях западнее м. Тарханкут в точке 44°36,5' с.ш./32°04,4' в.д. (находившаяся на соседней позиции "Щ-209" слышала отдаленные взрывы 34 глб; после бомбометания германских кораблей на поверхности появилось большое масляное пятно, лакированные деревянные обломки, сигаретные пачки, обрывки одежды и книги), подрыв на мине заграждения S-77, выставленного в 4,5-5,5 милях юго-западнее м. Тарханкут, подрыв на плавающей мине, а также отказ техники или ошибка личного состава. На ПЛ погибло 47 членов экипажа;

1944 год март
Исключена из состава ВМФ;

1980 год сентябрь
В некоторых источниках есть информация о том, что корпус ПЛ был обнаружен на дне при проведении гидрографических работ, но данных о водолазном обследовании нет;

2013 год 5 июля
По сообщению ИТАР-ТАСС была обнаружена у берегов мыса Тарханкут на западном побережье Крыма на глубине 52 метров. Председатель крымского правительства Анатолий Могилев заявил: "По предварительным данным водолазов Черноморского центра подводных исследований, лодка затонула с небольшими повреждениями. Специалисты не исключают, что судно можно поднять со дна моря, в перспективе законсервировать и сделать там уникальный музей военной истории". Вся носовая часть остова ПЛ по боевую рубку включительно покрыта тремя рыболовецкими тралами океанского типа. Лодка расположена на грунте на ровном киле с дифферентом на нос. Легкий корпус перед рубкой и за ней частично сорван взрывом (тралами). Все люки в закрытом состоянии. Артиллерия (2 45-мм орудия): носовое на штатном месте, кормовое сорвано и лежит по правому борту. В носовой части перед орудием обнаружена пробоина диаметром 2х4 м. Лодка погружена в ил только носовой частью. Винторулевая группа полностью вымыта течением и открыта;

2013 год 20 - 26 августа
Успешно завершен первый этап обследования остова ПЛ. В экспедиции приняли участие 2 украинских и 3 российских судна. Среди них — спасательное буксирное судно «Кременец» с водолазной группой в составе 5 человек; водолазное судно «Почаев» с обитаемым подводным аппаратом «Риф»; судно «Селигер» с подводными аппаратами «Deep Woker» и «Обзор»; водолазное судно «ВМ-154 и гидрографическое судно «ГС-86». Члены экспедиции исследовали корпус ПЛ, а также грунт вокруг нее на расстоянии 60 метров. По предварительным итогам исследования, в районе 1 и 2 отсеков обнаружено значительное повреждение корпуса. При подъеме лодки это создает угрозу отрыва ее носовой части. Состояние ПЛ исключает возможность безопасного проникновения водолазов внутрь. Существует высокая вероятность нахождения взрывоопасного боезапаса в 1,2,4 и 7 отсеках. Взрывоопасные предметы в грунте вблизи подлодки не обнаружены;

2013 год 15 сентября
Стартует второй этап технического обследования остова ПЛ. Об этом сообщил Председатель Совета министров Крыма Анатолий Могилёв на встрече с членами судоподъемного отряда по исследованию ПЛ. Исследование судна проводится в тесном сотрудничестве со специалистами Российской Федерации. Это единственный совместный успешный проект, посвященный Великой Отечественной войне. Планируется, что второй этап продлится порядка 2 недель. Он организован с целью детального изучения технического состояния ПЛ, проверки наличия торпедного и артиллерийского боезапаса. "По результатам этого этапа будет принято окончательное решение о возможности подъема подводной лодки. Учитывая, что это военное судно, на его борту могут быть взрывоопасные боеприпасы. Наша главная задача — обеспечить безопасную работу моряков и ученых», — отметил Могилёв А. При благоприятных погодных условиях с места гибели ПЛ планируется поднять уникальные артефакты. В частности, хорошо сохранившиеся фрагменты корпуса и боевой рубки, два орудия, винты. Артефакты планируют передать в лабораторию реставрации и музеефикации Черноморского центра подводных исследований. Исследователи также очистят корпус ПЛ от рыболовецких тралов, стальных и капроновых тросов и определят возможность проникновения в безопасные отсеки подводной лодки;

2013 год 17 - 22 сентября
В ходе второго этапа работ был детально обследован корпус подлодки, замерена его толщина в различных участках, подняты на поверхность носовое и кормовое орудия с деталями корпуса. Как сообщает отдел информационного обеспечения ЧФ РФ, носовая и кормовая пушки были доставлены в Севастополь спасательным судном Черноморского флота "Эпрон" и рейдовым буксиром ВМС Украины "Кременец". Работы по обследованию и подъему деталей подводного объекта осуществил экипаж спасательного судна "Эпрон" и специалисты управления поисковых и аварийно-спасательных работ ЧФ РФ. Российские моряки в рамках отработки мероприятий боевой подготовки выполнили задачи по обследованию реального подводного объекта во взаимодействии с экипажами судов и катеров Центра поисковых и аварийно-спасательных работ ВМС Украины. Координацию совместных действий осуществляли начальники штабов двух флотов;

2013 год 28 сентября
В Севастополе на причале Черноморского флота Российской Федерации прошла церемония передачи артефактов. В ходе торжественной церемонии командующий ВМС ВС Украины адмирал Юрий Ильин и командующий ЧФ РФ вице-адмирал Александр Витко передали артефакты Крымскому республиканскому учреждению "Черноморский центр подводных исследований". Выступая перед присутствующими командующий Черноморским флотом отметил, что работа российских и украинских моряков была произведена по инициативе президентов России и Украины, и поблагодарил водолазных специалистов, которые в непростых погодных условиях провели необходимый комплекс работ и обеспечили подъем со дна моря бесценных реликвий и поддержал инициативу ветеранов-подводников об установке в Севастополе одного из поднятых орудий, как символа стойкости, мужества и героизма моряков ЧФ в годы Великой Отечественной войны. В мероприятии приняли участие представители руководства Автономной Республики Крым, Севастополя, духовенства и ветеранских организаций. Благочинный Севастопольского округа отец Сергий отслужил заупокойную литию по погибшим воинам, присутствующие почтили их память минутой молчания.




дополнительная информация:


1. Список погибших в феврале 1944 года.
2. Видео водолазного осмотра остова ПЛ Щ-216. Июль 2013 года.
3. Фотография церемония передачи поднятых с ПЛ артефактов КРУ "Черноморский центр подводных исследований". 28.09.2013г.



командиры:


1. Касьяненко И.И. (02.11.1939-21.11.1940)
2. Девятко А.В. (21.11.1940-01.02.1941)
3. Карбовский Г.Е. (01.02.1941-02.1944)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Кулагин К.Л., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "Щ" Х и Х-бис серии", Морская коллекция №4, 2002г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.2, Стратегия КМ, 2003г.
7. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
8. Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Исма-Инвест, Одесса, 2000г.
9. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
10. Информация с новостных сайтов Украины и России.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2016