Rambler's Top100 Подводная лодка "Семга", Щ-308. Тип "Щ" V-бис серии

"Сёмга", Щ-308

Тип «Щ» V-бис серии




фотография:


Подводная лодка Щ-308




историческая справка:


1932 год 10 ноября
Заложена на заводе "Красное Сормово" в г.Нижний Новгород. До вступления в строй числилась под заводским номером;

1933 год 28 апреля (декабрь ??)
Спущена на воду;

1933 год - 1934 год
Получила наименование "Сёмга";

1935 год 14 ноября
Подписан приемный акт (по другим данным - 11 ноября). Вступила в строй. Получила литерно-цифровое наименование Щ-308;

1935 год 20 ноября
Вошла в состав КБФ. Зачислена в состав 15-го ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ с базированием на г.Кронштадт;

1938 год 15 апреля
В составе дивизиона перечислена в состав 4-й БрПЛ КБФ;

1938 год - 1939 год
Прошла капитальный ремонт на заводе №189 в г.Ленинград;

1941 год 23 января
После расформирования 4-й БрПЛ вошла в состав Отдельного учебного ДнПЛ КБФ с базированием на Ораниенбаум;

1941 год 22 июня
К началу ВОВ находилась в Ораниенбауме, числилась во второй линии;

1941 год 19 июля
Перешла в Таллин;

1941 год 20 - 21 июля
В составе КОН перешла в Триги. На переходе трижды атакована самолетами противника, 21.7 входивший в состав КОН ТН "Железнодорожник" подорвался на мине и затонул. Стоило кораблям остановиться, как караван подвергся атаке с воздуха. Столь мощное и организованное вражеское воздействие, по-видимому, настолько поразило командира ПЛ Маркелова, что он растерялся и не придумал ничего лучшего, чем погрузиться на минном поле. Через полчаса ПЛ всплыла, но потрясение, испытанное ее командиром, похоже, отразилось на всех его действиях в боевом походе;

1941 год 21 июля - 8 августа
Вечером 21.7 вышла в Норчёпингскую бух. (позиция №5). 22.7 восточнее о. Готланд безрезультатно атакована германской ПЛ "U 140". Уже во время нахождения ПЛ на позиции она была передана в оперативное подчинение командованию 2-ой БрПЛ КБФ. Патрулировала с 23.7 по 8.8. В ночь на 24.7 обнаружила ОТР, от атаки которого командир отказался, чтобы не прерывать зарядки. Днем командир отказался от атаки шведского ОТР, посчитав, что он следует в балласте. Вечером 26.7 отказался от атаки ПМШ. В ночь на 30.7 отказался от атаки ОТР, чтобы не прерывать зарядки. Вечером 31.7 отказался от атаки шведского ОТР, а днем 1.8 - ПМШ. Спустя несколько часов отказался от атаки ОТР из-за плохой работы кормовых горизонтальных рулей. Вечером не смог атаковать КОН из-за большой скорости целей. 5.8 ПЛ получила приказ атаковать ТР у северного входа в прол. Кальмарзунд в территориальных водах Швеции. Днем отказалась от атаки КОН посчитав себя обнаруженной. Спустя несколько часов атакована ММ, сбросившими на безопасном удалении от ПЛ 5 глб. 7.8 получила приказ о возвращении в базу. В 16.10 8.8 встречена в 22 милях северо-западнее м. Ристна (БТЩ-203, -205, -210, -211, -218, 2 СКА) и затем приведена в Таллин. На переходе безуспешно атакована самолетом противника. В октябре за бездеятельность в боевом походе командир и и военком (старший политрук Н.А.Орлов) были отданы под суд Военного трибунала;

1941 год 28 - 30 августа
28.8 для перехода в Кронштадт включена в состав 1-го КОН. При выходе с рейда Таллинна, столкнулась с буксиром и получила повреждения корпуса. 30.8 благополучно прибыла к месту назначения. 30.8 перешла в Ленинград;

1941 год 16 сентября
Перешла в Кронштадт;

1941 год 27 сентября
Перешла в Ленинград для ремонта на заводе №194;

1942 год 14 февраля
Во время стоянки у Тучковой набережной повреждена осколками снарядов - пробита тумба перископов, поврежден командирский перископ;

1942 год 19 июня
В ночь на 19.6 перешла из Ленинграда в Кронштадт;

1942 год 23 июня - 1 июля
В 22.00 23.6 в сопровождении 1 СКА вышла к о. Лавенсари, куда прибыла в 16.45 24.6 (к 29.6 ПЛ должна была запять позицию у банки Штольпе - позиция №10). 25.6 выявилась неготовность ПЛ к походу - лодка имела 4 т отрицательной плавучести и серьезную неисправность кормовых горизонтальпых рулей. В 23.00 30.6 - 08.33 1.7 в сопровождении 3 СКА и 8 КАТЩ перешла в Кронштадт;

1942 год 15 - 30 сентября
В 20.33 15.9 - 04.00 16.9 в обеспечении БТЩ-207, -211, -215, -217, -218 и 2 СКА перешла к о. Лавенсари. На переходе КОН обстрелян финской береговой артиллерией из района форта Ино. Восточнее о. Сескар в тралах БТЩ взорвались две мины. В 01.25 18.9 вышла в устье Финского залива (позиция №5). До точки погружения сопровождалась 5 БТЩ и 2 СКА. Утром 22.9 закончила форсирование Финского залива и в тот же день прибыла на позицию (донесение от ПЛ не принято). Вечером 28.9 командование дало запрос о действиях ПЛ, на который в 23.15 29.9 был получен ответ с просьбой о смене позиции из-за отсутствия целей. В 01.08 30.9 командир БПЛ передал приказ, разрешающий после достижения у спеха у о. Утё перейти к м. Ристна (позиция №4);

1942 год 2 октября (Событие, по всей вероятности связанное с походом ПЛ Щ-308)
Безуспешная атака финского конвоя западнее Ханко. Возможно неудачно атакован финский ТР "Ванда" (не исключено, что в данном зарубежном сообщении имеется ввиду атака ПЛ "Щ-307", произошедшая в этот же день па позиции №6);

1942 год 7 октября (Событие, по всей вероятности связанное с походом ПЛ Щ-308)
В 15.22 7.10 в 10 милях юго-западнее о. Утё безуспешно атаковано германское госпитальное судно "Рюген";

1942 год 19 октября (Событие, по всей вероятности связанное с походом ПЛ Щ-308)
19.10 безуспешная атака германского судна-ловушки "Schiff 47" южнее о. Утё. По всей вероятности в результате контратаки лодка получила небольшие повреждения прочного корпуса;

1942 год 20 октября
В 01.22 20.10 командир ПЛ донес о потоплении за время похода 3 ТР (16000 т), повреждениях ПЛ и попросил разрешения вернуться в базу. В 22.30 и в 23.05 20.10 ПЛ была отправлена разрешающая радиограмма, в которой указывались рекомендованные курсы форсирования. В дальнейшем лодка на связь не выходила (не доносила об оставлении позиции и начале форсирования Финского залива) и в базу не вернулась. Возможные причины гибели: подрыв на мине заграждения "Насхорн", ошибка личного состава или отказ техники, гибель на мине заграждений "Юминда" или "Зееигль". В некоторых источниках существует еще одна версия гибели ПЛ со ссылкой на финские данные - "Щ-308" 26 или 27 октября потоплена финской ПЛ "Ику-Турсо" (lku-Turso) на подходах к проливу Серда-Кваркен. На ПЛ погибло 40 членов экипажа.

1942 год 25 декабря
Исключена из состава ВМФ;

2018 год
Во время поисковой экспедиции организации «Разведывательно-водолазная команда» была обнаружена в Финском заливе около острова Большой Тютерс;

2019 год март
Опубликовано видео организации «Разведывательно-водолазная команда» с первого погружения к корпусу ПЛ. Эксперты предполагают, что обнаруженная лодка — Щ-308. Такой вывод был сделан после изучения кормового орудия. Водолазы сняли корпус лодку на видео со всех сторон. Корма корабля оказалась обмотана остатками рыбацких сетей, как и большая часть корпуса. "Вертикальный руль в положении «право на борт», горизонтальные рули в положении «на погружение». Волнозащитные щитки на кормовых ТА отсутствуют. Ограждение рубки полностью разрушено и закрыто сетями, форма не читается. Кормовое орудие на месте, также закрыто сетями. Командирский и зенитный перископы выдвинуты на 0.5 — 1 метров и погнуты. Носовая часть лодки погружена в ил", — говорится в отчете экспедиции.




дополнительная информация:


1. Список погибших в боевом походе 10.1942



командиры:


1. Рахмин В.П. (1933-1934)
2. Эйхбаум Н.Э. (10.1934-08.1936)
3. Сиротинский С.С. (1935) ВРИД, ПК
4. Колонистов Ф.И. (08.1936-02.11.1938)
5. Маркелов А.Ф. (27.11.1938-10.1941)
6. Автамонов И.В. (17.10.1941-05.11.1941 ИД, 06.11.1941-10(22?).07.1942)
7. Филов Н.А. (10.1941-04.1942) ВРИД требует уточнения
8. Костылев Л.Н. (22.07.1942-10.1942)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Кулагин К.Л., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "Щ" (III, V, V-бис и V-бис-2 серии)", Морская коллекция, №2, 2002г.
7. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун" №3, 1999г.
8. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
9. Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
10. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
11. "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
12. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
13. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2019