Rambler's Top100 "Сельдь", Щ-202, С-202, УТС-11 Тип "Щ" V-бис серии

"Сельдь", Щ-202, С-202, УТС-11

Тип «Щ» V-бис серии




фотография:



ПЛ Щ-202 типа «Щ» V-бис серии. На дальнем плане крейсер «Красный Кавказ».




историческая справка:


1933 год 3 сентября
Заложена на заводе им. А.Марти в г.Ленинград. До вступления в строй числилась под заводским номером;

1933 год - 1934 год
Получила наименование "Сельдь";

1934 год
Отправлена (в виде 8 секций) на штатных железнодорожных платформах в г. Николаев на завод № 200 (имени 61 коммунара);

1934 год 25 мая
Спущена на воду. Подчинена 4-му ДнПЛ БрПЛ МС ЧМ (с 11.01.1935 - ЧФ);

1935 год 20 августа
Подписан приемный акт. Вступила в строй. Получила литерно-цифровое наименование Щ-202;

1935 год 25 (29??) августа
Вступила в строй по приказу НК ВМФ-44. Поднят Военно-морской флаг;

1935 год 3 сентября
Вступила в строй по приказу НКО-36. Вошла в состав ЧФ. Зачислена в состав 4-го ДнПЛ БрПЛ ЧФ;

1936 год ноябрь
Переформирована в состав 23-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;

1939 год апрель
После изменения структуры подводных сил ЧФ оставлена в состав 23-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ и, очевидно, сразу же в составе дивизиона прикомандирована или перечислена в состав Отдельного учебного ДнПЛ ЧФ с подчинением УОПП и базированием на г.Новороссийск;

1941 год февраль
Переформирована в состав ОУДнПЛ ЧФ;

1941 год май
Прошла текущий ремонт, но состояние ПЛ характеризовалось как "крайне изношенное";

1941 год 22 июня
К началу войны находилась в Феодосии в организационном периоде на испытаниях торпед. Перешла в Новороссийск. Входила в состав Отдельного Учебного ДнПЛ;

1941 год 28 июня - 7 июля
В 20.30 28.6 вышла в дозор в район юго-западнее Новороссийска (позиция №10). Встреч с кораблями противника не имела. 7.7 вернулась в Новороссийск;

1941 год 21 июля - 9 августа
В 21.00 21.7 вышла в дозор в район южнее Керченского пролива (позиция №9). Встреч с кораблями противника не имела. В 08.00 9.8 досрочно вернулась в Новороссийск из-за необходимости удаления аппендикса у одного из матросов;

1941 год 25 августа - 15 сентября
В 19.15 25.8 вышла в дозор в район южнее Керченского пролива (позиция №9). 26.8 прибыла на позицию. В 20.10 13.9, после всплытия для зарядки АБ обнаружила румынскую ПЛ "Delfinul", при выходе в атаку румынская ПЛ погрузилась. В 13.30 15.9 вернулась в Новороссийск;

1941 год 5 - 12 октября
В 19.15 5.10 вышла в дозор южнее Новороссийска (позиция №10). Встреч с кораблями противника не имела. В 11.30 12.10 отозвана в Новороссийск в связи с закрытием дозорной позиции;

1941 год 14 декабря
Перешла в Туапсе, где начала капитальный ремонт;

1942 год 24 марта
В резулътате налета авиации противника на Туапсе, на ПБ "Нева" погиб подводник экипажа ПЛ Щ-202;

; 1942 год 2 мая
Переформирована в состав 10-го ОДнПЛ ЧФ;

1942 год 28 - 29 июля
Перешла в Поти для докования;

1942 год 10 августа
Перечислена в состав 3-го ДнПЛ БрПЛ ЧФ;

1942 год 4 октября
Перешла в Батуми. На ПЛ была установлена АБ с ПЛ типа "АГ" со знчительно меньшей, чем штатная для ПЛ типа "Щ", емкостью;

1942 год 19 ноября
Вступила в строй;

1942 год 22 ноября
Перечислена в состав 2-го ДнПЛ БрПЛ (с 09.06.1944г. - 1-й БрПЛ) ЧФ;

1943 год 20 января
Перешла в Поти;

1943 год 1 - 20 февраля
В 20.23 1.2 вышла в район м. Сарыч - Судак (позиция №47). В 20.15 4.2 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 19.08 17.2 начала возвращение в базу и в 15.10 20.2 прибыла в Батуми;

1943 год 16 марта - 5 апреля
В 17.53 16.3 вышла в район севернее выхода из пролива Босфор (позиция №76). В 06.30 21.3 прибыла на позицию. В ночь на 22.3 не смогла перехватить выходивший из Босфора германский ТР "Биргит" из-за навигационной ошибки. Днем 28.3 не смогла атаковать ОТР из-за большого КУ. В 03.30 1.4 начала возвращение в базу и в 10.40 5.4 прибыла в Батуми;

1943 год 28 апреля - 18 мая
В 20.26 28.4 вышла в район Сулина - Констанца (позиция №81). В 04.00 2.5 прибыла на позицию. 6-7.5 произвела поиск в районе Портицкого гирла. Днем 11.5 по приказу командования перешла на позицию между Севастополем и м. Олинька (между параллелями 44° с.ш. и 45°25' с.ш. и меридианами 31° в.д. и 32° в.д.). Встреч с кораблями противника не имела. В 18.00 14.5 начала возвращение в базу и в 07.08 18.5 прибыла в Батуми;

1943 год 19 мая - июль
Проходила текущий ремонт, который закончила в конце июля;

1943 год 8 августа - 2 сентября
В 20.04 8.8 вышла в район Босфора (позиция №85а). В 00.30 13.8 прибыла на позицию. Утром 17.8 по приказу командования начала переход в район м. Тарханкут (позиция №826). В 01.15 19.8 прибыла на позицию. В 07.29 20.8 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 ЭМ, 2 ТЩ, 2 СКА) в точке 45°16,3' с.ш./32°34,4' в.д. (ТР ? т, атака=подв/ви/3, д=16 каб., промах - безуспешно атакован болгарский ТР "Варна", шедший в составе германо-румынского КОН). Преследования не было. В ночь на 22.8, по приказу командования, перешла на позицию №82а. Утром 28.8 не смогла атаковать КОН противника из-за сильного охранения и неправильного маневрирования. В 21.00 29.8 начала возвращение в базу и в 09.20 2.9 прибыла в Батуми;

1943 год 26 сентября - 26 октября
В 19.32 26.9 вышла в район Севастополь - Констанца (позиция №92). В 03.00 30.9 прибыла на позицию. В 14.45 и вечером 6.10 атакована гса типа Не-115 (реально Аr-196), сбросившими 4 бомбы и обстрелявшим ПЛ из пулеметов. На лодке была пробита шахта вытяжной вентиляции, тумба вертикального руля, деформирован козырек рубки, подорвана шахта вдувной вентиляции. В надстройке и ограждении рубки ПЛ получила 15 осколочных и пулевых пробоин. В 08.00 8.10 -10.30 9.10 перешла в район южнее побережья Крыма (позиция №98). В 22.51 9.10 обнаружена и атакована СКА, сбросившим 5 глб. В 20.00 10.10 - 20.00 11.10 вернулась на позицию №92. В 03.35 19.10 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 СКА) в точке 44°43,6' с.ш./31°48,7' в.д. (ТР ?, атака=надв/ви/3, д=5 каб., промах - зарубежных данных нет). Преследования не было. Днем 19.10 перешла в район м. Тарханкут (позиция №93). В 20.00 22.10 начала возвращение в базу и в 22.17 26.10 прибыла в Батуми;

1943 год 27 октября
Начала аварийный и текущий ремонт;

1944 год 1 января - 8 февраля
Прошла докование;

1944 год 11 апреля
Вступила в строй;

1944 год 18 апреля
В 20.30 18.4 вышла в район южнее м-ка Олинька (позиция №5; обеспечивающий - командир 2-го ДПЛ капитан 2 ранга Р.Р. Гуз). В 03.00 23.4 прибыла на позицию. В 11.38 28.4 произвела торпедную атаку КОН (4 ТР, 1 ЭМ, 3 ТЩ, несколько СКА) в точке 44°04' с.ш./30°16' в.д. (ТР 6000 т, атака=подв/вр/4, д=11,5 каб., через 107 сек услышан взрыв, затем с небольшим интервалом еще 3 - безуспешно атакован германский ТР "Лола"). Контратакована кораблями противника, сбросившими 9 глб. От близких разрывов срезало болты соединительных муфт "Бамаг" - повреждение устранено в море. 30.4 в подводном положении атакована ПЛ противника - зарубежных данных нет, по-видимому, ложный контакт. В ночь на 2.5 перешла в восточную часть позиции №8 - западную часть позиции №9. Утром 6.5 не смогла атаковать НСУ из-за большого КУ, днем командир отказался от атаки КОН паромов "Зибеля" из-за малой ценности объектов. В 22.10 7.5 произвела торпедную атаку КОН (2 БДБ, 2 СКА) в точке 43°45' с.ш./30°37' в.д. (БДБ, атака=надв/ви/2, д=8 каб., через 68 сек услышан взрыв - безуспешно атакована БДБ "F 122" из состава КОН "Эйхе"), Преследования не было. В 17.04 8.5 произвела торпедную атаку КОН, шедшего курсом 290° (3 буксира с баржами, 3 БДБ, 2 самоходных парома типа "Зибель") в точке 43°55' с.ш./30°17' в.д. (баржа 2000 т, атака=подв/ви/2, д=8 каб., услышано 2 взрыва - атакован КОН, шедший из Севастополя, долгое время считалось, что уничтожен немецкий (болгарский?) лихтер "Эльбе-5" (Elbe-5, 1200 брт), но как недавно выяснилось, он был уничтожен еще утром торпедными катерами, других зарубежных данных нет). В 17.54 с д=8-12 каб., лодка выпустила еще 1 торпеду по той же цели - промах. Преследования не было. В 21.16 начала возвращение в базу и в 09.30 11.5 прибыла в Батуми;

1944 год 12 мая - 16 сентября
Прошла текущий ремонт;

1944 год 22 июля
1-я БрПЛ получила наименование Севастопольской;

1944 год 25 сентября
1-я Севастопольская БрПЛ награждена орденом Красного Знамени и стала наименоваться - 1-я Севастопольская Краснознаменная БрПЛ ЧФ;

1944 год 10 ноября
В составе дивизиона переведена для постоянного базирования из Батуми в Поти;

1944 год 2 - 3 декабря
В составе дивизиона переведена для постоянного базирования из Поти в Новороссийск;

1945 год 16 - 27 января
В составе ПЛ 1-й БрПЛ участвовала в тактическом учении в районе Поти;

1945 год 19 июля
Выведена из боевого состава, законсервирована и поставлена на отстой в Балаклаве в ожидании капитального ремонта;

1945 год 19 августа
Перечислена в состав ОУДнПЛ ЧФ;

1945 год 31 августа - 1948 год
На "Севморзаводе" № 497 в г.Севастополь прошла капитальный ремонт. Введена в строй;

1948 год
По окончании ремонта включена в состав 1-го ОДнПЛ ЧФ с базированием на г.Поти;

1949 год 12 января
Отнесена к подклассу средних подводных лодок;

1949 год 16 июня (11 июля?)
Переименована в С-202;

1951 год 27 января
Переформирована в состав отдельной Севастопольской Краснознаменной 154-й БрПЛ ЧФ с базированием на г.Поти (с 15.05.1954 - на г.Туапсе, с 11.09.1956 - на порт г.Феодосия);

1956 год 17 февраля
Выведена из боевого состава, разоружена и поставлена на прикол;

1956 год 18 октября
Переформирована в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть;

1956 год 9 ноября
Переименована в УТС-11;

1957 год 16 июля
Исключена из списков плавсредств ВМФ, превращена в мишень и передана спецполигону Военно-воздушных сил ВМФ на Каспийском море для обеспечения выполнения боевых упражнений;

1957 год август
Отбуксирована по внутренним водным системам на Каспийское море. О дальнейшей судьбе нет данных.




дополнительная информация:


1. Список погибших 24.03.1942.



командиры:


1. Тишкин Н.В. (1934-1936)
2. Бибеев М.А. (01.10.1936-01.09.1938)
3. Апостолов Г.П. (03.07.1938-21.11.1940)
4. Козюберда В.Х. (21.11.1940-13.02.1942)
5. Касаткин А.П. (28.08.1942-16.04.1944)
6. Леонов М.В. (12.04.1944-13.10.1945)
7. Буянский Б.С. (1946-1947-1948?)
8. Сизинцев А.Г. (1948?-1949-1950)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Кулагин К.Л., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "Щ" (III, V, V-бис и V-бис-2 серии)", Морская коллекция, №2, 2002г.
7. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун" №3, 1999г.
8. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
9. Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
10. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
11. "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
12. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
13. Фотография из книги Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.2.
14. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2016