Rambler's Top100 Подводная лодка "Кумжа", Щ-311. Тип "Щ" V-бис-2 серии

"Кумжа", Щ-311
тип «Щ» V-бис 2 серии




фотография:


Щ-311

ПЛ "Щ-311" типа "Щ" V-бис 2 серии в Кронштадте. 1940 год.




историческая справка:


1933 год 6 ноября
Заложена на заводе "Красное Сормово" в г.Горький. Получила наименование "Кумжа";

1935 год 10 апреля
Спущена на воду, позже переведена по внутренним водным системам на КБФ. Подчинена 7-му ДнПЛ (с 20.03.1936 - 21-й ДнПЛ) 2-й БрПЛ КБФ;

1936 год 21 августа
Вступила в строй по приказу НКО-37 под литерно-цифровым наименованием Щ-311. Вошла в состав КБФ. Зачислена в состав 21-го ДнПЛ 2-й БрПЛ КБФ с базированием на Кронштадт;

1936 год 17 сентября
Подписан приемный акт;

1939 год
В составе дивизиона перечислена в состав 1-й БрПЛ КБФ;

1939 год ноябрь
Советско-Финскую войну встретила в составе 21-го ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ с базированием на Кронштадт;

1939 год 6 - 7 декабря
В 10.55 вышла из Кронштадта для перехода в Таллин (с началом военных действий 21-й ДиПЛ должен был базироваться на Таллин). Переход осуществлялся в условиях плохой видимости, и в 15.50 ПЛ села на мель в районе Деманстейнских банок. Вызванный на помощь эсминец "Карл Маркс" снял ПЛ с мели и сопроводил ее 7.12 обратно в Кронштадт, где был произведен осмотр ее подводной части. Обошлось без серьезных повреждений;

1939 год 9 декабря
Перешла в Таллин;

1939 год 12 декабря
Перешла в Либаву;

1939 год 24 декабря - 1940 год 10 января
Находилась в боевом походе. Утром 24.12 ПЛ вышла из базы на позицию №14 в Ботнический залив (поход обеспечивал комдив капитан-лейтенант А.Е. Орел) и сразу же попала в девятибалльный шторм. Несмотря на это, уже на следующий день без происшествий достигла Аландского моря, где задержалась и временно заняла позицию №7, пропуская через пролив Южный Кваркен ПЛ С-1. В этот же вечер обнаружила финскую канонерскую лодку "Карьяла", которая, обнаружив всплывшую ПЛ при свете луны, с дистанции 15 кбт дала свои опознавательные. Понимая, что сблизиться на дистанцию залпа в таких условиях не удастся, командир ПЛ решил уйти в надводном положении. Финский корабль начали преследование, но вскоре противники потеряли друг друга в темноте. 26.12 ПЛ форсировала в подводном положении Южный Кваркен (при этом она ударилась о грунт и ненадолго выскочила на поверхность) и 28.12 заняла позицию у финского порта Васа. Раньше советские подводные лодки здесь не появлялись, и потому противник чувствовал себя довольно спокойно - все штатные маяки горели. Незадолго до полуночи командир ПЛ обнаружил пересекающий курс ПЛ транспорт, шедший к берегам Финляндии без огней. Лодка увеличила ход и спустя 8 минут с дистанции 10-12 кбт открыла огонь из носовой пушки. После первых же выстрелов судно, которое к тому времени уже пересекло курс лодки и удаляясь направилось к маяку Норршер. С мостика ПЛ наблюдались многочисленные попадания, какие-то белые вспышки и даже спуск шлюпок. Тем более удивительным было то, что, пройдя мимо маяка, судно вновь резко повернуло на восток и вошло в зону плавающих льдов. ПЛ прошла за его кормой, продолжая обстрел уже из двух орудий (всего за время боя, продолжавшегося почти час, лодка выпустила 67 45-мм снарядов). Несмотря на видимый крен, транспорт держался на плаву и двигался прежним курсом. Командир ПЛ продолжил преследование, лавируя между льдинами, но вскоре прервал погоню. Принято считать, что обстрелу подвергся германский транспорт "Зигфрид". Однако немецкий историк Ю.Ровер уточняет, что на самом деле это был финское судно "Сигрид" (Sigrid, 1224 брт, моторный танкер). Это подтверждается наблюдениями Вершинина Ф.Г., видевшего над судном финский флаг. Вскоре на западе был обнаружен новый транспорт. ПЛ быстро легла на параллельный курс и в 4.48 29.12 открыла огонь (ПЛ выпустила 140 снарядов). Примерно через 45 минут судно снизило ход и, повернув к маяку Норршер, выбросилось на прибрежные камни. Точно выпущенная торпеда разломила цель пополам. Над водой остались только мостик и полубак финского парохода "Вильпас" (Wilpas, 775 брт), перевозившего в Басу пшеницу из шведского порта Мальме. 5.1 в условиях густого снегопада командир ПЛ обнаружил еще одно судно, двигавшееся курсом к финским берегам. Оно находилось за пределами зоны блокады, и командир решил дождаться, когда пароход войдет в зону, где оружие разрешалось применять без предупреждения. С ПЛ были хорошо заметны белые полосы, нанесенные поперек корпуса и означавшие принадлежность к шведскому торговому флоту. Тем не менее в 14.40 с ПЛ был открыт предупредительный артогонь, и, так как судно отказалось остановиться для досмотра (по версии командира ПЛ), был открыт огонь на поражение. Шведский пароход "Фенрис" (Fenris, 484 брт), который совершал рейс из одного шведского порта в другой, быстро загорелся. Команда пересела в шлюпки. ПЛ выпустила по судну торпеду. Пройдя несколько метров по прямой, та резко повернула в сторону и прошла перед носом судна, но вскоре тяжело поврежденное судно село на отмель в районе плавучего маяка Зюйдеростброттен. Около часа ПЛ продолжала обстрел (выпущено 127 снарядов), после этого судно скрылось под водой. 7.1 ПЛ была отозвана в базу, вечером следующих суток форсировала Южный Кваркен и 10.1 прибыла в Либаву. Переход осуществлялся в условиях шторма. Ударом волны в ходовой рубке были выбиты стекла. По итогам похода весь экипаж "Щ-311" был награжден орденами и медалями, комдив А.Е.Орел получил Орден Ленина, а командир ПЛ Ф.Г.Вершинин был удостоен звания Героя Советского Союза;

1940 год 7 февраля
Награждена Орденом Красного Знамени;

1941 год 11 февраля
Перечислена в состав 6-го ДнПЛ 2-й БрПЛ (с 06.09.1941 - БрПЛ) КБФ с базированием на Таллин;

1941 год 3 - 11 июня
Несла дозор в устье Финского залива;

1941 год 22 июня
В ночь на 22.6 возвращалась в Таллин с учений в Рижском заливе (прибыла на внешний рейд Таллина около 5 ч 22.6). Числилась во 2-й линии;

1941 год 23 июня - 11 июля
В 20.43 23.6 вышла в Норчёпингскую бухту (позиция №5). На переходе через пролив Мухувяйн и Соэлавяйн сопровождалась СКР "Буря", 2 СКА. В ночь на 25.6 выведены из пролива Соэлавяйн ТЩ "Виестурс". В 02.31 25.6 в точке 58°52' с.ш./ 21°50'6 в.д. безрезультатно атакована германской ПЛ "U 145" (ПЛ выпустила одну торпеду, ноона прошла мимо). Патрулировала с 26.6 по 10.7 юго-западнее о-вов Готска-Санден и Готланд. 28.6 и 29.6 наблюдались дымы в шведских шхерах, но командир в атаку не выходил. Днем 1.7 командир отказался от атаки шведского ТР, т.к. опасался повредить корпус ПЛ в шхерном районе. Вечером командир отказался от атаки 4 ПМШ. Днем 2.7 обнаружены 2 ТР в охранении 1 шведедского СКР типа "Ягарен". Командир от атаки отказался из-за невыгодного КУ. Вскоре были обнаружены шведский ТР с парусником на буксире. Командир решил атаковать его, но забыл отдать команду приготовить ТА и вспомнил об этом лишь в момент команды "пли". Вторичной попытки атаковать не предпринималось. Утром 5.7 был обнаружен шум винтов, а затем в перископ 2 шведских ПЛБ в охранении 3 СКА. Командир от атаки отказался. В 00.00 11.7 по приказу командования лодка начала возвращение в базу. В 17.07 11.7 самостоятельно прибыла в бухту Кихелькона;

1941 год 12 - 13 июля
Перешла в Таллин;

1941 год 14 - 15 июля
Перешла в Кронштадт;

1941 год август
С 5.8 находилась в готовности к походу. В конце августа перешла в Ленинград;

1941 год 16 сентября
Перешла в Кронштадт;

1941 год 27 сентября - 18 октября
В 21.40 27.9 вышла в район западнее о. Гогланд (позиция №1). За время патрулирования встреч с кораблями противника не имела. В 08.00 18.10 прибыла в Кронштадт;

1941 год 18 октября
Перешла в Ленинград для ремонта на заводе №196;

1941 год 2 ноября
Перешла в Кронштадт;

1941 год 9 - 24 ноября
В 02.09 9.11 вышла к восточному побережью о. Эланд (позиция №4). Днем лежала на грунте в бухте Суркюлля (о. Гогланд). До вечера 9.11 до района о. Родшер следовала в составе КОН на Ханко. Утром 11.11 закончила форсирование Финского залива. В 22.07 12.11 прибыла в район м-ка Хоборг. В ночь на 15.11 обнаружила ОТР 7-8000 т в районе м-ка Эландсрев. В 04.43, 05.07, 05.23 и 05.38 лодка произвела 4 торпедные атаки (1-я=надв/пр/2, д=2-2,5 каб., торпеды с установкой глубины 3 м прошли под целью и взорвались на берегу; 2-я=надв/пр/1,д=2 каб., торпеда утонула; 3-я=надв/ пр/1,д=2 каб., торпеда ушла влево; 4-я=надв/пр/1,д=3 каб., след торпеды не наблюдался, взрыва не было). В 05.53 с дистанции 3,5 каб. открыт артиллерийский огонь (до 05.57 выпущено 20 45-мм снарядов). ТР выключил ходовые огни, задымил и, по наблюдению командира ПЛ, выбросился на камни в точке 56°51' с.ш./ 16°53' в.д. близ м-ка Капелльуден (в некоторых источниках указывается, что это был бывший советский пароход "Эстиранд", 4444 брт). В 05.56 открыла огонь шведская береговая батарея (выпустила 4 снаряда), после чего ПЛ погрузилась. Вечером перешла в район южнее входа в пролив Кальмарзунд. 17.11 во время шторма оказались повреждены кормовые горизонтальные рули, и командир принял решение возвращаться в базу. В 18.30 19.11 начала форсирование Финского залива. В 17.41 21.11 прибыла к о. Гогланд, в 11.08 24.11 перешла в Кронштадт;

1941 год 21 ноября
Перечислена в состав 3-го ДнПЛ БрПЛ КБФ;

1941 год 26 ноября
Перешла в Ленинград для ремонта на заводе №194;

1942 год весна
Весной (возможно 24.5) получила повреждения в результате артиллерийского обстрела - снаряд повредил носовую часть. Отремонтирована;

1942 год 27 сентября
В ночь на 27.9 перешла из Ленинграда в Кронштадт;

1942 год 10 - 14 октября
В 19.30 10.10 - 04.45 11.10 в обеспечении КЛ "Москва", БТЩ-207, -210, -215, -217, -218 и 3 СКА вышла из Кронштадта к о. Лавенсари. Из-за сильного ветра КОН зашел в бухту Норре-Каппельлахт, откуда вышел только в 22.30. Около 00.00 12.10 ПЛ погрузилась на Восточном гогландском плесе и начала переход в район между о. Готланд и о. Эланд. В течение похода ПЛ на связь не выходила (не доложила об окончании форсирования Финского залива и о занятии позиции, не ответила на вызовы командования 19 и 20.10) и в базу не вернулась. В ночь на 14.10 финская радиостанция передавала сообщения об обнаружении советской ПЛ в 9 милях северо-западнее м-ка Пакри (оно могло также относиться к "Щ-302" или "С-13"). Подводная лодка подорвалась на мине заграждения «Насхорн-II» 14 октября 1942 года и вынуждена была всплыть. Взрыв был зафиксирован шумопеленгаторной станцией противника, и вскоре поднятый по тревоге финский самолет «SB-10» (командир - лейтенант Эркки Палосуо) эскадрильи Lelv-6 обнаружил ПЛ и точно сбросил на нее 2 глубинные бомбы. Существует крайне сомнительная информация о пленении противником командира ПЛ (либо другого члена экипажа), который затем умер в плену. На ПЛ погибло 40 членов экипажа;

1942 год 25 декабря
Исключена из состава ВМФ;

2012 год весна
Была обнаружена в Финском заливе финскими дайверами. На основе увиденного под водой можно восстановить последние моменты жизни лодки. Подрыв на немецких противолодочных минах повредил лёгкий корпус, и экипаж вынужден был поднять её на поверхность днём посреди минного поля. В таком положении финский лейтенант Эркки Палосуо застал и атаковал лодку. "Видно, что верхний рубочный люк подорван взрывом глубинных бомб. Ударная волна от подрыва на противолодочных минах приоткрыла торпедные трубы. Обнаруженные нами детали свидетельствуют о том, что экипаж до последнего пытался стабилизировать падение лодки и спасти её», — рассказал Михаил Иванов, один из дайверов, которые нашли ПЛ;

2020 год 8 мая
На воинском мемориале в районе мыса Порккала в Финлянии открылся памятник экипажам ПЛ Щ-304, Щ-311 и М-97, которые погибли и лежат на дне в финских водах у этого мыса. Адрес для посещения: 225, Upinniementie, 02400 Kirkkonummi (30 мин. езды на машине от Хельсинки по 51-й дороге в сторону Ханко).




дополнительная информация:


1. Список погибших 14.10.1942г.
2. Останки корпуса ПЛ Щ-311 на дне. Фотография с сайта "Великая отечественная под водой".



командиры:


1. Лопухин А.Г. (30.10.1935-04.05.1937 ИД, 05.05.1937-09.02.1938)
2. Вершинин Ф.Г. (09.02.1938-26.05.1940)
3. Сидоренко П.А. (08.06.1940-24.06.40 ИД, 25.06.1940-14.01.1942)
4. Пудяков А.С. (12.1941-10.1942)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Кулагин К.Л., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "Щ" (III, V, V-бис и V-бис-2 серии)", Морская коллекция, №2, 2002г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
7. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
8. Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
9. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
10. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун" №3, 1999г.
11. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
12. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
13. Хромов Н.Е. "Подводные силы Балтийского флота 1906-2006", Кладезь, Калининград, 2006г.
14. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.
15. Информация с сайтов новостных агентств.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2020