Rambler's Top100 Нельма, Щ-206 Тип "Щ" V-бис 2 серии

"Нельма", Щ-206

Тип «Щ» V-бис 2 серии




фотография:



Достоверно идентифицированных фотографий ПЛ "Щ-206" автор сайта не обнаружил.
Данная фотография с сайта "Милитари Крым" также однозначно не идентифицирована на "Цусимских форумах".
Фотография ПЛ "Щ-206" из книги Бережного С.С. "Подводные лодки", ч.2 (стр.20) является фотографией ПЛ типа "Щ" 5-бис серии.




историческая справка:


1934 год 5 января
Заложена на заводе им. 61 коммунара в г.Николаев. Получила наименование "Нельма". По некоторым данным ПЛ имела стапельный номер 1029;

1935 год 1 февраля (1934 год 6 ноября ??)
Спущена на воду. Подчинена 5-му ДнПЛ БрПЛ МС ЧМ (с 11.01.1935 - ЧФ);

1936 год 14 (16??) августа
Подписан приемный акт. Вступила в строй под литерно-цифровым наименованием Щ-206;

1936 год 1 октября
Вошла в состав ЧФ. Зачислена в состав 5-го ДнПЛ БрПЛ ЧФ;

1936 год ноябрь
Переформирована в состав 13-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1937 год 14 марта
В базе на ПЛ в ночь на 14.3 через незакрытую систему охлаждения носового компрессора, который до этого работал для подкачки воздуха в баллоны системы ВВД, в трюм выгородки 2-го отсека поступило около 10 т забортной воды. Во время прготовления к погружению забортная вода во 2-м отсеке обнаружена не была. В море при погружении в 1-ый отсек из 2-го начала поступать вода. Дифферент ПЛ нарастал на нос и к моменту начала продувания средней группы ЦГБ достиг 8 градусов. После продувания всех групп ЦГБ ПЛ остановилась на глубине 21 метр с дифферентом 30 градусов на нос и уперлась носовой оконечностью в грунт. В дальнейшем ПЛ всплыла, а вода была откачена. Материальная часть и личный состав не пострадали;

1939 год апрель
Переформирована в состав 31-го ДнПЛ 3-й БрПЛ ЧФ;

1941 год февраль
Переформирована в состав 3-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1941 год 11 - 19 июня
Принимала участие в маневрах флота;

1941 год 22 июня
Входила в состав 3-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ с базированием на Севастополь, числилась в 1-й линии;

1941 год 22 июня - август
В 18.24 22.6 вышла на позицию в район м. Шаблер (позиция №4). В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась. 8.7 приказом командира 1-й БрПЛ уход с позиции задержан на сутки. В 23.00 9.7 командир 1-й БрПЛ приказал лодке прибыть в Феодосию. Не ответила на запрос командира 1-й БрПЛ вечером 10.7. На ПЛ погибло 42 члена экипажа;

Возможные причины гибели:
- 9.7.1941 атака румынских ММ "Налука" и ТКА "Вифорул", "Висколул", "Виджелия" в районе м-ка Тузла. Начавший преследование миноносец "Налука" внезапно обнаружил перископ всего в 60 м от правого борта, после чего обстрелял его из всех орудий и сбросил глубинные бомбы. Тем временем из Констанцы к месту боя подошли три румынских торпедных катера. Они начали поиск и спустя 40 минут вновь обнаружили перископ. После сбрасывания глубинных бомб наблюдался мощный подводный взрыв, а по поверхности расплылось большое масляное пятно (перед этим, по румынским данным, ПЛ безуспешно атаковала румынская КЛ "Стихи", признаки гибели субмарины наблюдались в точке 43°51,5' с.ш./28°45' в.д.);
- подрыв на мине (возможно плавающей) румынского заграждения в районе Констанцы в результате навигационной ошибки;
- отказ техники или ошибка личного состава; - атака ЭМ "Сообразительный" 26.6.1941 в 60 милях восточнее Констанцы (место атаки находилось за пределами позиции ПЛ Щ-206), когда он вместе с лидером "Харьков" возвращался после обстрела Констанцы. Командир ПЛ не знал об операции советских кораблей. Поэтому около 8.30 утра 26 июня он атаковал одной торпедой ЭМ "Сообразительный". В ответ последний сбросил серию из 4-х больших и 8-ми малых глубинных бомб. Во время взрыва над водой показалась корма лодки, а затем на поверхности появились воздушные пузыри и пятна масла - явные признаки того, что бомбы поразили цель. Кроме того, существует версия, что погибший на мине в ходе набеговой операции на Констанцу лидер "Москва", на самом деле был потоплен торпедами ПЛ Щ-206, которая приняла советские корабли за румынские;

1941 год 27 июля
Исключена из состава ВМФ;

2016 год
По данным на начало года считалась пропавшей без вести, точное время и причины гибели не установлены.




дополнительная информация:


1. Список погибших в боевом походе 06-07.1941.
2. Фотография ПЛ типа "Щ" V-бис 2 серии Черноморского флота.



командиры:


1. Линденберг Р.В. (11.1935-15.06.1938) арестован
2. Долинин М.М. (1936) ВРИД?
3. Лисютин В.С. (11.1938-10.1939)
4. Каракай С.А.(29.10.1939-07.1941)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах «Цитадель», Санкт-Петербург, 1998г.
4. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.2, Стратегия КМ, 2003г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
7. Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Исма-Инвест, Одесса, 2000г.
8. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), Т.2, Ленинград, 1979г.
9. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Галея-Принт, 1999г.
10. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг.", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
11. Кулагин К.Л., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "Щ" (III, V, V-бис и V-бис-2 серии)", Морская коллекция, №2, 2002г.
12. Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
13. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2005г.
14. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2016