Rambler's Top100 Подводная лодка "Минога", Щ-204. Тип "Щ" V-бис 2 серии

"Минога", Щ-204

Тип «Щ» V-бис 2 серии




фотографии:


 


76-мм орудие Ф-35 (поднято) и вид на корму (поднят правый гребной винт) ПЛ Щ-204 типа «Щ» V-бис 2 серии. Съемка 1983 года.
Фотографии с сайта "Академия русской символики "Марс".




историческая справка:


1934 год 15 июня (апрель ??)
Заложена на заводе им. А.Марти в г.Ленинград. Получила наименование "Минога";

1934 год
Секциями перевезена по железной дороге для достройки на завод им. 61 коммунара в г.Николаев (завод №200);

1934 год 31 декабря
Спущена на воду. Подчинена 5-му ДнПЛ БрПЛ МС ЧМ (с 11.01.1935 - ЧФ). Возможно первоначально была подчинена 4-му ДнПЛ;

1935 год 30 декабря
Подписан приемный акт. Вступила в строй под литерно-цифровым наименованием Щ-204;

1936 год 9 января
Вошла в состав ЧФ. Зачислена в состав 5-го ДнПЛ БрПЛ ЧФ;

1936 год ноябрь
Переформирована в состав 13-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1939 год апрель
Переформирована в состав 31-го ДнПЛ 3-й БрПЛ ЧФ;

1940 год 23 октября
В районе Пицунды в результате ошибочных действий командира ПЛ погрузилась на глубину 97 м. (предельная - 90 м.). Личный состав действовал правильно и уверенно - повреждения корпуса и материальной части не произошло;

1941 год
В начале года на ПЛ проведены успешные испытания новой опытной 76-мм неуниверсальной пушки Ф-35 (изготовлена в единственном экземпляре);

1941 год февраль
Переформирована в состав 3-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1941 год июнь
В начале месяца прошла докование;

1941 год 22 июня
Входила в состав 3-го ДиПЛ 1-й БрПЛ ЧФ с базированием на Севастополь, числилась в 1-й линии, была одной из наиболее боеготовых подлодок Черноморского флота;

1941 год 25 июня - 7 июля
В 22.46 25.6 вышла для разведки в район Синоп - Самсун. Встреч с кораблями противника не имела. В 02 ч 7.7 прибыла в Феодосию;

1941 год 21 июля
Перешла в Севастополь;

1941 год 22 июля - 9 августа
Утром 22.7 вышла в район м. Шаблер (позиция №4). Утром 24.7 прибыла на позицию. 1.8 по приказу командования перешла в район северо-восточнее Босфора. 4-5.8 произвела разведку в районе м. Зейтин-бурну. Встреч с кораблями противника не имела. 7.8 из-за неисправности кормовых горизонтальных рулей и зенитного перископа начала возвращение в базу и в 00.35 9.8 прибыла в Севастополь;

1941 год 8 августа - 22 октября
Прошла аварийный и текущий ремонт;

1941 год 3 октября
Во время разминирования донной мины в г.Феодосия погиб командир отделения торпедистов ПЛ Щ-204 ст.1ст. Калашников А.И.;

1941 год 6 - 9 ноября
Перешла в Поти;

1941 год 22 ноября - декабрь
В 17.35 22.11 вышла в район м. Эмине (позиция №22). В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась. По плану должна была оставить позицию вечером 8.12 и 10-11.12 прибыть в базу. Возможно в 21.15 30.11 в районе м. Эмине произвела торпедную атаку со стрельбой из кормовых ТА (по данным обследования, торпеды в кормовых ТА отсутствуют) по румынскому КОН - торпеды прошли вблизи болгарского ТР "Царь Фердинанд". На ПЛ погибло 42 члена экипажа;

1942 год 11 февраля
Исключена из состава ВМФ;

1983 год 4 - 5 июня
Обнаружена болгарским аквалангистами с кораблей "Алка" и "Созопол" в точке 42°53,75' с.ш./28°03,64' в.д.. В этом месте болгарскими рыбаки теряли снасти и считали, что сети и тралы рвутся о скалу или о корпус затонувшего корабля. Аквалангисты установили, что это подводная лодка, на ограждении рубки которой обнаружена пятиконечная звезда;

1983 год 22 июня
В 42-ю годовщину начала войны, из Севастополя к берегам Болгарии вышло спасательное судно СС-21, на борту которого находились специалисты и руководители экспедиции по обследованию затонувшей ПЛ. Перед экспедицией и экипажем судна командование Черноморского флота поставило задачу: совместно с болгарскими военными спасателями обследовать затонувшую подводную лодку и установить ее номер, в дальнейшем действовать по обстановке. Руководство работами было поручено начальнику ПСС КЧФ кап.1р. Жбанову А.В.;

1983 год июнь
За пять дней работы водолазы ст.1ст. Павел Чумаченко, ст.матросы Александр Мирошнеченко, Вадим Тетеревлев, матрос Александр Шихальцов вместе с болгарскими водолазами мичманом Василом Петровым, ст.1ст. Антоном Дмитровым, матросом Атанасом Шоповым освободили лодку от сетей, стальных и капроновых канатов, очистили ограждение рубки от тридцатисантиметрового слоя ракушки. Работами руководили советские офицеры Игорь Аркадьевич Кулаков и Виктор Яковлевич Дон. Грамотно, результативно и самоотверженно действовали болгарские офицеры – кап.3р. Найден Ангелов и Иван Иванов. Корпусе ПЛ имал три огромные пробоины, входной люк седьмого отсека был открыт, а отсек занесен илом. Поскольку оставались сомнения в бортовом номере подводной лодки, после того как корпус очистили от наносов ила и обрывков сетей, была предпринята попытка проникновения внутрь лодки, для чего в рубочном люке просверлили отверстия, через которые в течение 7 часов выходил воздух, что свидетельствовало, что центральный пост не был затоплен. Нижний рубочный люк был закрыт. При тщательном осмотре четвертого отсека были обнаружены и подняты на поверхность останки семи подводников, двое из них - командир БЧ-1 ст.л-т Б.А. Курандин и помощник командира ст.л-т Л.С. Светличный. Также было обнаружено большое количество документов, по которым было установлено, что это именно ПЛ Щ-204. Последняя запись в навигационном журнале сделана в 00.00 06.12.1941. Аппараты ИСА-М находились на штатных местах с запасом кислорода. В другие отсеки проникнуть не удалось. 158 спусков на лодку совершали советские и болгарские водолазы, проработав на глубине 237 часов. Поднятые ими 76-мм орудие Ф-35, правый гребной винт, документы, приборы хранятся в Музее Черноморского флота. Водолазами было поднято четверо часов, стрелки которых остановились в 08:34, 10:20, 12:35 и 20:45. Вахтенный журнал лодки водолазам обнаружить не удалось. Поэтому о причинах гибели лодки можно только предпологать. Характер повреждений, нанесенных ПЛ и найденные документы дают основания предполагать, что в утренние часы 6.12 лодка была атакована и возможно повреждена самолетами противника, а затем подорвалась на мине румынского заграждения S-18, выставленного МЗ "Dachia" (по-видимому, впоследствии корпусу затонувшей ПЛ корабли и самолеты противника нанесли дополнительные разрушения). Версия о потоплении ПЛ болгарскими СКА "Беломорец" и "Черноморец" ошибочна, поскольку в конце 1941 года оба СКА находились в Бургасе в небоеспособном состоянии (разобраны двигатели). Споры об истинной причине гибели ПЛ не утихают и по сей день. Дело в том, что корпус ПЛ имеет настолько обширные повреждения (три больших пробоины в районах третьего, пятого и седьмого отсеков, многочисленные дыры от осколков или пуль), что их с лихвой хватило бы на уничтожение нескольких ПЛ. После проведения работ на борту подводной лодки водолазы заварили рубочный люк;

1983 год июль
Компетентная комиссия, проанализировав состояние боезапаса, не разрешила поднимать лодку, она осталась там, где погибла. Приказом Главнокомандующего Краснознаменным Черноморским флотом это место объявлено памятным. Останки семи членов экипажа были торжественно похоронены в Севастополе.




дополнительная информация:


1. Список погибших 03.10.1941.
2. Список погибших в боевом походе 12.1941.
3. Фотография братской могилы экипажа Щ-204.
4. Фотография 76-мм орудие Ф-35 в Музее Черноморского флота.
5. Фотография ПЛ типа "Щ" V-бис 2 серии Черноморского флота.



командиры:


1. Соловьев М.Г. (1934?-01.1935-10.05.1935)
2. Емельянов Д.Е. (01.04.1935-12.1936?)
3. Долинин М.М. (12.1936?-09.01.1937)
4. Шалашенко Б.И. (08.02.1937-29.01.1938)
5. Бондаренко В.Я. (29.01.1938-25.03.1938 ИД, 26.03.1938-19.03.1939)
6. Гриценко И.М. (19.03.1939-06.12.1941)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.2, Стратегия КМ, 2003г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
7. Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Исма-Инвест, Одесса, 2000г.
8. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
9. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Галея Принт, 1999г.
10. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
11. Кулагин К.Л., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "Щ" (III, V, V-бис и V-бис-2 серии)", Морская коллекция, №2, 2002г.
12. Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
13. "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
14. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
15. Бойко В.Н. "Подводная лодка Щ-204 («Минога»)".
16. Жбанов А.В. "Люк открыт через 42 года", НВО Журнал "ФАРВАТЕР Submariners", №6(22), 2011г.
17. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2023