Rambler's Top100 Подводная лодка "Зубатка", Щ-121, С-121. Тип "Щ" V-бис-2 серии

"Зубатка", Щ-121, С-121 (ВМФ СССР),
301 (ВМС КНР)

Тип «Щ» V-бис-2 серии




фотография:


Подводная лодка С-121

Подводная лодка С-121 типа "Щ" V-бис-2 серии. 50-е годы.




историческая справка:


1933 год 20 декабря
Заложена на заводе им. А.Марти в г.Ленинград. Получила наименование "Зубатка";

1934 год
Секциями перевезена по железной дороге на Дальзавод (завод №202) в г.Владивосток, где производилась её сборка;

1934 год 26 августа
Спущена на воду. Временно подчинена 6-му ДнПЛ (с 12.11.1934 - 16-й ДнПЛ) 1-й БрПЛ ("2-я морская бригада" до 1935 года) МСДВ (с 11.01.1935 - ТОФ);

1935 год 30 апреля
Подписан приемный акт. Вступила в строй под литерно-цифровым наименованием Щ-121. Вошла в состав ТОФ, в составе дивизиона зачислена в 3-ю БрПЛ ("5-я морская бригада" до 1935 года) ТОФ с базированием на бухту Находка;

1936 год февраль - март
Находлась в дозоре. 25.2 маневрируя под перископом в районе с плавующим льдом на скорости 2 узла погнула зенитный перископ. 2.3 при подобных обстоятельствах повредила командирскй перископ. Отозвана с позиции в базу;

1936 год 29(1?) апреля
Переформирована в состав 32-го ДнПЛ 3-й БрПЛ ТОФ с прежним местом базирования. Использовалась в учебных целях для подготовки к плаванию на ПЛ типа "Щ" моряков новых наборов;

1936 год июль - сентябрь
Совершила длительный поход в составе 5 ПЛ соединения под общим командованием командира 3-й БрПЛ кап.2р. Холостякова Г.Н. В составе группы дошла до бухты Нагаево в Охотском море, посетила Охотск, Магадан и Оху. Затем продолжила нести позиционную службу самостоятельно с задачей достигнуть предельной дальности плавания без дозаправки топливом (имела дополнительный запас топлива в булевых балластных цистернах). Прошла свыше 5000 миль с удалением от базы около 1500 миль. Норма дальности плавания без пополнения запасов была превышена в 2 раза;

1940 год 7 марта
Произошла авария АБ;

1940 год 5 мая
При погружении через шахту батарейной вентиляции внутрь ПК стала поступать вода. Погружение было остановлено, учебно-боевая задача сорвана. Причина - засорение ржавчиной гриба шахты, из-за отсутствия осмотров в течении четырех месяцев;

1941 год февраль - апрель
Переформирована в состав 11-го ДнПЛ 1-го ОДнПЛ ТОФ с базированием на Находку;

1941 год 22 июня
К началу ВОВ входила в состав 11-го ДнПЛ 1-го ОДнПЛ ТОФ с прежним местом базирования;

1944 год сентябрь
Переформирована в состав 11-го ДнПЛ 4-й БрПЛ ТОФ с прежним местом базирования;

1945 год 9 августа
К началу войны с Японией входила в состав 11-го ДнПЛ 4-й БрПЛ ТОФ с базированием на Находку;

1945 год 22 октября
Переформирована в состав 11-го ДнПЛ 4-й БрПЛ ПАВМБ ТОФ (с 12.02.1947 5-й ВМФ) и перебазирована на Порт-Артур;

1947 год
Входила в состав 11-го ДнПЛ 4-й БрПЛ 5-го ВМФ с базированием на Порт-Артур;

1949 год 12 января
Отнесена к подклассу средних подводных лодок;

1949 год 10 июня
Переименована в С-121;

1949 год июль
Участвовала в крупных учениях Порт-Артурской базы;

1951 год апрель
Переформирована в состав 125-й БрПЛ 5-го ВМФ (с 23.04.1953 - ТОФ) с прежним местом базирования;

1952 год
Прошла доковый ремонт на СРЗ №102 (г.Порт-Артур);

1952 год - 1953 год
Использовалась для отработки экипажей ВМС КНР;

1953 год май
После гибели ПЛ С-117 прошла освидетельствование и пo тeхничeскoму сoстoянию была выведена из бoeвoгo cocтaвa и пepeвeдена в разряд yчeбных кopaблей, бeз права выхода в море;

1954 год 26 июня
Разоружена и исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл;

1954 год 1 октября
Расформирован экипаж;

1954 год - 1955 год
По данным зарубежных источников была передана в состав ВМС Китайской Народной Республики (ошибочно указывается ПЛ С-135), где ей был присвоен номер "301". Очевидно ПЛ, выведенные в ОФИ после передачи Порт-Артура КНР, использовались в качестве учебных в интересах ВМС КНР.




командиры:


1. Виноградов Н.И. (11.34-15.01.1935 ИД?, 16.04.1935-04.11.1936)
2. Щербатов В.М. (11.1936-03.1937 ИД?, 26.03.1937-16.04.1939)
3. Хорошайлов Г.И. (16.04.1939-01.01.1940 ИД, 02.01.1940-14.07.1943)
4. Яйло А.Г. (14.07.1943-02.1948)
5. Князьков И.С. (02.1948-1950?)
6. Прыгунков Н.П. (1950?-1951-1953)
7. Рыбальченко В.Ф. (1953-1954)



список источников:


1. Широкорад А. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг." ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Самко Ю.Г. "История создания и развития подводных сил Тихоокеанского флота", ВТА "Тайфун" №1, 1996г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
7. Кулагин К.Л., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "Щ" (III, V, V-бис и V-бис-2 серии)", Морская коллекция, №2 2002г.
8. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
9. Клубков Ю.М. "К 50-летию создания подводного флота Китая", Подводный флот №11, 2004г.
10. Михайловский А.П. "Вертикальное всплытие", Наука, Санкт-Петербург, 1995г.
11. Реданский В.Г. "Во льдах и подо льдами", Вече, Москва, 2004г.
12. Краснов В. "Судьба кораблей в Порт-Артуре 1945-1955гг.", Морской сборник №6, 2007г.
13. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2023