Rambler's Top100 Подводная лодка Щ-301, "Щука". Тип "Щ" III серии

"Щука" (бортовой № 41), Щ-301

Тип «Щ» III серии




фотография:


Подводная лодка Щ-301




историческая справка:


1930 год 5 февраля
Заложена на Балтийском заводе в г.Ленинград под наименованем "Щука";

1930 год 1 декабря
Спущена на воду. Спуск осуществлялся при помощи кранов;

1932 год 12 ноября
Состоялось первое пробное погружение в Кронштадте в доке им. Митрофанова;

1932 год 28 декабря
Зачислена в 4-й ДнПЛ БрПЛ МСБМ. Присвоен № 41;

1933 год 11 октября
Окончание испытаний. Подписание приемных актов;

1933 год 11 (29?) октября
Вступила в строй;

1933 год 14 октября
Вошла в состав Морских Сил Балтийского Моря;

1934 год 11 апреля
При просушке агрегата радиосвязи от поражения электрическим током погиб радист краснофлотец Киселев М.П.;

1934 год 15 сентября
Переименована в Щ-301;

1935 год 11 января
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота;

1935 год 25 марта
Вошла в состав 14-го ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ с базированием на Кронштадт;

1938 год
В составе дивизиона вошла в состав 4-й БрПЛ КБФ (учебная БрПЛ);

1939 год ноябрь - 1940 год весна
Капитальный ремонт и модернизация на заводе №194 в г.Ленинград. Предположительно, ресурсов завода для капитального ремонта на тот момент не хватало, но работы по модернизации и устранению выявленных проблем конструкции и механизмов были выполнены;

1940 год июнь
Входила в состав 4-й БрПЛ КБФ с базированием на Ораниенбаум. По показаниям перебежчика Галкина (с ПЛ Щ-303) в июне 1940 года ПЛ Щ-301 находилась в Ораниенбауме, когда был получен приказ выйти в море и перейти на остров Суурсаари (Гогланд). Здесь с канонерской лодки "Красное знамя" командиру ПЛ Гольдбергу Г.А. доставили пакет, в котором содержались следующие инструкции: подводная лодка должна идти в бухту Локса, которая в то время использовалась исключительно эстонским военно-морским флотом, и в которой было запрещено появляться русским кораблям. Предполагалось, что появление там подводной лодки приведёт к открытию эстонцами по ней огня, что и являлось главной задачей. Если бы это произошло, авиация (имеются в виду ВВС КБФ) была готова нанести бомбовый удар по эстонским кораблям в бухте Локса. Одновременно главные силы Балтийского флота должны были войти в северную часть Локсы и быть готовыми принять участие в бою. В случае открытия огня эстонцами ПЛ Щ-301 должна была немедленно уходить из бухты Локса, предоставив "решать" вопрос главным силам флота и авиации. Однако появление ПЛ в бухте Локса не вызвало столь бурной реакции эстонцев, как это предполагалось, и огонь ими не открывался. Подводной лодке пришлось довольствоваться благополучным уходом в море. Подводная лодка продолжала своё плавание на запад от острова Кери, когда по радио был принят приказ о начале (морской и воздушной) блокады Эстонии. Приказ содержал указания проверять все суда, покидающие Эстонию, а также всех пассажиров и весь груз на их борту. 14 июня, согласно воспоминаниям будущего генерал-лейтенанта ВВС Петра Хохлова, в тот день два скоростных бомбардировщика ДБ-3Т из 1-го минно-торпедного авиаполка (1-МТАП) ВВС Краснознамённого Балтийского флота, на патрулировании сбили финский трёхмоторный Junkers Ju 52/3mge с заводским номером 5494, на борту которого находились 9 человек (2 финских пилота, американский дипломат, два немецких бизнесмена, два французких дипломатических курьера, швед и эстонец (очень непростой состав экипажа для того времени). На удалении 5,8 морских мили (10,7 км) от места падения этого самолета находилась ПЛ Щ-301, экипаж которой наблюдать катастрофу. Спустя минуту после которой в 14:07 (15:07 MSK) на лодку пришел приказ направляться к месту падения и определить, что за самолёт был сбит. Направившись по курсу 327°, в 14:47 ПЛ прибыла в точку 59°47,01 с.ш. 25°01,06 в.д., где обнаружила большое число плавающих на воде обломков, рядом с которыми уже были три (пять?) эстонских рыболовных бота. Была собрана команда из трёх человек, которая обыскала боты и забрала вещи с самолёта, тогда как остальные извлекали предметы из воды; тел пассажиров или членов экипажа при этом найти не удалось. Также впоследствии выяснилось, что некоторые вещи рыбаки всё же сумели доставить в Таллин, где сдали их в полицию, включая портфели, немецкий паспорт, опломбированный мешок дипломатической почты, деньги в банковской упаковке, одежду, записные книжки пилотов и пассажиров, бухгалтерские книги, а также десяток обломков самолёта и спасательный жилет. К тому времени в Хельсинки уже знали, что борт OH-ALL разбился, а в 14:51 на его поиски вылетел Brewster B239 финских ВВС, пилотировал который знаменитый ас Илмари Юутилайнен. В 14:58 он замеил на поверхности залива силуэт советской подводной лодки и направился к нему, а приблизившись, обнаружил на воде масляное пятно и большие куски фанеры — фрагменты отделки салона самолёта. На ПЛ Щ-301 также заметили финский истребитель, в связи с чем у орудия занял своё место расчёт (по данным Галкина его "заело"), а лодка стала кружить на малом ходу, чтобы сманеврировать при угрозе нападения; сделав в 15:02 три круга вокруг лодки на высоте 40—50 метров, Юутилайнен развернулся и улетел обратно на аэродром. В 15:10 (16:10 MSK) место катастрофы покинула и ПЛ Щ-301. Согласно рапорту командира ПЛ Гольдберга Г.А,, среди поднятых вещей была дипломатическая почта общим весом около 100 кг, а также драгоценности и деньги, в том числе: два золотых ордена, 2000 финских марок, 10 000 румынских лей, 13 500 французских франков, 100 югославских динар, 90 итальянских лир, 10 эстонских крон, 3 английских фунта стерлингов, 75 американских долларов и 521 рубль советскими знаками. Среди вещей нашли и некоторые документы, которые после изучения были срочным порядком на сторожевом корабле «Снег» политруком Петром Кобликовым доставлены в штаб Краснознамённого Балтийского флота в Кронштадте. Данная информация требует уточнения и проверки;

1941 год 11 февраля
Вошла в состав отдельного дивизиона Учебной БрПЛ КБФ с базированием на Ораниенбаум;

1941 год июнь
К началу Великой отечественной войны входила в состав ОДнПЛ УБрПЛ КБФ, находилась в Ораниенбауме в организационном периоде;

1941 год 21 июля
Перешла из Кронштадта в губу Кунда;

1941 год 22 июля
Перешла в Таллин;

1941 год 10 - 28 августа
Первый боевой поход в ВОВ. В 17.21 10.8 вышла в район Стокгольма (позиция №10) в охранении БТЩ-203, 207, 209, 210, 218, 4 СКА, днем 11.8 эскортирование закончено на меридиане м. Ристна. Патрулировала на позиции с 22.30 12.8 по 27.8. Около полудня 17.8 лодка обнаружила ОТР, вышла в атаку, но при заполнении кольцевого зазора носового ТА приняла 4 т воды в дифферентную цистерну и провалилась на глубину. 18.8 обнаружила шведский ЭМ типа "Гётеборг", идущий в направлении о. Готланд. Около 22 ч 19.8 в надводном положении обнаружила КОН, но была освещена прожектором и, после погружения атакована глб. Через 25 мин, всплыв в позиционное положение, обнаружили на северо-западе ТР без хода и удаляющийся ЭМ. Около 23.50 по ТР произведена торпедная атака (ТР 8000 т, атака=надв/ви/2, д=З-4 каб., через неск. сек услышаны 2 взрыва - торпеды взорвались рядом с герм. ТР "Теда Фритцен"). Преследования не было. 23.8 ПЛ пыталась атаковать другой ТР, но атака сорвалась, так как перед залпом торпеда заработала в ТА. В 14.53 24.8 произвела торпедную атаку КОН (3 ТР, 1 ЭМ, 2 СКА) (ТР 6-8000 т, атака=подв/пр/1, д=6 каб., наблюдалось попадание в ТР - со шведского ЭМ наблюдали след торпеды). Преследования не было. 25.8 и 26.8 ПЛ наблюдала 2 шв. ББО и неск. ЭМ, проводивших учения в районе м-ка Ландсорт. В ночь на 27.8 отозвана в Таллин в связи с готовившимся оставлением базы. Около 19 ч 28.8 самостоятельно прибыла на таллиннский рейд;

1941 год 28 августа
Прибыла в Таллин, обнаружила, что своих сил там нет и самостоятельно направилась в Кронштадт. В этот же день в 21.15 в точке 59°52' с.ш./25°16' в.д. (по данным вахтенного журнала; по результатам исследования И.А. Киреева - 25°21' в.д.) подорвалась на мине заграждения "F.18", выставленного финскими МЗ "Руотсин-салми" и "Риилахти" (либо заграждения "D.22", выставленного германскими МТЩ 5-й флотилии), но осталась на плаву. Командир, задраив люк, спустился с мостика и лично осмотрел кормовую часть, где произошёл взрыв: гребные валы загнуты вверх, шестой отсек вскрыт, из кормового аппарата вывалилась торпеда, надстройка разворочена. Из рваной дыры шестого отсека на палубу вылезли два матроса. Командир спустился внутрь подводной лодки и убедился, что борьба за живучесть бесполезна, вода уже поступала в четвертый отсек, и дифферент на корму увеличивался. Спустя 15 мин ПЛ затонула. К этому времени подошедший СКА спас 14 (12?) членов экипажа (1 умер на борту) и передал их на ТР "Вирония" (погиб на мине в ночь на 28.8; из с остава экипажа в живых остались командир ПЛ Грачев и командир отделения трюмных Пивоваров). Общие потери экипажа составили 36 человек;

1941 год 10 сентября
Исключена из состава ВМФ;

2010 год
Согласно данным эстонских властей, корпус ПЛ был обнаружен. Однако в дальнейшем оказалось, что это корпус ПЛ Л-2;

2012 год май
На траурной церемонии на месте гибели ПЛ П-1, члены московского некоммерческого партнерства "Разведывательно-водолазный клуб" заявили, что в ближайших планах клуба - погружения к другим подводным лодкам, погибшим в годы войны на Балтике - С-5, Щ-301, М-95, Л-2;

2019 год 11 мая
Международная команда в составе Имми Валлин (Immi Wallin, SubZone, Финляндия) Сами Паккаринена (Sami Paakkarinen, Финляндия), Йенни Вестерлунд (Jenni Westerlund, Финляндия), и участников проекта «Поклон кораблям Великой Победы» Константина Богданова, Михаила Иванова, Ивана Боровикова, игумена Иннокентия Ольхового, Евгения Загадского и Дениса Осипова, при поддержке Фонд президентских грантов начала второй этап экспедиции по поиску и идентификации советских подводных лодок, погибших в годы войны на Балтике. Исследования проходят в территориальных водах Эстонии, в районе бывшего минного поля «Юминда», где погибли несколько подводных лодок, а также более 40 кораблей Таллиннского перехода. В настоящее время команда занята поиском места гибели лодок Щ-301, М-98, "Калев".




командиры:


1. Шлиттенберг Г.Я. (02.1931-03.1931)
2. Шергин А.П. (1931-1935)
3. Тутышкин Г.Н. (03.1936-05.1937)
4. Швецов Е.В. (22.04.1937-11.06?.1938)
5. Иванов Б.В. (28.05.1938-24.01.1940)
6. Гольдберг Г.А. (21.01.1940-10.06.1941)
7. Мочалов Ф.А. (15.06.1940-07.12.1940) ВРИД? требует уточнения
8. Грачев И.В. (10.06.1941-09.1941)



дополнительная информация:


1. Страница экипажа.



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах «Цитадель», Санкт-Петербург, 1998г.
4. Кулагин К.Л., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "Щ" (III, V, V-бис и V-бис-2 серии)", Морская коллекция, №2 2002г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
7. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун" №3, 1999г.
8. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг.", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
9. Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
10. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
11. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
12. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
13. "Книга памяти моряков-подводников ВМФ России, погибших в ХХ веке", ч.1, ИПК "Вести", Санкт-Петербург, 2006г.
14. Котельников В. "Последний рейс «Калева»"
15. Википедия "Уничтожение самолета «Калева»"
16. Хохлов П.И. "Над тремя морями", 2-е изд., доп, Лениздат,1988г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2019