Rambler's Top100 Проект летающей подводной лодки

Проект летающей подводной лодки (ЛПЛ) Б.П. Ушакова.



1. Количество подводных лодок проекта: нет.


2. Изображение проекта:


Летающая лодка Ушакова



3. Состав проекта:


Не реализован.



4. История проекта:


В 1934 г. курсант Ленинградского военно-морского инженерного училища Борис Ушаков подал по команде рапорт, с приложением объёмистой папки документов и чертежей. На папке значилось: "Схематический проект летающей подводной лодки (ЛПЛ)"...

Будущая специальность инженера-подводника определяла интерес ко всем новинкам "подплава", и часто публиковавшиеся в те годы статьи о самолетах на подводных лодках просто не могли пройти мимо внимания любознательного курсанта. Не исключено, что попался ему и старый Вестник Воздушного флота с изображением британского Сабплана. Возможно, здесь и лежали истоки столь удивившего начальство предложения.

И было чему удивляться! Курсант, всего лишь второкурсник, выступает с довольно обоснованной заявкой на аппарат, лежащий на границе вроде бы не смежных областей - кораблестроения и авиации. Папка, с крупными литерами "Л.П.Л." на обложке, долго ходила по кафедрам и лабораториям училища, не раз возвращаясь к автору с всё новыми замечаниями.

Но упорство в достижении раз намеченной цели - одна из самых заметных черт характера Бориса, об этом говорят его знакомые. Папка лишь меняла своё содержимое, раз от разу принимая очертания всё более проработанного проекта. Уже в 1935 г. Всесоюзный Комитет по изобретательству подтверждает принятие сразу трех заявок на изобретения, признанные секретными. В конце концов, предложение Ушакова выносится на высший суд - проект направляется на отзыв сразу и в Военно-морскую академию, и в Научный институт военного кораблестроения (НИВК).

Дело здесь не скорое, и отзыв догнал Ушакова уже в стенах того самого НИВКа, куда был определен новоиспеченный воентехник 1-го ранга по окончании училища в 1937 г. Да и куда было направить перспективного инженера с дипломом первой степени (всего три тройки - по немецкому языку, физподготовке и... ленинизму!). К тому же автора столь нашумевшего предложения?..

Подписанный флагманом 2-го ранга, профессором Л.Г. Гончаровым, отзыв начинался так: "Проект представляет несомненный интерес, так как компенсирует одно из отрицательных свойств ПЛ - относительно малую подвижность, даже в надводном положении. Он может найти применение, например, в атаках десанта на переходе, боевых кораблей противника в море и базах". А заключение выражалось словами: "Разработку проекта желательно продолжить, чтобы выявить реальность его осуществления".

Надо полагать, именно в реальность проекта мало кто верил. Но в обстановке разворачивавшихся в стране политических репрессий, положение всех соприкасавшихся с проектами нового оружия было, мягко говоря, трудным. Скажешь проекту "нет" и рискуешь быть обвиненным в подрыве обороноспособности страны. Скажешь "да", так мало того, что можешь оказаться сам втянут в разработку более чем сырой идеи, но опять же риск обвинения, уже под другим углом - за "направление изобретательской деятельности в тупиковый путь". ( Именно так звучало одно из обвинений, предъявленных маршалу М.Н. Тухачевскому, отвечавшему за вооружения армии и флота).

По горячим следам положительного отзыва проект Б. П. Ушакова был включен в план работ отдела, где он работал, но чуть позже тихо исключен. Однако Ушаков продолжает работать над ним самостоятельно, пытаясь совершенствовать именно те элементы, которые вызывают наибольшие сомнения в многочисленных отзывах разных специалистов. Летающая подводная лодка принимает очертания трехмоторного поплавкового гидросамолета с возвышающейся над центропланом небольшой подлодочной рубкой. В таком виде эскизы вместе с пояснительной запиской направляются начальником НИВК в январе 1938г. на рассмотрение Технического совета управления кораблестроения Морских сил страны, с характерной припиской о том, что "проект разработан автором в вечернее время".

Свою ЛПЛ Борис Петрович описывал так: "Лодка будет иметь шесть автономных отсеков. В первых трех размещаются авиамоторы АМ-34 по 1000 л.с., допускающие форсировку при взлете до 1200 л.с. Отсек 4-жилой, откуда ведется управление лодкой под водой. Кроме него в лодке будет легкая кабина, в которой люди размещаются в полете. При погружении кабина заполняется водой, приборы задраиваются в специальной шахте. Пятый и шестой отсеки вмещают аккумуляторную батарею весом 1200 кг и гребной двигатель мощностью 10 л.с. Крылья, оперение на внешнее давление 4,5 атмосферы не рассчитываются, так как при погружении затопляются водой через шпигаты, самотеком. Поплавки подтягиваются и выпускаются гидравликой, причем они являются первыми затопляемыми элементами, после чего лодка садится на всё крыло. Используются цистерны уравнительная, бортовые, дифферентные и поплавки. Прочный корпус цилиндрический, диаметром 1,4 м, клепанный из дюралевых листов 6 мм. Обшивка крыльев и хвостового оперения - сталь".

Летающая подводная лодка предназначалась для уничтожения кораблей противника в открытом море и в акватории морских баз, защищенных минными полями и бонами. Малая подводная скорость и ограниченный запас хода под водой ЛПЛ не являлись препятствием, так как при отсутствии целей в заданном квадрате (районе действия) лодка могла сама находить противника. Определив с воздуха его курс, она садилась за горизонтом, что исключало возможность ее преждевременного обнаружения, и погружалась на линии пути корабля. До появления цели в точке залпа ЛПЛ оставалась на глубине в стабилизированном положении, не расходуя энергию лишними ходами.

В случае допустимого отклонения неприятеля от линии курса ЛПЛ шла на сближение с ним, а при очень большом отклонении цели лодка пропускала ее за горизонт, затем всплывала, взлетала и вновь готовилась к атаке. Возможное повторение захода на цель рассматривалось как одно из существенных преимуществ подводно-воздушного торпедоносца перед традиционными субмаринами. Особенно эффективным должно было быть действие летающих подводных лодок в группе, так как теоретически три таких аппарата создавали на пути противника непроходимый барьер шириной до девяти миль. ЛПЛ могла проникать в темное время суток в гавани и порты противника, погружаться, а днем вести наблюдение, пеленгование секретных фарватеров и при удобном случае атаковать.

Топливо (бензин) и масло хранились в специальных резиновых резервуарах, располагавшихся в центроплане. При погружении подводящая и отводящая магистрали водяной системы охлаждения авиамоторов перекрывались, что исключало их повреждение под действием давления забортной воды.

Для предохранения корпуса от коррозии предусматривалась окраска и покрытие лаком его обшивки. Торпеды размещались под консолями крыла на специальных держателях. Проектная полезная нагрузка лодки составляла 44,5% от полного полетного веса аппарата, что было обычным для машин тяжелого типа.

Процесс погружения включал четыре этапа: задраивание моторных отсеков, перекрывание воды в радиаторах, перевод управления на подводное и переход экипажа из кабины в жилой отсек (центральный пост управления).

Рассмотрев проект в весьма представительном совещании, Технический совет принял осторожное решение. Указав на возможное большое оборонное значение ЛПЛ его участники выразили сомнения, как в технической его реализации, так и в тактическом использовании подобных аппаратов. А в заключении предлагалось. "...Провести испытания на модели в бассейне с целью определения мореходных и маневренных качеств ЛПЛ в момент посадки на воду, в процессе погружения и управления в подводном положении".

Об испытаниях модели в полете почему-то не говорилось, хотя как раз авиационная часть проекта вызывала немало сомнений. У любого авиатора, например, возникал вопрос: как поведет себя в воздухе крыло, передняя кромка которого "обезображена" частой решеткой шпигатов для забора воды при погружении? Вообще, о проработке летных качеств ЛПЛ в имеющихся документах нет ни слова, как нет и ни одной фамилии консультантов-авиаторов...

На том и кончается известная история советской летающей подводной лодки. Упоминаний о ней в архиве больше не найдено, но и без того ясно, что реализован проект не был. Кстати, ветераны подводного кораблестроения рассказывали автору книги «Самолет и подводная лодка» (В.А. Лесниченко), что ЛПЛ Ушакова не была единственным примером замысла такого рода: почти в то же время якобы рассматривался аналогичный проект сотрудников НИВКа Кривова и Станкевича. Однако следы этой работы найти не удалось.

А сам Борис Петрович Ушаков ещё много и плодотворно работал в кораблестроении, явно отдавая предпочтение нетрадиционным его областям. Автор более семидесяти изобретений, он внёс, в частности, некоторый вклад в создание советских экранопланов, по его проектам строились первые боевые катера на подводных крыльях. Вплоть до своей кончины Борис Петрович не прекращал преподавательской деятельности, совмещая её с изобретательством...


5. Реконструкция внешнего вида:


Летающая лодка Ушакова


Рисунок-реконструкция ЛПЛ Ушакова (художник В.И. Бульба)


6. Тактико-технические данные проекта:


Взлетная масса, кг                                          15000

Экипаж                                                           2-3 человека.

Расчетные скорости:

воздушная                                          100 узлов (185 км/ч).

подводная                                           2-3 узла.

Дальность полета по прямой                           800 км.

Дальность плавания под водой                       5-6 миль.

Предельная глубина погружения                     45 м.

Наибольшая высота полета                             2500 м.

Автономность подводная                                48 часов.

Время погружения                                          1,5 минуты.

Время всплытия                                              1,8 минуты.

Кол-во и тип авиамоторов                                3xAM-34

Мощность на взлетном режиме, л.с.                3x1200

Мощность гребного мотора, л.с.                      10

Макс. доп. волнение при взлете/посадке и погружении, баллы 4-5

Вооружение ЛПЛ составляли две 18-дюймовые (450 мм) торпеды и два спаренных пулемета.


7. Источники:


- Лесниченко В.А., Гусев А.Н. «Самолет и подводная лодка», Галея Принт, Санкт-Петербург, 2001г.
- Петров Г. «Летающая подводная лодка», Вестник Воздушного Флота №3 1995 г.
- Тарас А.Е. "Сверхмалые подводные лодки 1914 - 2004", Харвест, Минск, 2004г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016