Rambler's Top100 Подводная лодка М-200, "Месть", УТС-69. Тип "М" XV серии

М-200, "Месть", УТС-69

Тип «М» XV серии




фотография:


Подводные лодки М-200 и М-201


ПЛ М-200 "Месть" (у пирса) и ПЛ М-201 (со звездой с "единичкой").
Предположительно возвращение ПЛ М-201 с боевого похода 20.06.1944г. ПЛ М-200 в это день также вернулась в базу, но утром.
Фотография из книги Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ в Великой отечественной войне 1941-1945 гг." ч.3




историческая справка:


1940 год 31 марта
Заложена на заводе №196 в г.Ленинград;

1941 год 4 февраля
Спущена на воду. По другим данным - 17.07.1941, очевидно указывается дата готовности ПЛ к переходу в Астрахань;

1941 год 11 февраля
Организационно вошла в состав Отдельного учебного ДнПЛ КБФ;

1941 год 22 июля - 13 августа
По Мариининской водной системе и реке Волга переведена в г.Горький;

1941 год 9 - 24 октября
Переведена в Астрахань на Судостроительный завод №638, где продолжалась достройка. Достраивалась на средства собранные населением;

1941 год 9 ноября
Техническая готовность ПЛ составляла около 60%;

1942 год август
Без механизмов и систем с заглушенными забортными отверстиями на буксире переведена на сдаточную базу в Баку для дальнейшей достройки;

1943 год январь
Приступила к швартовым испытаниям;

1943 год 20 марта
Подписан приемный акт. Вступила в строй;

1943 год 29 марта
Вошла в состав Каспийской Военной флотилии. Поднят Военно-морской флаг;

1943 год 14 - 17 апреля
Перешла из г.Баку в г.Астрахань;

1943 год 22 апреля
Постановлением ГКО от 22.04.1943 г. было решено перевести 6 ПЛ с Каспия в Заполярье. В их число попала и ПЛ М-200;

1943 год 22 апреля - май
В составе первого эшелона перешла своим ходом из г.Астрахань в г.Горький. На этом этапе переходом руководил инженер-капитан 1 ранга Н.В. Алексеев. 22.4-27.4 перешла в г.Саратов. 29.4-начало мая - перешла в г.Горький. В Горьком М-200 вместе с ПЛ М-201 поставили в плавдок;

1943 год 11 - 28 мая
Совместно с ПЛ М-201 перешла в Архангельск. На этом этапе переходом командовал генерал-майор интендантской службы А.И. Лебедев;

1943 год 28 мая
Вошла в состав Северного флота;

1943 год 2 июня
Вошла в состав ОУДнПЛ БрПЛ СФ;

1943 год 18 июня
Приказом Наркома ВМФ присвоено наименование "Месть". Одним из инициаторов сбора денег на достройку лодки была Л.М. Лободенко, вдова полкового комиссара В.М. Лободенко, который одно время был военкомом бригады подводных лодок Северного флота. Она обратилась с письмом в ЦК ВКП(б): "Мой муж погиб в первый год войны на Северном флоте, брат пал в боях за Украину, отец убит в Кронштадте... Внося свой небольшой вклад, мы обращаемся ко всем женам моряков Советского Союза с призывом организовать сбор средств на постройку подводной лодки "Месть". Пусть героические моряки Красного Флота топят проклятых фашистов...";

1943 год июль
Перешла в г.Молотовск;

1943 год август
Закончила программу испытаний;

1943 год 31 августа
Вступила в строй после перевода на СФ;

1943 год 17 - 19 октября
Перешла из г.Молотовск в г.Полярное;

1943 год 19 октября
Перечислена в состав 6-го ДнПЛ БрПЛ СФ с базированием на Полярное;

1943 год 4 декабря
Перечислена в состав 3-го ДнПЛ БрПЛ СФ с базированием на Полярное;

1943 год 8 - 18 декабря
Боевой поход в район Вардё — Конгс-фьорд (позиция №1-В). В 16.40 8.12 вышла на позицию. В 08.11 9.12 прибыла иа позицию. В 21.30 10.12 в точке 70.44,6 с.ш./30.12 в.д. коснулась минрепа - взрыва не было. 11-12.12 штормовала в районе зарядки АБ. Встреч с кораблями противника не имела. В 03.00 17.12 начала возвращение в базу и в 15.50 18.12 прибыла в Полярное;

1944 год 21 января - 2 февраля
Боевой поход в район Тана-фьорд — Берлевог (сектор №2; операция "РB-1"). В 15.38 21.1 вышла на позицию. В 02.00 23.1 прибыла на позицию. В 20.15 всплыла в 25 м. от СКР противника, стоявшего без хода. СКР обстрелял ПЛ пушечно-пулеметным огнем и сбросил после погружения 35 глб — германский СКР "V 6108" ("NKi 11"?), находившийся в охранении буксируемого ТР «Фёхенхайм» доложил об обстреле и повреждении советской ПЛ. Утром 29.1 ПЛ наблюдала траление КАТЩ в районе устья Тана-фьорда. В 03.35 1.2 начала возвращение в базу. В 13.19 в точке 69.49 с.ш./34.11 в.д. обнаружила ПЛ противника, атаковать которую не удалось из-за плохой видимости. В 20.30 2.2 прибыла в Полярное;

1944 год 20 февраля - 3 марта
Боевой поход в район Тана-фьорда (сектор «П»; операция «РВ-2»). В 20.00 20.2 вышла на позицию. В 03.30 22.2 прибыла на позицию. Утром 26.2 обнаружила ТЩ. Днем 27.2 на большом удалении зафиксированы взрывы 62 глб, вечером - еще 70. Вечером 28.2 не смогла атаковать ТР на якоре и ТЩ в гавани Берлевога из-за плохой видимости. Утром 29.2 не смогла атаковать КОН из-за тумана. В 22.30 начала возвращение в базу и в 06.33 3.3 прибыла в Полярное;

1944 год 28 марта - 9 апреля
Боевой поход в район м. Слетнес - Берлевог (позиция №1; обеспечивающий - командир 3-го ДнПЛ кап.2р. В.А. Иванов). В 23.30 28.3 вышла на позицию. В 02.18 31.3 прибыла на позицию. Вечером 5.4 не смогла атаковать СКР, который зашел в Гамвик. В 23.50 6.4 начала возвращение в базу и в 03.32 9.4 прибыла в Полярное;

1944 год апрель
Осуществила навигационный ремонт, замену АБ и докование. Установлен СГ «Спрут». 16.4 по вине личного состав произошла авария дизеля;

1944 год 11 - 20 июня
Боевой поход в район Тана-фьорд - м. Нордкин (сектор №02; операция «РВ-5»). В 10.00 11.6 вышла на позицию. Днем 12.6, основываясь на данных разведки безуспешно пыталась перехватить КОН в районе Сюльте-фьорд — м. Харбакен (прибыла в район в 13.50), после чего продолжила переход на позицию. В 09.15 13.6 прибыла в район зарядки АБ, где находилась в течение суток. 16.6 вышла из строя ГАС «Марс-8». В 20.06 17.6 начала возвращение в базу и в 06.00 20.6 прибыла в Полярное. В некоторых источниках указывается, что 22.06 М-200 провела удачную атаку по конвою противника, но в этот день ПЛ уже находилась в базе;

1944 год 1 - 5 июля
Прошла навигационный ремонт;

1944 год 11 - 23 июля
Боевой поход в район Сюльте-фьорда (сектор №4; операция «РВ-6»). В 21.17 11.7 вышла на позицию. В 19.07 12.7 прибыла на позицию. Утром обнаружила 2 ТЩ, от атаки которых командир отказался из-за большой дистанции. В 07.27 15.7 произвела торпедную атаку КОН (12 ТР, 2 ММ, 2 БДБ, 6 ТЩ, 8 СКР, 10 СКА) в точке 70.28,5 с.ш./30.54,6 в.д. в районе Перс-фьорда (ТР 4-5000 т. атака подводная, 2 торпеды 53-39 с НВС, дистанция 10 каб., через 90 сек личный состав II отсека услышал 1 взрыв — безуспешно атакован германский КОН «La-124-Ki», включавший ТР «Зебу», «Фоница», «Дессау», «Севре», «Фалькенфельс», «Хартмут», TН «Марштайнен», «Мёвенриф», «Фейштейн». Наблюдалось прохождение 2 торпед). Была контратакована СКР «V 6110», сбросившим в 07.39-08.57 на безопасном удалении 24 глб. 16.7 и до конца похода вышел из строя гирокомпас. 21-22.7 обнаружила 3 плавующие мины. В 06.30 23.7 начала возвращение в базу и в 18.45 прибыла в Полярное. Во многих отечественных послевоенных источниках указывается на то, что в этот день ПЛ отправила на дно два вражеских транспорта;

1944 год 1 августа
Начала гарантийный ремонт, в ходе которого были установлены приборы ПУГ и ПУПО, выдвижная антенна BAН-ПЗ;

1944 год 3 ноября
Во время стоянки в Полярном, ПЛ шквалом навалило на ПЛ типа «С» — повреждена обшивка ЦГБ №2 и 3;

1945 год 10 января
Вступила в строй;

1945 год 13 апреля
Перечислена в состав Краснознаменного Балтийского флота. По другим данным - 08.07.1945);

1945 год 28 апреля
Прибыла в Росту (Мурманск). Начаты работы по демонтажу оборудования для перевозки ПЛ на КБФ;

1945 год июнь или июль
Поставлена на транспортер;

1945 год 15 - 16 августа
Отправлена в Ленинград. По прибытии зачислена в состав 5-го ДнПЛ КрБрПЛ КБФ;

1946 год 25 февраля
Переформирована в состав 5-го ДнПЛ 2-й БрПЛ Северо-Балтийского флота (с 01.1947 - 8-й ВМФ) с базированием на г.Усть-Двинск (Латвийская ССР);

1949 год 12 января
Отнесена к подклассу малых ПЛ;

1951 год март
Переформирована в состав 157-й БрПЛ 17-й ДиПЛ 8-го ВМФ с прежним местом базирования, позже перебазирована на г.Палдиски (Эстонская ССР);

1956 год 4 января
Переформирована в состав 157-й БрПЛ 27-й КрДиПЛ КБФ с базированием на г.Палдиски (Эстонская ССР);

1956 год 21 - 23 ноября
21.11.1956 затонула в Суурупском проливе Балтийского моря в результате столкновения с эскадренным миноносцем "Статный". М-200 совершала переход з Палдиски в Таллинн для замера магнитного поля и обратно. Накануне на ПЛ был сменен командир - новым стал капитан 3-го ранга Шуманин А.С., служивший ранее на ПЛ серий "Щ" и "С", но не имевший навыков управления ПЛ типа "М". Обеспечивающим офицером на борту находился начальник штаба бригады капитан 2-го ранга Штыков Ю.П. После окончания замеров в 19.00 21.11 М-200 вышла обратно в Палдиски. В 19.45 вахтенный сигнальщик обнаружил огни встречного корабля на дистанции в 40 кабельтовых. Находившийся на мостике Штыков, верно определивший во встречном корабле эсминец, рекомендовал Шуманину быть внимательнее при расхождении, после чего спустился вниз на ужин. Несмотря на то, что командир "Статного" трижды менял курс, уходя вправо, Шуманин продолжал следовать встречным курсом, а на дистанции в 4 кабельтова, вероятно, потеряв ориентацию относительно маневра "Статного", отдал команду резко повернуть влево, "подставив" ПЛ под удар эсминца. В 19 час 53 мин "Статный" врезался в правый борт М-200 в районе 5-6 отсеков. Подводная лодка стала быстро оседать кормой, в течении 6-10 мин дифферент достиг 80 градусов, после чего ПЛ стремительно затонула. На поверхности остались 8 моряков, двое из которых вскоре утонули. Находившиеся в 5 и 6 отсеках шестеро подводников погибли в момент столкновения. На дне вместе с лодкой остались 28 членов экипажа, находящиеся в 1,3 и 4-м отсеках. В 20.00 по Таллиннской военно-морской базе была объявлена "Боевая тревога" и в район аварии начали выходить корабли Восточно-Балтийской флотилии. В 21.05 был обнаружен аварийный буй и установлена связь с 1-м отсеком, однако к этому времени моряки, находившиеся в 3 и 4-м отсеках уже погибли. В течении ночи с 21.11 на 22.11 в район аварии вышло 16 спасательных судов с двумя кранами. Первоначальный замысел командующего ВБФ завести под корпус ПЛ стропы для буксировки на мелководье с целью вывода экипажа на поверхность осуществить не удалось. Не сумели также организовать подачу в 1-й отсек воздуха через забортные клапаны (по другим данным подача воздуха все-таки хоть и с трудом, но была организована). Еще ночью, в 04.00, подводники сообщили, что они одели спасательное снаряжение и подготовили отсек для самостоятельного выхода на поверхность. Однако, вместо того, чтобы дать "Добро", собравшиеся начальники всех рангов принялись совещаться, в итоге чего решение о выводе личного состава было принято спустя почти сутки с момента аварии - в 17.00 22.11, ПЛ же планировалось поднять 250-тонным краном киллекторного судна и спасательного судна "Пулково". Начало работ определили на 18.00, однако из-за ухудшения погоды спасательные суда сдрейфовали и телефонный кабель аварийного буя был оборван. Связь с ПЛ прекратилась. Возобновили спасательную операцию только 23.11. В 03.47 спущенные водолазы обнаружили ПЛ, при осмотре корпуса в открытом верхнем люке 1-го отсека был обнаружен мертвый подводник, включенный в ИДА. Спасать было уже некого. После обрыва связи оставшиеся в отсеке подводники поняли, что надеяться не на кого и приняли решение выходить самостоятельно. Однако после длительного пребывания в холодной воде, в условиях высокой концентрации углекислого газа, моряки лишились сил и мичман, первым вошедший в люк, умер от сердечной недостаточности, закрыв остальным путь к спасению;

1956 год 29 ноября
Поднята спасательным судном "Коммуна" и отбуксирована в Таллинн. По окончанию расследования обстоятельств гибели ПЛ М-200 Шуманин и командир "Статного", капитан 3-го ранга Савчук, получили по три года лагерей. Командование Краснознаменного Балтийского флота, руководившее бездарнейшей в истории спасательной операцией и 36 часов принимавшее решение о выводе на поверхность оставшихся в живых моряков, осталось в стороне. Жизни 28 подводников стали ценой человеческой беспечности. Подводники похоронены в г.Палдиски (эстонская ССР);

1957 год
В гавани г.Палдиски поставлена на прикол;

1957 год 29 марта
Переформирована в УТС;

1957 год 17 апреля
Переименована в УТС-69;

1958 год 6 января
Исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;

1958 год
На Таллинской базе "Главвторчермета" на п-ове Пальяссаар разделана на металл;

2007 год
Мемориал экипажа перенесен на городское кладбище г.Палдиски (Эстония) в связи с расширением порта.




командиры (в/ч .....):


1. Шматов П.С. (02.06.1943-12.09.1943)
2. Тураев В.А. (12.09.1943-12.03.1944)
3. Гладков В.Л. (12.03.1944-1947)
4. Гришелев Ф.Д. (19??-1953-1954?)
5. Агафонов В.Н. (04.1954-01.1955)
6. Радионов Б.И. (01.1955-18.10.1956)
7. Шуманин А.С. (10.1956-11.1956)



дополнительная информация:


1. Список погибших членов экипажа. 21.11.1956г.
2. Фотография ПЛ М-200 в море после подъема. 29.11.1956г.
3. Фотография мемориала погибшим подводникам с ПЛ М-200 в г. Палдиски (Эстония, май 2002 года)
4. Фотография мемориала погибшим подводникам с ПЛ М-200 в г. Палдиски, после переноса захоронения (Эстония, 2007 год)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. "Подводные силы России 1906-2006гг.", Оружие и технологии, Москва, 2006г.
7. Хромов Н.Е. "Подводные силы Балтийского флота 1906-2006гг.", Кладезь, Калининград, 2006г.
8. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ в Великой отечественной войне 1941-1945гг.", ч.3, Стратегия КМ, 2005г.
9. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.
10. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Последние "малютки" Советского Союза. ПЛ пр.96 и пр.А615", Морская коллекция, Москва, №11, 2010г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2006-2016