Rambler's Top100 Подводная лодка М-8. Тип "М" VI серии

ПЛ №8, М-8

Тип «М» VI серии




фотография:


ПЛ типа М VI серии


ПЛ типа "М" VI серии 1-го и 2-го ДнПЛ 2-й БрПЛ МСДВ.
01.05.1934. Владивосток.
Фотография из архива В.Костриченко и В.Заблоцкого.




историческая справка:


1932 год 31 октября
Заложена на госзаводе имени А. Марти (№198) в г.Николаев. В период постройки называлась "спецсудном" № 238;

1933 год 12 августа
Спущена на воду;

1933 год 18 декабря - 1934 год 5 января
Вышла за ледоколами из Николаева и вернулась обратно. Несмотря на 25-см лед не имела повреждений;

1934 год 5 февраля
Отправлена по железной дороге в г.Владивосток, где на заводе №202 окончательно достроена;

1934 год 5 июля
Вступила в строй. Зачислена во 2-й ДнПЛ 2-й БрПЛ (до 1935 - 4-я морская бригада) МСДВ с базированием на бухту М.Улисс (г.Владивосток). Именовалась как ПЛ №8 с добавлением "бригады подводных лодок типа "М";

1934 год 27 июля
Вошла в состав Морских Сил Дальнего Востока (с 11.01.1935 - ТОФ);

1934 год август - сентябрь
Участвовала в сборе походе 1-го и 2-го ДнПЛ;

1934 год 15 сентября
Получила литерно-цифровое обозначение М-8;

1934 год 21 сентября
В Уссурийском заливе во время выполнения упражнения по покладке на грунт и постановке на подводный якорь на глубине 42 м. во 2-ой отсек через отверстие для штока забортного клапана дифферентовочной магистрали начала поступать забортная вода. Причиной аварии послужила поломка штока учеником-трюмным. На глубине давление забортной воды вырвало шток клапана, в результате чего образовалось отверстие диаметром 27 мм. Во 2-ой отсек дали ВВД и продули все ЦГБ. Через 1,5 минуты с момента аварии ПЛ всплыла на поверхность. Затем в результате неопытности личного состава последовала целая цепь ошибок. Когда выяснилось, что справиться с поступлением забортной воды не удается, давление во 2-ом отсеке сняли, а личный состав из него вывели. Опасаясь взрыва АБ, командир ПЛ приказал экипажу срочно выйти наверх. Покидая корабль, личный состав не задраил двери межотсечных переборок (кроме переборки между 2-ым и 3-м отсеками), не закрыли переговорные трубы и клинкеты судовой вентиляции. Негерметичным оказался и кормовой люк. ПЛ взял на буксир тральщик "Геркулес", но через 9 часов 30 мин. после начала буксировки на траверзе мыса Голдобин ПЛ затонула. Экипаж перешел на тральщик, жертв не было;

1934 год 23 сентября
Была поднята и вскоре введена в строй;

1936 год 16 апреля
Переформирована в состав 22-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ТОФ с прежним местом базирования;

1937 год лето
В составе дивизиона переведена для базирования в заливе Владимира;

1940 год 20 мая
В составе дивизиона перечислена в состав Владимиро-Ольгинской ВМБ ТОФ с базированием на залив Владимира;

1941 год 15 мая
Переформирована в состав 2-го ОДнПЛ Владимиро-Ольгинской ВМБ ТОФ с прежним местом базирования;

1942 год 24 августа
Переформирована в состав 14-го (13-го?) ДнПЛ с подчинением командиру 2-го ОДнПЛ Владимиро-Ольгинской ВМБ ТОФ с прежним местом базирования;

1944 год август
Перечислена в состав 10-го ДнПЛ 3-й БрПЛ СТОВФл с базированием на г.Советская Гавань;

1945 год
Прошла капитальный ремонт;

1945 год 9 августа
Входила в состав 10-го ДнПЛ 3-й БрПЛ СТОВФл с базированием на Советскую Гавань;

1945 год 24 октября
В составе БрПЛ вошла в состав СахВФл ТОФ (с 17.01.1947 - 7-й ВМФ) с прежним местом базирования;

1949 год 12 января
Отнесена к подклассу малых подводных лодок;

1950 год 28 ноября
Выведена из боевого состава и законсервирована;

1951 год 28 августа
Разоружена;

1951 год 8 сентября
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл;

1951 год 1 октября
Расформирован экипаж.




командиры:


1. Скородумов Л.А. (11.1933-03.1934) возможно, требует проверки
2. Евгеньев М.М. (09.03.1934-10.1934)
3. Арефьев И.П. (16.11.1934-12.1934) возможно, требует проверки
4. Емельянов Л.А. (12.1934-02.1938)
5. Ураган А.А. (02.1938-10.1938)
6. Краснов Е.А. (06.11.1938-31.03.1940)
7. Вдовин А.К. (31.03.1940-19.03.1942)
8. Чубанов С.А. (1942-09.1945-11?.1945)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Самко Ю.Г. "История создания и развития подводных сил Тихоокеанского флота", ВТА "Тайфун" №1, 1996г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
7. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
8. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг.", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
9. Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
10. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2005г.
11. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
12. Реданский В.Г. "Во льдах и подо льдами", Вече, Москва, 2004г.
13. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.
14. Заблоцкий В.П. "Незнаменитые подлодки. Малые ПЛ VI и VI-бис серий.", Морская коллекция, №5, 2009г.
15. Семенов В.Н. "История подводных сил на Дальнем Востоке. 1901-1953гг.", 48 часов, Владивосток, 2012г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2016