Rambler's Top100 Подводная лодка М-51 типа М VI серии

М-7, М-61, М-51

Тип «М» VI серии




фотография:


Подводная лодка М-51


ПЛ "М-51" типа "М" VI серии и ПЛ типа "М" XII серии у борта плавбазы. 1943 год.
Идентификация по книге Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.2




историческая справка:


1932 год 17 ноября
Заложена на заводе им. А.Марти (№198) в г.Николаев. В период постройки называлась "спецсудном" № 239;

1933 год 22 мая
Спущена на воду. В некоторых источниках указывается на спуск на воду 08.09.1933;

1933 год сентябрь
В приказах МСЧМ именовалась как "М-7";

1934 год апрель
Прикомандирована в БрПЛ МСЧМ;

1934 год 11 мая
Получила новый номер М-61 (№61);

1934 год 9 сентября
Подписан приемный акт. Вступила в строй;

1934 год 12 сентября
Вошла в состав Морских Сил Черного моря, зачислена в состав 6-го ДнПЛ БрПЛ МСЧМ (с 11.01.1935 - Черноморский Флот). Вступила в строй по приказу НКО-34.;

1934 год 13 сентября
Поднят Военно-морской флаг;

1934 год 15 сентября
Получила литерно-цифровое обозначение М-51;

1934 год 12 ноября
Вступила в строй по приказу НК ВМФ-44;

1934 год 16 ноября
Во время плавания в надводном положении обнаружилось поступление забортной воды из главной осушительной магистрали в трюм 6-го отсека. Забортная вода поступала через спускной клапан главной осушительной магистрали, тарелка которого вывернулась из штока и упала в киль;

1936 год ноябрь
Переформирована в состав 22-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;

1939 год апрель
Перечислена в составе 21-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;

1939 год сентябрь
Имела ряд поломок. 7.9 была повреждена помпа компрессора ВВД (обрыв тарелки клапана). 24.9 по вине личного состава подплавлен подшипник Митчеля;

1940 год 2 сентября
Во время выхода в Черное море на подходах к Севастопольской бухте из-за невязки в счислении при глубоководном погружении коснулась каменистого грунта. При осмотре было обнаружено, что ограждение НГР л.б. было помято и сорвано с места приварки, нарушена герметичность ЦГБ №1 в месте приварки, погнут в сторону кормы баллер НГР, НГР не проворачивались, в районе 7-8 го шпангоутов имелась вмятина в ЛК размером 20х30 см и глубиной 3-5 см. ПЛ требовалась постановка в завод №201 сроком на 10-12 суток;

1940 год 30 апреля
Прикомандирована в состав ОУДнПЛ с подчинением УОПП ЧФ;

1941 год февраль
Перечислена в состав ОУДнПЛ с подчинением УОПП ЧФ;

1941 год июнь
К началу ВОВ находилась в текущем ремонте (в доке) в Севастополе на заводе №201. ОУДнПЛ ЧФ подчинен командиру Новороссийской ВМБ;

1941 год 1 - 2 июля
Перешла в Новороссийск;

1941 год 8 - 16 июля
В 21.30 8.7 вышла в дозор юго-западнее Новороссийска (позиция №10). Встреч с кораблями противника не имела. Утром 14.7 в районе м. Утриш по ошибке чуть было не протаранена ТР "Красная Кубань". Из-за неправильных действий радиста ПЛ нарушилась радиосвязь с базой, из-за чего командир ДнПЛ выходил на поиски лодки на ЭМ "Смышленый". В 12.30 16.7 вернулась в Новороссийск;

1941 год 9 - 16 вгуста
В 19.00 9.8 вышла в дозор южнее Керченского пролива (позиция №9). Встреч с кораблями противника не имела. Из-за выхода из строя вертикального руля в 11.00 16.8 вернулась в Новороссийск;

1941 год 10 - 17 сентября
В 20.30 10.9 вышла в дозор юго-западнее Новороссийска (позиция №10). Встреч с кораблями противника не имела. В течение похода несколько раз выходил из строя вертикальный руль. В 18.45 17.9 вернулась в Новороссийск;

1941 год 24 сентября - 1 октября
В 18.15 24.9 вышла в дозор юго-западнее Новороссийска (позиция №10). Встреч с кораблями противника не имела. В 13.00 1.10 вернулась в Новороссийск;

1941 год 27 октября
Перешла в Керчь;

1941 год 2 - 9 ноября
В 18.10 2.11 вышла к северному побережью Азовского моря для несения дозора, разведки и уничтожения плавсредств противника. Встреч с кораблями противника не имела. Утром 9.11 отозвана в Керчь в связи с эвакуацией Керченской ВМБ;

1941 год 9 - 10 ноября
Перешла в Новороссийск;

1941 год 23 - 30 ноября
В 16.30 23.11 вышла в район Феодосии. Встреч с кораблями противника не имела. 26-28.11 штормовала в районе позиции в подводном положении. В 13.45 30.11 вернулась в Новороссийск;

1941 год 6 - 7 декабря
Перевезла в Севастополь начальника оперативного отдела штаба ЧФ;

1941 год 10 - 11 декабря
Вернулась в Новороссийск;

1941 год 28 - 30 декабря
В 03.15 28.12 вышла с целью навигационного обеспечения высадки десанта в районе Феодосии - в ночь на 29.12 стоя на якоре в 3,5 мили от м. Ильи выполняла роль плавучего маяка. Вечером 30.12 прибыла в Новороссийск;

1942 год 11 - 12 января
В 15.16 11.1 вышла с целью навигационного обеспечения высадки десанта в районе Судака. Из-за переноса сроков операции отозвана в базу и в 17.35 12.1 прибыла в Новороссийск;

1942 год 31 марта - 7 апреля
В 16.07 31.3 вышла для разведки в район Феодосия - Дальние Камыши. Встреч с кораблями противника не имела. В течение похода произошла поломка вертикального руля. В 11.35 7.4 прибыла в Новороссийск;

1942 год апрель
Находилась в Геленджике в ожидании свободного дока для ремонта;

1942 год 2 мая
Перечислена в состав 10-го ОДнПЛ ЧФ;

1942 год 28 - 29 мая
Перешла в Туапсе;

1942 год 29 - 30 мая
Перешла в Очемчири;

1942 год 31 мая
Перешла в Поти, где начала капитальный ремонт;

1942 год 10 августа
Перечислена в состав 4-го ДнПЛ БрПЛ ЧФ;

1943 год 8 апреля
Вступила в строй;

1943 год 30 июня - 10 июля
В 20.30 30.6 вышла в район м. Опук - м. Киик-Атлама (позиция №86-запасная; обеспечивающий - командир 4-го ДПЛ капитан 2 ранга Н.Ф. Клынин). В 19.25 1.7 в точке 42°27' с.ш./39°29' в.д. обнаружила ПЛ противника, которую преследовала до 20.00, пока та не скрылась в темноте - по-видимому, обнаружена германская ПЛ "U 23". В 07.00 3.7 прибыла на позицию. Днем 7.7 не смогла атаковать ПЛ противника из-за большого КУ - зарубежных данных нет, по всей вероятности обнаружена возвращавшаяся в Феодосию "U 19". В 00.15 8.7 начала возвращение в базу и в 03.00 10.7 прибыла в Очемчири;

1943 год 10 - 20 августа
В 20.34 10.8 вышла в район Ялта - Меганом (позиция №84). В 04.10 13.8 прибыла на позицию. Утром 14.8 не смогла атаковать БДБ из-за большого КУ. Утром 16.8 в точке 44°45' с.ш./34°53,4' в.д. при попытке выйти в атаку на КОН обнаружена и контратакована БДБ противника, сбросившими 8 глб. В результате близких разрывов получили повреждения электроизмерительные приборы, приводы вертикального и кормовых горизонтальных рулей, дейдвудный сальник пропустил воду. Ночью личный состав в течение 1,5 ч ремонтировал привод кормовых горизонтальных рулей в балластной цистерне. В 22.30 17.8 начала возвращение в базу и в 04.14 20.8 прибыла в Очемчири;

1943 год 21 августа - сентябрь
До середины сентября проходила навигационный ремонт;

1943 год 22 сентября
В 19.23 22.9 после ремонта вышла на внешний рейд Очемчири для замера скоростей. После замера скорости в крейсерском положении, командир ПЛ решил сразу приступить к замеру в позиционном. При этом он не учел, что в отличие от массивной ПЛ типа "Л" "малютка" весьма чувствительна даже к малейшим дифферентам. Из-за технических особенностей кораблей данного типа, где все клапана вентиляции и кингстоны открывались вручную, личный состав 1-го отсека успел выполнить приказание раньше кормовых. Это привело к появлению дифферента на нос в 4 градуса. Поскольку лодка шла 7,5-узловым ходом, а носовые горизонтальные рули, стоявшие в нулевом положении, при дифференте стали играть роль переложенных на погружение, ПЛ начала стремительно погружаться. Лишь в последний момент командир понял, что происходит что-то не то, остановил дизель и вместе с дивизионным штурманом кап.-л-том Р.И. Полушкиным прыгнул в рубочный люк, чтобы попытаться закрыть его изнутри. Но сделать этого он не успел - оба офицера захлебнулись в боевой рубке. Остальные четыре человека, находившиеся на мостике были смыты водой и спустя 5,5 часов подобраны прибывшим из порта катером. Через открытый люк вода полилась в центральный пост, ПЛ потеряла плавучесть и легла на грунт на 12-метровой глубине. При этом погибли все, кто находился в центральном посту - четверо человек, включая командира БЧ-5 ст.л-та В.Н. Бобылева. По шесть человек осталось в носовом 1-м отсеке и в корме. Подводники под руководством командиров отсеков старшины Кулаевского и командира отделения Скрипченко соответственно, попытались спастись, выйдя через торпедный аппарат и люк 4-го отсека. К сожалению и там и там нашлось по одному подводнику, потерявшему контроль над собой, что в конечном итоге завершилось их гибелью. Всего на ПЛ погибло 8 человек;

1943 год 25 сентября
В ночь на 25.9 поднята аварийно-спасательной службой ЧФ и плавбазой "Эльбрус" и введена в порт, где встала в аварийный ремонт;

1944 год 15 - 16 мая
Перешла в Поти;

1944 год 23 мая - 10 июня
Прошла докование;

1944 год 9 июня
Перечислена в состав ОУДнПЛ;

1944 год декабрь
В конце года вступила в строй;

1944 год 30 декабря
Выведена из боевого состава;

1945 год
В начале года передана Гидрографическому управлению ЧФ. Участвовала в научной гидрологической экспедиции по изучению западной части Черного моря (командир - Александров В.М.);

1946 год 12 октября
С 12.10 использовалась в учебных целях в составе ОУДнПЛ;

1949 год 12 января
Отнесена к подлассу малых подводных лодок;

1950 год 28 ноября
Исключена из состава судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации;

1950 год 8 декабря
Расформирован экипаж;

1950 год 14 декабря
После демонтажа приборов и механизмов передана аварийно-спасательной службе ЧФ для обеспечения боевой подготовки.

Предназначенные для подобных целей ПЛ, используя специальную технологию, укладывались на грунт на глубинах от 40 до 200 метров в полигонах боевой подготовки АСС на траверзе мыса Маргопуло, внешнем рейде Севастопольской бухты, юго-западнее мыса Херсонес и на внешнем рейде Балаклавской бухты. С подводных лодок снимались аккумуляторные батареи, средства связи, навигации, акустические приборы, якоря, техническое вооружение, так что они теряли более 40% своего водоизмещении. Однако все цистерны, системы погружения и всплытия, эпроновские выгородки, межотсечные переборки, люки, двери и другое оборудование обеспечивающее непотопляемость и живучесть ПЛ было отремонтировано. Приводы систем погружения и всплытия ПЛ выводились на верхнюю палубу. Далее спасателями отрабатывались учебные задачи: присоединение шлангов вентиляции отсеков затонувшей ПЛ, воздуха высокого давления и продувки цистерн главного балласта ПЛ, подача средств жизнедеятельности "экипажу" затонувшей ПЛ и в заключении подъем затонувшей ПЛ различными способами. По данным Юрганова В.Ф. по состоянию на 2О08 год по различным причинам на грунте прибрежных вод Черного моря остались три подводные лодки типа "М" VI серии - на рейде м. Маргопуло на глубине 42 метров, на рейде бухты Стрелецкая на глубине 67 метров и на входе в бухту Казачья на глубине 20 метров. Корпуса ПЛ заилены выше ватерлинии и опутаны рыболовецкими сетями.




командиры:


1. Поскотинов А.А. (05.02.1933-14.06.1934)
2. Бойко М.С. (14.06.1934-19.12.1934)
3. Хмеленин Е.С. (29.12.1934-08.02.1937)
4. Массак (Моссак?) С.А. (08.02.1937-29.01.1938)
5. Силин С.Д. (02.11.1937-25.03.1938 ИД, 26.03.1938-19.03.1939)
6. Суров Д.И. (15.01.1939-18.03.1939 ИД, 19.03.1939-14.12.1939)
7. Прокофьев В.М. (02.11.1939-18.11.1942)
8. Голубев М.М. (29.12.1942-22.09.1943)
9. Александров В.М. (03.11.1943-21.03.1947), по некоторым данным в период 09.1944 - 04.1945 мог исполнять обязанности командира ПЛ М-54 и М-55
10. Парфёнов Н.А. (1947-1948?)



дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ М-61. 1934 год.



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.2, Стратегия КМ, 2003г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
7. Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Исма-Инвест, Одесса, 2000г.
8. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
9. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Галея-Принт, 1999г.
10. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг.", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
11. Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
12. Фотография ПЛ из книги Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.2.
13. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2005г.
14. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
15. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.
16. Юрганов В.Ф., "Неизвестные" затонувшие подводные лодки Черного моря".
17. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2021