Rambler's Top100 Подводная лодка М-81. Тип "М" VI-бис серии

М-81

Тип «М» VI-бис серии




фотография:


Подводная лодка М-81


Подъем кормовой части ПЛ "М-81" типа "М" ХII серии. Май 1965 года.




историческая справка:


1934 год 25 августа
Заложена на заводе им. А.Марти (№198) в г.Николаев;

1934 год 15 сентября
В мобилизационных планах стала именоваться по литерно-цифровому номеру М-86 (зав.№ 304);

1935 год 5 июня
На период достройки и испытаний получила временное наименование М-81;

1935 год 15 сентября
Спущена на воду;

1936 год 26 марта
Проведены испытания на Черном море. Подписаны приемные акты (утверждены начальником МС РККА 12.04.1936);

1936 год весна
Перевезена по железной дороге на завод им. Жданова (№190) в г.Ленинград для востановительного монтажа. Входила в состав 10-го ДнПЛ (с 1936 - 24-й ДнПЛ) 2-й БрПЛ КБФ;

1936 год 26 мая
Приступила к швартовым испытаниям;

1936 год 15 июля
Вступила в строй (подписан приемный акт);

1936 год 22 июля
Вступила в строй по приказу НК ВМФ под постоянным наименованием М-81. Зачислена в состав 24-го ДнПЛ 2-й БрПЛ с базированием на г.Ленинград. Поднят Военно-морской флаг. Вступила в кампанию;

1936 год 18 августа
Переформирована в состав 25(24?)-го ДнПЛ 3-й БрПЛ КБФ с базированием на г.Ораниенбаум;

1936 год 6 ноября
Вошла в состав КБФ;

1939 год лето
В конце лета перечислена в состав 24-го ДнПЛ 3-й БрПЛ КБФ с базированием на г.Ораниенбаум;

1939 год октябрь
В составе 24-го ДнПЛ перебазирована на г.Палдиски;

1939 год ноябрь - 1940 год февраль
Участвовала в Советско-финской войне. Несла дозорную службу на подходах к базам и портам. Совершила 4 боевых похода;

1939 год 30 ноября
В 03.00 30.11 вышла в боевой поход на позицию в район Хельсинки (позиция №2). Утром, при первом же погружении, ПЛ провалилась на глубину 35-40 м. (по карте 50 м.) и с дифферентом на корму с силой ударилась о каменистый грунт. Из-за деформации перестал перекладываться вертикальный руль. Командир ПЛ запросил командование о попмощи. В 20.45 30.11 была приведена ЭМ "Гордый" на буксире в Таллин. Встала в аварийный ремонт;

1939 год 8 - 16 декабря
Находилась в боевом походе. В 19.15 8.12 вышла из Палдиски на позицию у маяка Порккалан-Калбода (позиция №3). 15.12 на ПЛ возникла нецентровка муфты "Бамаг" и кулачковой муфты. В 02.16 16.12 покинула позицию и в 06.00 прибыла в базу Палдиски;

1939 год 16 - 19 декабря
Прошла аварийный ремонт;

1939 год 25 - 28 декабря
Находилась в боевом походе. В 03.00 25.12 вышла на позицию в район Хельсинки (позиция №2). На вторые сутки донесла о наличии минного заграждения противника (зафиксировала в подводном положении металлический скрежет по борту). 28.12 была отозвана в базу из-за шторма. Возвратилась в Палдиски имея корпус АБ до 85%;

1940 год 5 - 9 января
Находилась в боевом походе (старший - КДнПЛ кап.л-т Матвеев С.И.) с задачей разведки обстановки в районе на юго-восток от Ханко у Тверминне (позиция №4). Утром 5.1 вышла из Палдиски, попала в туман и несколько раз садилась на камни. В 15.50 5.1, находясь на 3,5-метровой банке, наблюдала в дистанции 5-6 кбт в тумане ТКА противника, который прошел мимо ПЛ, не заметив ее. Сойдя с банки ПЛ вышла из шхер и была переразвернута в район Юссаре. 6.1 и 8.1 ПЛ несколько раз касалась минрепов. 6.1 прогорел газовыхлопной коллектор. 9.1 ПЛ под электромоторами вернулась в базу Палдиски;

1940 год 2 февраля
В сопровождении ледоколов перешла для ремонта в Таллин;

1940 год 20 мая
Окончила ремонт с ограничением по скорости хода до среднего;

1941 год 11 февраля
Вошла в состав 4-го ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ;

1941 год 17 мая
Перешла в Либаву;

1941 год июнь
Окончила капитальный ремонт;

1941 год 22 - 26 июня
В 10.30 22.6 вышла для несения дозора. В ночь на 26.6 получила приказ вернуться в Усть-Двинск, куда прибыла в тот же день;

1941 год 27 июня
Перешла в Куйвасте;

1941 год 1 июля
В 16.36 1.7 при переходе из пролива Мухувяйн в Палдиски в районе о. Вормси в точке 59°08'6 с.ш./22°58'4 в.д. у банки Лайне подорвалась на донной магнитной мине ТМВ заграждения "Гота", выставленного герм. ТКА 2-й флотилии и через 1 мин затонула. ПЛ шла в составе отряда кораблей в кильватере плавбазы "Иртыш". Катер Т-216 подобрал из воды двоих живых членов экипажа (командир БЧ-5 Ракитин Б.В. и Семов П., впоследствии погиб на сухопутном фронте) и тело командира. Третьим из спасенных оказался электрик Преображенский В.С. В момент взрыва он находился в IV отсеке. Сумев подать сжатый воздух в отсек и предотвратить его затопление, Преображенский добрался до отсечного люка и, открыв его, вместе с пузырем воздуха всплыл на поверхность. Это единственный случай в Великой Отечественной войне, когда человек в одиночку спасся путем выхода из отсека затонувшей ПЛ;

1949 год июль
Обнаружена на дне водолазами 89-го АСО ВМФ. В результате осмотра было обнаружено, что корпус ПЛ разорван на две части, на расстоянии восьми метров от форштевня у киля в районе 1-го отсека пробоина 2х2,3 метра, ограждение рубки с обоих бортов разорвано;

1965 год май
В мае кормовая часть ПЛ поднята (носовая из-за наличия торпед подорвана на грунте) и отбуксирована для разделки на металл в Таллин (Эстонская ССР);

1965 год 5 июня
Экипаж лодки был похоронен на военном кладбище в г.Таллин (в части Армейского кладбища начала 20 века на Кладбище Сиселинна или Внутригородском кладбище, а в 2007 году недалеко от захоронения был установлен перенесенный с Тынисмяги Бронзовый солдат), а корпус ПЛ в дальнейшем был разделан на металл. Во многих источниках указывается, что захоронение останков подводников состоялось в Риге, однако это совершенно ошибочное утверждение (кроме всего прочего в Риге нет именно "военного кладбища" - там только три братских воинских кладбища и гарнизонное кладбище).




командиры:


1. Васильев В.А. (04.07.1935-26.08.1935 ИД, 27.08.1935-27.10.1936)
2. Юнаков Е.Г. (27.10.1936-09.02.1938)
3. Кабо И.С. (09.02.1938-28.02.1940)
4. Зубков Ф.А. (28.02.1940-01.07.1941)



дополнительная информация:


1. Список погибших членов экипажа. 01.07.1941г.
2. Фотография останков ПЛ М-81 на берегу. Май 1965 года.
3. Фотография памятника экипажу ПЛ М-81 на военном кладбище в г.Таллинн (Эстония). 2012 год.




список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, Москва, 2001г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
7. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3, 1999г.
8. Воспоминания Ракитина Б.В. и фотография из личного архива А. Оболенского (отдельная огромная благодарность за предоставленные материалы)
9. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
10. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.
11. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2016