Rambler's Top100 Подводная лодка М-64, М-74, М-85, М-77. Тип "М" VI-бис серии

М-64, М-74, М-85, М-77

Тип «М» VI-бис серии



фотография:



Эскиз погрузки ПЛ М-77 и ПЛ М-79 на железнодорожные платформы для перевозки на Ладожское озеро в 1943 году.




историческая справка:


1934 год 10 марта
Заложена на заводе "Судомех" (№196) в г.Ленинград;

1934 год 15 сентября
В мобилизационных планах стала именоваться по литерно-цифровому номеру М-64 (зав.№ 61);

1935 год 31 января
Переименована в М-74;

1935 год 5 июня
На период достройки и испытаний получила временное наименование М-85. Входила в состав 10-го ДнПЛ (с 1936 - 24-й ДнПЛ) 2-й БрПЛ КБФ;

1936 год 21 марта
Спущена на воду;

1936 год 19 июня
Вступила в строй (подписан приемный акт);

1936 год 25 июня
Вступила в строй по приказу НК ВМФ-44. Переименована в М-77. Зачислена в 24-й ДнПЛ 2-й БрПЛ КБФ с базированием на г.Ленинград. Поднят Военно-морской флаг. Вступила в кампанию;

1936 год 18 августа
Переформирована в состав 24-го ДнПЛ 3-й БрПЛ КБФ с базированием на г.Ораниенбаум;

1939 год лето (приблизительно)
Перечислена в состав 23-го ДнПЛ 3-й БрПЛ КБФ с базированием на г.Ораниенбаум;

1939 год 4 - 5 декабря
В составе 23-го ДнПЛ перебазирована на г.Палдиски;

1939 год декабрь - 1940 год февраль
Участвовала в Советско-финской войне. Несла дозорную службу на подходах к базам и портам. Совершила 4 боевых похода;

1939 год 8 декабря
Вместе с остальными ПЛ 23-го ДнПЛ вышла из базы, но т.к. забыли выгрузить твердый балласт после перехода из Ораниенбаума в Палдиски, была вынуждена вернуться в базу;

1939 год 9 - 12 декабря
Находилась в боевом походе. 9.12 после срочной выгрузки твердого балласта, вышла на позицию у Юссаре (позиция №4). Из-за того, что закончились запасы еды и топлива, 12.12 вернулась в Палдиски;

1939 год 17 - 19 декабря
Находилась в боевом походе. В ночь на 17.12 вышла на позицию №1 в район Кальбодагрунд. Два дня штормовала на позиции №1. Расплескала эллектролит и в 03.00 19.12 была вынуждена вернуться в Палдиски;

1939 год 24 - 29 декабря
Нахлдилась в боевом походе на позиции у Юссаре (позиция №4). Была отозвана в базу из-за ухудшения погодных условий;

1940 год 7 - 8 января
Находилась в боевом походе в районе Калбодагрунда. 7.1 находилась в битом льду на позиции №1 и была атакована финским самолетом ("Блэкберн Рапон", который приняли за "Бристоль Бульдог"). Противник обстрелял ПЛ из пулемета, а затем сбросил бомбу в 100-120 м от ПЛ. Уклониться от атаки стиснутая льдом ПЛ не могла, а пулемет (мог стрелять только одиночными выстрелами) и единственное 45 мм орудие из-за сильного мороза были не готовы к немедленному действию. Только через 22 минуты орудие было отогрето и подводники, открыв огонь, отогнали самолет. 8.1 из-за тяжелой ледовой обстановки была отозвана в базу;

1940 год 8 февраля
Из-за сильного шквалистого ветера навалилась на якорную сеть МЗ "9 января" и повредила носовой горизонтальный руль. Ремонт занял 3 дня;

1940 год 7 июля - 1941 год январь
Прошла средний ремонт на Таллинском СРЗ;

1941 год зима - весна
Базировалась на Ханко;

1941 год 11 февраля
Переформирована в состав 4-го ДнПЛ 1-й БрПЛ (с 06.09.1941 - БрПЛ) КБФ с базированием ДнПЛ на Либаву;

1941 год 14 мая
Перешла в Либаву;

1941 год 22 июня
К началу войны находилась в Либаве, числилась во 2-й линии;

1941 год 23 - 24 июня
Перешла в Усть-Двинск. Шла в паре с ПЛ "М-78", которая на переходе погибла;

1941 год 27 июня
Перешла в Куйвасте;

1941 год 1 июля
Перешла в Палдиски;

1941 год 6 июля
Перешла в Рохукюла, затем в Триги, где поступила в распоряжение командира Прибалтийской ВМБ;

1941 год 12 июля
Вышла на позицию в Рижский залив, но возвращена приказом командования (во избежания столкновения с проходившими через пролив советским ЭМ);

1941 год 14 июля
В 22.30 14.7 вышла повторно, но в проливе Мухувяйн коснулась грунта и вернулась в Триги для осмотра;

1941 год 16 - 20 июля
16.7 вышла для действий в Пярнусском заливе (позиция №13). Встреч с кораблями противника не имела. Большую часть времени ПЛ находилась на глубине и на грунте, за что командир ПЛ по возвращении был отстранен от должности. Утром 20.7 вернулась в Триги;

1941 год 20 июля
Перешла в Таллин;

1941 год 24 июля
Перешла в Кронштадт;

1941 год 27 июля - 7 августа
Прошла докование и межпоходовый ремонт;

1941 год 4 августа
Перечислена в состав 8-го ДнПЛ БрПЛ КБФ;

1941 год 6 сентября
Перешла в Ленинград;

1941 год 11 сентября
Перешла в Кронштадт;

1941 год 13 - 17 сентября
Вышла для уничтожения финских канонерских лодок, обстреливавших о. Соммерс. В 8 ч 14.9 прибыла на позицию. Утром временно вышло из строя управление горизонтальными рулями, вечером обстреляна береговой батареей с о. Хапасари. Утром (в 07.45 и 08.22) 16.9 атакована финскими самолетами В результате близкого разрыва авиабомбы в прочном корпусе образовалась трещина, вышло из строя управление вертикальным рулем. В 07.49 17.9 вернулась в Кронштадт;

1941 год 28 сентября
Перешла в Ленинград для ремонта на заводе №196;

1941 год 21 ноября
Перечислена (требует уточнения) в состав 5-го ДнПЛ БрПЛ КБФ;

1942 год 18 июля
Во время стоянки у стенки завода в результате близкого разрыва снаряда осколками пробита обшивка цистерны №2, труба вентиляции цистерны, легкий корпус в кормовой оконечности и ограждение рубки;

1943 год 18 июня
Перевезена по ж/д на Ладожское озеро в бухту Гольсмана;

1943 год 25 июня - 1944 год 31 августа
Находилась в оперативном подчинении командующего Ладожской ВФл КБФ;

1943 год 5 июля
Введена в строй. Базировалась на Новую Ладогу и Волховскую губу;

1943 год 5 - 8 августа
С 21.30 5.8 по 12.53 8.8 совершила учебно-боевой поход к восточному побережью Ладожского озера в районе Андрусовой губы. Встреч с кораблями противника не имела;

1943 год 17 - 24 августа
С 21.15 17.8 по 08.10 24.8 совершила боевой поход к восточному побережью Ладожского озера и южнее о. Валаам. Несколько раз ПЛ наблюдала катера и баржи противника;

1943 год 17 - 23 сентября
С 18.30 17.9 по 06.40 23.9 совершила разведывательный поход к Кексгольму и бухте Мусталахти. Наблюдала несколько м/б противника. Поход проходил в условиях штормовой погоды;

1943 год 4 - 7 октября
С 17.30 4.10 по 07.00 7.10 совершила разведывательный поход в район между м. Мустаниеми и м. Вуохенсало. Встреч с кораблями противника не имела. РГ из 4-х человек высадить не удалось из-за свежей погоды;

1943 год 10 - 14 октября
С 22.00 10.10 по 05.40 14.10 совершила разведывательный поход в район бухты Мусталахти. В ночь на 12.10 обеспечивала набеговую операцию и неудачную попытку высадки диверсионного десанта в бухту Мусталахти;

1943 год 3 - 8 ноября
С 18.17 3.11 до утра 8.11 совершила разведывательный поход в район мыса Вуохенсало. В ночь на 5.11 произвела высадку РГ, которую приняла обратно в ночь на 7.11. Цель высадки РГ - захват "языка" достигнута не была;

1943 год 17 - 24 ноября
С 22.00 17.11 по 08.45 24.11 совершила разведывательный поход к Лахденпохья и Сортавала. Встреч с кораблями противника не имела;

1944 год 5 - 6 июля
С 12.00 5.7 по 16.55 6.7 совершила разведывательный поход в район о-вов Лагей, Хейнелуото, Пархансаари. Встреч с кораблями противника не имела;

1944 год 7 - 8 июля
С 20.45 7.7 по 19.00 8.7 совершила боевой поход в район о. Лагей - Мантсинсаарский пролив. Встреч с кораблями противника не имела;

1944 год 17 - 20 июля
С 04.30 17.7 по 20.7 совершила разведывательный поход в район о. Предтеченский. 18.7 высадила РГ на о. Валаам. Встреч с кораблями противника не имела;

1944 год 23 - 24 июля
С 10.00 23.7 по 15.50 24.7 выходила для снятия РГ с о. Валаам;

1944 год 2 - 9 августа
С 18.20 2.8 по 11.30 9.8 выходила для обеспечения высадки РГ на о. Валаам. С 08.00 до 09.30 3.8 произвела доразведку в районе у о. Предтеченский - плавсредств и передвижения людей не обнаружила. В 13.08 3.8 у пирса у о. Пюхипосаари обнаружила три катера противника, однако при выходе в атаку обнаружилось, что за катера были приняты большие камни у берега. В 18.45 3.8 прибыла в точку рандеву и в сопровождении МО-213 перешла в Мантсинсаарский пролив. В 20.00 3.8 пришвартовалась к пирсу в ожидании прибытия на борт РГ, котора прибыла только в 14.00 4.8. С 9.30 до 11.30 5.8 произведена тренировка высадки РГ в северной части Мантсинсаарского пролива, начала движение по плану похода. В 13.40 5.8 обнаружила плавующую мину. В 22.43 5.8 подошла к месту высадки РГ и в 50-60 м от берега легла на грунт в ожидании темноты. В 00.45 6.8 всплыла под перископ. После подхода к берегу на 20 м. начала высадку. В 01.07 6.8 РГ достигла берега. Через 30 минут ПЛ погрузилась и начала отход. В 08.40 6.8 в точке рандеву всплыла и пошла в северную часть Мантсинсаарского пролива. В 09.15 6.8 встала на якорь и начала форсированную зарядку. В 17.40 6.8 закончила зарядку, снялась с якоря и в точке рандеву погрузилась для возвращения к месту высадки РГ. В 01.05 7.8 подошла к месту высадки РГ. В 01.13 7.8 шлюпка с РГ подошла к лодке (пленного захватить не удалось). В 01.18 7.8 погрузилась и начала переход в точку рандеву. В 12.13 7.8 пришвартовалась к пирсу в Мантсинсаарском проливе для передачи РГ. В 06.00 8.8 вышла на свободную охоту к Сортавальским шхерам. Противника обнаружить не удалось. В 19.00 8.8 начала отход на базу. В 01.09 9.8 всплыла. В 11.30 9.8 прибыла в Новую Ладогу;

1944 год 20 - 21 августа
Перешла из Новой Ладоги в Кронштадт;

1944 год 19 сентября
Убыла на Ладожское озеро для проведения боевой подготовки;

1944 год 25 сентября
Вернулась в Ленинград;

1944 год декабрь
В конце года фактически законсервирована. Перечислена в состав Дивизиона строящихся и капитально ремонтирующихся ПЛ КБФ;

1945 год зима
Прошла ремонт;

1945 год март
Вступила в строй. Использовалась исключительно для учебных задач;

1945 год ноябрь
Входила в состав 5-го ДнПЛ КБФ;

1945 год 15 ноября
В составе ДнПЛ вошла в состав УБрПЛ КБФ (с 25.02.1946 - Северо-Балтийский флот);

1946 год 30 декабря
После переподчинения переформирована в состав УБрПЛ ОВСНК ВМС (с 01.02.1947 - 8-го ВМФ);

1948 год апрель
Переформирована в состав ОУДнПЛ 8-го ВМФ;

1949 год 12 января
Отнесена к подклассу малых подводных лодок;

1949 год 22 февраля
Разоружена и исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.




командиры:


1. Пасхин Б.Н. (04.07.1935-26.08.1935 ИД, 27.08.1935-04.07.1938)
2. Агашин Н.С. (04.07.1938-18.08.1938 ИД, 19.08.1938-10.02.1939)
3. Морозов Н.П. (10.02.1939-16.07.1939)
4. Чемоданов А.Е. (16.07.1939-07.12.1940)
5. Хлюпин Н.А. (07.12.1940-07.1941)
6. Костылев Л.Н. (31.07.1941-29.07.1942)
7. Карташев Н.И. (29.07.1942-14.04.1943)
8. Татаринов И.М. (23.05.1943-24.09.1946)
9. Егоров С.Г. (04?.1946-12.1947)
10. Царев Н.И. (18.12.1947-24.04.1948)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, Москва, 2001г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
7. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3, 1999г.
8. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
9. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг.", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
10. Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
11. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
12. Специальный выпуск ВТА "Тайфун" №7, Санкт-Петербург, 2008г.
13. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.
14. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2019