Rambler's Top100 Подводная лодка М-81, М-76. Тип "М" VI-бис серии

М-81, М-76

Тип «М» VI-бис серии




фотография:


Подводная лодка М-76


ПЛ М-76 типа "М" VI-бис серии и ТЩ "Ударник". Онежское озеро 1938 год..




историческая справка:


1934 год 10 марта
Заложена на заводе им. А. Марти (№198) в г.Николаеве;

1934 год 15 сентября
В мобилизационных планах стала именоваться по литерно-цифровому номеру М-81 (зав.№ 293);

1935 год 8 февраляя
Спущена на воду;

1935 год весна
Перевезена по железной дороге на завод им. Жданова (№190) в г.Ленинград для сборки и испытаний. Входила в состав 6-го ДнПЛ 2-й БрПЛ КБФ;

1935 год 5 июня
На период испытаний получила временное наименование М-76;

1935 год 24 августа
Вступила в строй (подписан приемный акт);

1935 год 1 сентября
Вступила в строй по приказу НК ВМФ под постоянным наименованием М-76. Временно вошла в состав 6-го ДнПЛ (с 27.03.1936 - 23-й ДнПЛ) 2-й БрПЛ с базированием на г.Ленинград. Поднят Военно-морской флаг. Вступила в кампанию;

1935 год 15 сентября
Включена в состав КБФ;

1936 год 18 августа
Переформирована в состав 23-го ДнПЛ 3-й БрПЛ КБФ с базированием на г.Ораниенбаум;

1936 год июнь (предположительно)
Перечислена в состав 24-го ДнПЛ 3-й БрПЛ КБФ с базированием на г.Ораниенбаум;

1938 год 8 января
Вошла в сформированный Отряд кораблей (в составе ТЩ "Ударник", ПЛ М-75 и М-76) для прохождения боевой подготовки в Онежском озере;

1939 год октябрь
Находилась в составе 24-го ДнПЛ 3-й БрПЛ КБФ. В составе дивизиона была перебазирована на г.Палдиски;

1939 год ноябрь - 1940 год февраль
Участвовала в Советско-финской войне. Несла дозорную службу на подходах к базам и портам. Совершила 3 боевых похода;

1939 год 30 ноября - 1 декабря
Находилась в боевом походе на позиции в районе маяка Порккалан-Калбода (позиция №3). Отозвана в базу в связи с проходом через Финский залив немецкого парохода "Донау" с персоналом советского посольства в Финляндии;

1939 год 15 - 18 декабря
Находилась в боевом походе на позиции №5 в районе Бенгтшера. 17.12 при крене из-за шторма разлился электролит и сломался стопор кулачковой муфты. 18.12 возвращена в базу. Встала в аварийный ремонт;

1939 год 25 - 29 декабря
Находилась в боевом походе на позиции №5 в районе Бенгтшера. В 05.00 25.12 вышла на позицию. В 01.26 29.12 возвратилась в базу из-за сильного шторма, имея полный корпус АБ;

1940 год октябрь
К этому времени была перечислена в состав 23-го ДнПЛ 3-й БрПЛ КБФ;

1940 год декабрь
В составе дивизиона прибыла в г.Ленинград для постановки на капитальный ремонт на завод №196 ("Судомех"). Однако завод ПЛ в ремонт не принял (по плану ввод в строй намечался в 1942 году), и ПЛ была переведена в г.Кронштадт, где в Лесной гавани поставлена на отстой. К январю 1941 года экипаж был переведен на сокращенный штат;

1941 год 11 февраля
Вошла в состав 9-го ДнПЛ УБрПЛ КБФ с базированием на г.Кронштадт;

1941 год август
Поставлена на консервацию в Кронштадтском военном порту, а личный состав обращен на формирование частей морской пехоты. Часть оборудования демонтирована;

1941 год 6 сентября
Перечислена в состав Дивизиона строящихся и капитально ремонтирующихся ПЛ;

1941 год 23 - 24 сентября
Вечером 23.9 во время стоянки (стояла бортами с ПЛ М-74) в Лесной гавани Кронштадта в 10 м от форштевня ПЛ упало 2 авиабомбы, одна из которых в 01.05 24.9 взорвалась. В результате взрыва в районе 28-29 шпангоута получила пробоину. ПЛ была отбуксирована к стенке Морского завода;

1944 год 2 декабря
Разоружена и исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл. Полной ясности относительно дальнейшей судьбы корпусов ПЛ М-72 - М-76 нет. Доподлинно известно, что согласно приказа НК ВМФ № 0144 от 02.12.1944, по которому ПЛ исключались из состава ВМФ, один из корпусов передавался в распоряжение Военного совета КБФ для подготовки личного состава БрПЛ к борьбе за живучесть, а еще один - в УОПП, для оборудования из него учебно-аварийного отсека.




командиры:


1. Добровольский В.Д. (01.06.1935-02.09.1935 ИД, 03.09.1935-23.01.1937)
2. Гурин А.И. (22.04.1937-08.02.1938 ИД, 09.02.1938-07.06.1938)
3. Субботин Г.А. (07.06.1938-18.08.1938 ИД, 19.08.1938-04.09.1938)
4. Сидоренко П.А. (04.09.1938-08.03.1939)
5. Приёмышев И.И. (08.03.1939-19.03.1939 ИД, 20.03.1939-16.07.1939)
6. Жаворонков Г.А. (16.07.1939-11.10.1940)
7. Федоров Л.П. (11.10.1940-07.12.1940)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, Москва, 2001г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
7. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3, 1999г.
8. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
9. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.
10. "Советско-Финляндская война 1939-1940гг. Боевые действия на море", Остров, Санкт-Петербург, 2002г.
11. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2019