Rambler's Top100 Л-24 Тип "Л" XIII серии 1938 года

Л-24

Тип «Л» XIII-бис серии




фотография:


Л-24


ПЛ Л-24 (слева) и ПЛ Л-23. На ПЛ Л-24 видны повреждения легкого корпуса.
Июль 1942 года. Фотография из журнала боевых действий ЧФ.




историческая справка:


1938 год 20 (23?) октября
Заложена на заводе №198 в г.Николаев;

1940 год 17 декабря
Спущена на воду;

1941 год февралm
Вошла в состав ОДнПЛ (дивизиона строящихся и капитально ремонтирующихся ПЛ) ЧФ;

1941 год июнь
К началу ВОВ находиласъ в постройке (степенъ технической готовности на 1.7 - 75%) в г. Николаеве в составе ОДнПЛ;

1941 год август
Зачислена в состав 1-го ДнПЛ 1-й БрПЛ (с 10.08.1942 - БрПЛ) ЧФ;

1941 год 12 августа
Перешла из Николаева в Ак-Мечеть;

1941 год 13 августа
Из-за угрозы захвата немецкими войсками срочно вышла в Севастополь. На ПЛ отсутствовала аккумуляторная батарея и некоторые вспомогательные механизмы и устройства, она не могла погружаться. Вместе со сборным экипажем на ПЛ шла сдаточная команда во главе со строителем М.И. Бычковым и механиком А.А. Змейцыным. На выходе ПЛ обстреляла артиллерия противника, а в районе Тарханкут ПЛ попала в сильный шторм. Через заклепочные отверстия съемных листов проникла вода, нарушившая работу ряда механизмов. Кроме того, в пути ПЛ подверглась атаке самолета противника;

1941 год 7 - 9 ноября
Перешла в Поти, где производилась достройка;

1942 год 12 января
Командир ПЛ арестован, затем осужден ВТ и направлен в штрафную роту за систематическое пьянство;

1942 год 15 марта
Перешла в Батуми;

1942 год 21 марта
Перешла в Поти;

1942 год 7 апреля
Закончила ходовые испытания;

1942 год 29 апреля
Официально вступила в строй;

1942 год 6 мая
Вступила в строй по приказу командующего ЧФ;

1942 год 12 мая
Официально вошла в состав ЧФ;

1942 год 2 - 3 июня
Перешла в Новороссийск, откуда принимала участие в снабжении Севастополя;

1942 год 5 - 9 июня
Транспортный поход. С 05.40 5.6 до 00.01 7.6 переход в Севастополь. Доставлено 50,3 т боеприпасов, 31,5 т продовольствия и 24 т бензина. С 04.10 8.6 до 20.34 9.6 возвращение в Новороссийск. Эвакуировано 10 человек;

1942 год 11 - 15 июня
Транспортный поход. С 17.02 11.6 до 01.55 13.6 переход в Севастополь. Доставлено 52 т боеприпасов и 30 т продовольствия. С 03.10 14.6 до 13.15 15.6 возвращение в Новороссийск. Эвакуировано 18 человек;

1942 год 16 - 20 июня
Транспортный поход. С 18.55 16.6 до 21.50 18.6 переход в Севастополь. Доставлено 6О т боеприпасов и 21 т продовольствия. С 03.50 19.6 до 21.00 20.6 переход в Туапсе. Эвакуировано 23 человека;

1942 год 22 - 29 июня
Транспортный поход. С 19.50 22.6 до 00.45 24.6 переход в Севастополь. Доставлено 58 т боеприпасов, 15 т продовольствия и 74 т бензина. С 01.20 26.6 до 08.07 29.6 возвращение в Новороссийск. При возвращении подверглась длительному преследованию СКА противника. С 18.07 по 23.10 26.6 (преследовалась 3 СКА, сброшено 63 глб), 05.05 - 21.50 27.6 (3 СКА, 150 глб), 09.25 - 23.00 28.6 (4 СКА, 84 глб) подверглась атакам глубинными бомбами. Был поврежден ряд электроизмерительных приборов, нарушена герметичность баллонов ВВД. Эвакуировано 3 человека;

1942 год 2 июля
В 11.20 - 11.35 2.7 во время стоянки в порту Новороссийска получила повреждения в резулътате разрывов 4 бомб на расстоянии 5-15 м от ПЛ. При отходе от пирса лодка серьезно пострадала в результате взрыва торпед в ТА находившегося рядом ЭМ "Бдительный". ПЛ получила многочисленные повреждения легкого корпуса и обшивки ЦГБ, были заклинены волнорезные щитки ТА. 7 членов экипажа получили ранения и ожоги (двое из них погибли);

1942 год 2 - 3 июля
Перешла в Поти;

1942 год 3 июля - 12 августа
Прошла аварийный ремонт;

1942 год 14 августа - 3 сентября
Боевой поход. В 09.30 14.8 вышла в район выхода из пролива Босфор (позиция №38). Утром 17.8 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. Вечером 31.8 начала возвращение в базу. Утром 2.9 в районе севернее Самсуна атакована несколькими самолетами противника, сбросившими на ПЛ 48 бомб. В 06.30 3.9 прибыла в Поти;

1942 год 27 сентября
Перешла в Батуми;

1942 год 30 сентября
Перешла в Поти;

1942 год 1 - 21 октября
Боевой поход. В 20.10 1.10 вышла в район Ялты для минной постановки. В 11.09 - 11.15 4.10 выставила 20 мин одной линией между точками 44°28,5' с.ш./34°10,0' в.д. и 44°28' с.ш./34°10,8' в.д. (заграждение 1/25; минный интервал - 55 м, углубление - 2,4 м). Зарубежных данных об обнаружении заграждения и потерях на нем нет. Возможно обнаружена СКА противника, поскольку при отходе на некотором удалении от ПЛ взорвалась 21 глб. В 04.05 6.10 прибыла в район Босфор (позиция №46). В 14.23 7.10 произвела торпедную атаку КОН (1 ТН, 1 ШХ, 2 СКА) в точке 41°29,8' с.ш./28°47,5' в.д. (ТН 5000 т, атака=подв/ви/3, д=10 каб., через 1 мин 22 сек услышан взрыв - безуспешно атакован итальянский ТН "Арка", 2238 брт). Контратакована германскими МТЩ "R 165", "R 166", сбросившими 9 глб. ПЛ получила незначительные повреждения. В дальнейшем имела встречи только с турецкими ШХ. В 23.55 17.10 начала возвращение с позиции и в 06.45 21.10 прибыла в Поти;

1942 год 15 - 23 ноября
Боевой поход. В 17.34 15.11 вышла в район м. Калиакра для минной постановки. В 14.20 - 14.51 19.11 в 3 милях юго-восточнее м. Калиакра поставила минное заграждение между точками 40°20,3' с.ш./28'32,65' в.д. и 43°21,35' с.ш./28°31,8' в.д. (заграждение 1/64; 4 банки по 5 мин, интервал между банками - 2 каб., минный интервал 45 - 64 м, углубление - 2,4 м). Зарубежных данных об обнаружении заграждения и потерях на нем нет. Встреч с кораблями противника не имела. 20.11 начала возвращение в базу. В 07.20 23.11 прибыла в Поти;

1942 год декабрь
Боевой поход. В 22.05 12.12 вышла для постановки минного заграждения в 7-8 милях восточнее м. Калиакра и последующего патрулирования в этом же районе (позиция №50). За время похода на связь не выходила и в базу не вернулась. По плану должна была оставить позицию 29.12 и прибыть в базу 31.12-1.1. Возможные причины гибели: подрыв на мине румынского заграждения S-15, подрыв на плавающей мине, а также ошибка личного состава или отказ техники. На ПЛ погибло 57 членов экипажа;

1991 год
Остов подводной лодки (предположительно ПЛ Л-24) был обнаружен институтом океанологии Болгарии в районе мыса Шаблер (в точке 43°19,4' с.ш./ 28°41,5' в.д., по данным Стрельбицкого К. - 43°26,722' с.ш./ 28°56,138' в.д.) с помощью подводного буксируемого аппарата "Рельеф-4000";

2009 год 2 - 9 июня
Российско-болгарская международная экспедиция "Поклон кораблям Великой Победы", приуроченная к 65-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне, имела цель идентифицировать обнаруженную ранее подлодку на траверзе мыса Шабла в Болгарии, в районе города Балчек. Обследование подлодки началось 2.6. 5.6 было расчищено носовое 100-миллиметровое орудие, что позволло по маркировке однозначно идентифицировать остов ПЛ как Л-24. ПЛ лежит на глубине 59,5 метра на ровном киле, все люки задраены, орудия в походном положении. По левому борту под носовым 100-миллиметровым орудием обнаружена пробоина, скорее всего, от взрыва мины. По итогам экспедиции на корпусе ПЛ установлена мемориальная табличка от имени Российской Федерации в память о членах экипажа;

2012 год
По состоянию на середину года к подъему не планировалась.




дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ "Л-24" в море.
2. Список погибших 02.07.1942г.
3. Фотография остова ПЛ "Л-24" на дне.
4. Список погибших в декабре 1942 года.



командиры:


1. Косенко А.А. (17.03.1941-09.02.1942)
2. Апостолов Г.П. (09.02.1942-12.1942)



список источников:


1. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
2. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
3. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
4. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.», издательство «Военное издательство», Москва, 1988г.
5. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах «Цитадель», Санкт-Петербург, 1998г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.2, Стратегия КМ, 2003г.
7. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Галея-Принт, 1999г.
8. Фотография из журнала боевых действий ЧФ.
9. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
10. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Информация с сайта http://www.rian.ru/defense_safety/20090605/173393149.html.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2006-2016