Rambler's Top100 Подводная лодка "Большевик", "Фрунзовец", Л-3, Б-3, СТЖ-25, УТС-28. Тип "Л" II серии

"Большевик", "Фрунзовец" (бортовой №43 и №33)
Л-3, Б-3, СТЖ-25, УТС-28
тип "Л" II серии




фотография:


Подводная лодка Л-3


Герой Советского Союза гвардии кап.3р. В.К. Коновалов на фоне ПЛ "Л-3" (тип "Л" II серии). 1945 год.




историческая справка:


1929 год 6 сентября
Заложена в г.Ленинград на Балтийском заводе под наименованием "Большевик";

1931 год 8 июля (августа?)
Спущена на воду;

1931 год 21 ноября
Переименована во "Фрунзовец". Приказ от 05.12.1931;

1932 год 28 декабря
Зачислена в 3-й ДнПЛ БрПЛ МСБМ. Присвоен бортовой № 33. До этого числилась под бортовым № 43;

1933 год 5 ноября
Вступила в строй;

1933 год 9 ноября
Вошла в состав МСБМ. Поднят военно-морской флаг;

1933 год ноябрь
При переходе во время ледохода из Ленинграда в Кронштадт повредила волнорезы. Для волнорезов были предусмотрены специальные "чехлы", однако к моменту перехода их не успели изготовить. ПЛ не могла задержаться в Ленинграде из-за опасности ледостава, и поэтому была отправлена в Кронштадт неподготовленной для перехода, в результате чего пришлось ремонтировать всю носовую оконечность ПЛ;

1934 год 14(15?) августа
Пожар третьей группы батареи при стоянке в базе. Просматривались явные упущения личного состава, но сам пожар возник из-за короткого замыкания 89 элементов бугелем низко расположенного трубопровода системы вентиляции;

1934 год 15 сентября
Переименована в "Л-3";

1935 год 11 января
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота;

1935 год 25 марта
Вошла в состав 12-го ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ с базированием на Кронштадт;

1938 (1939?) год
В составе дивизиона отрабатывала задачи совместной огневой подготовки в Лужской губе;

1939 год ноябрь - 1941 год 24 февраля
Прошла в г.Ленинград модернизацию и капитальный ремонт. В конце лета 1940 года перешла от пирса завода "Судомех" вместе с рабочими и инженерами в Кронштадт. Во время выхода из базы Кронштадт на ходовые испытания в Финский залив, при отходе от пирса на рейд из-за отсутствия масла расплавились подшипники Митчиля. ПЛ лишилась хода и была отбуксирована к пирсу бригады;

1941 год 23 января
Перечислена в сотав 3-го ДнПЛ 1-й БрПЛ (с 06.09.41 - БрПЛ) КБФ с базированием на Либаву;

1941 год июнь
В начале июня прошла докование в Либаве;

1941 год 22 июня - 2 июля
Первый поход в Великой Отечественной Войне. В 19.22 22.6 вышла для несения дозора в районе м. Акменрагс, в 01.00 23.6 прибыла на позицию. На рассвете 26.6 от командира 1-й БрПЛ было получено приказание поставить минное заграждение у Мемеля. В этом же приказании указывались и координаты минного заграждения. Подойдя к месту постановки в подводном положении утром 27.6, командир ПЛ обнаружил движение ТР по фарватеру, находившемуся в стороне от намеченного места постановки. Командир ПЛ не рискнул нарушить приказ и произвел постановку в 12.30 в указанном ему месте (отрезки между точками 55°45'8 с.ш./21°00'3 в.д., 55°43'9 с.ш./20°59'2 в.д. и 55°42'2 с.ш./21°01'0 в.д.; 4 банки по 5 мин, минный интервал - 60 м, углубление 3 м). Окончив постановку, лодка отошла на запад и в 21.00 всплыла, после чего была обнаружена ПЛ "С-4". 28.6 из-за неисправности кормовых горизонтальных рулей трижды проваливалась на значительные глубины. Далее ПЛ получила ряд последовательных приказаний о возвращении в различные базы и лишь в 20 ч 2.7 прибыла в бухту Кихелькона;

1941 год 3 - 5 июля
В 23 ч 3.7 - 6 ч 4.7 перешла в Триги. На переходе в устье пролива Соэлавяйн безрезультатно атакована германскую ПЛ "U 145". В ночь на 4.7 перешла в Рохукюла, 4 - 5.7 - в Таллинн;

1941 год 15 - 30 июля
Второй поход в ВОВ. В 12 ч 15.7 вышла для минной постановки на подходах к Данцигской бухте (позиция №3; эскорт БТЩ-212, 2 СКА, 3 ТКА, сопровождал ПЛ до района м. Ристна). Утром 19.7 севернее м. Брюстерорт ПЛ обнаружила прямо по курсу 2 ТЩ противника. В 08.50- 13.30 в кильватер ТЩ произведена минная постановка (8 банок по 2 или 3 мины, всего 20 мин, минный интервал - 60 м, углубление - 3,5 м). В 18.50 в направлении заграждения услышан взрыв, спустя 40 мин - взрывы глб. 21.7 на ПЛ производилась замена крышки левого дизеля. В последующие дни занимала позицию в северной части Данцигской бухты 24.7 безрезультатно атакована самолетом противника. В ночь на 26.7 обнаружила шведским КРЛ "Готланд". 27.7 получила приказ о возвращении в базу. В 21.00 27.7 - 06.00 28.7 в районе м. Акменрагс ПЛ обнаружена и атакована германскими КАТЩ из состава 31-й флотилии ТЩ. От близких разрывов глб разошлись швы топливной цистерны, рубочный люк спружинил и пропустил около 1 т воды. Нарушилась расклинка батарей, аккумуляторную яму начало заливать соляром. В ночь на 29.7 произвела обсервацию по м-ку Хоборг (о. Готланд). Днем 30.7 встречена БТЩ-201, -204 и 2 СКА в районе м. Ристна и сопровождена в Триги. На переходе в устье Соэлавяйна коснулась грунта и повредила рули;

1941 год 31 июля - 7 августа
31.7 перешла в Таллинн, 31.7-1.8 - в Кронштадт, где 5-7.8 прошла докование;

1941 год сентябрь
В середине сентября готовилась к прорыву через пролив Эресунд (операция отменена);

1941 год 1 - 18 октября
Третий поход в ВОВ. 30.9-1.10 перешла к о. Гогланд, где поступила в подчинение командира Передового отряда КБФ. Вечером 1.10 при стоянке в бухте Суркюлля безуспешно атакована финскими ТКА "Сису" и "Вуоли" - торпеда взорвалась в 15 м от ПЛ. 16.10 во время шторма получила повреждения топливных и балластных цистерн в результате ударов о корпус ПЛ "Щ-310". 18.10 вернулась в Кронштадт;

1941 год 21 октября - 10 ноября
21.10 перешла в Ленинград, где 2-10.11 прошла докование, а затем произвела ремонт;

1941 год 21 ноября
Вошла в состав 2-го ДнПЛ БрПЛ КБФ;

1942 год 8 - 14 июля
Находилась в готовности к боевому походу с 8.7 - выход отложен из-за отсутствия кораблей обеспечения. В ночь на 14.7 перешла из Ленинграда в Кронштадт, где задержана до начала развертывания ПЛ 2-го эшелона;

1942 год 9 августа - 10 сентября
Четвертый поход в ВОВ. В 22.44 9.8 - 04.49 10.8 в обеспечении БТЩ-204, -211, -218 и 2 СКА перешла к о. Лавенсари. В 02.00 в районе Деманстейнских банок в параване БТЩ-211 взорвалась мина. В 00.00 12.8 вышла в район западнее о. Борнхольм (позиция №1). До точки 59°57'4 с.ш./27°26'8 в.д. сопровождалась СКА. Вечером 14.8 закончила форсирование Финского залива. 15.8 задержалась в районе о. Богшер для тренировок экипажа. В 17.10 18.8 ПЛ произвела торпедную атаку КОН (12 ТР, 1 СКР, неск. СКА) в точке 57°37'4 с.ш./17°00' в.д. (ТН 15000 т, атака=подв/ви/2, д=10 каб., были слышаны 2 взрыва - потоплен шведский ТР "Ц.Ф. Лильевальш", 5513 брт, с грузом руды для Германии, +33). С 17.15 до 18.00 подверглась преследованию шведских ЭМ "Норденшельд" и "Норчёпинг", сбросивших на безопасном удалении от ПЛ 42 глб. 19.8 прошла на север вдоль западного побережья о. Готланд, обогнула его и 20-21.8 произвела поиск вдоль его восточного побережья. Днем 23.8 в районе Карлскроны подверглась преследованию шведского ММ. В 10.05 24.8 прибыла на позицию и до конца суток обнаружила большое количество ШХ и РТ, а также 2 германских ПЛ в подводном положении. В 21.53 25.8 начала постановку мин южнее Треллеборга в точке 55°08'7 с.ш./13°05'5 в.д. (выставлено 6 мин одной банкой). Якорь 7-й мины не вышел из трубы, в результате чего в течение 30 мин мина буксировалась ПЛ. В 00.34 26.8 ПЛ закончила постановку еще 2 минных банок (из 4 мин в точке 55°06'4 с.ш./13°18'8 в.д. и из 9 мин в точке 55°06'3 с.ш./13°19' в.д., углубление всех мин - 2,4 м, минный интервал - 60 м). В 23.56 26.8 ПЛ произвела торпедную атаку КОН (3 ТР) в точке 55°13'8 с.ш./13°49'5 в.д. (ТР 8000 и 7000, атака=надв/ви/4, д=12-15 каб., наблюдали попадание торпед и пожары на 2 ТР - зарубежных данных нет). 27.8 перешла в район южнее о.Эланд (ПЛ занимала его до 1.9), в ночь на 28.8 уклонилась погружением от встреченных ММ и ТКА. 29.8 экипаж лодки занимался заменой лопнувшей крышки правого дизеля. В 17.12 1.9 ПЛ произвела атаку КОН (8 ТР, 1 ММ) юго-восточнее м-ка Эланд-Седра-Удде в точке 55°52' с.ш./17°01' в.д. (ММ типа "Фальке", атака=подв/пр/2, д=8-10 каб., услышан взрыв, через 13 мин при осмотре в перископ ММ не обнаружен - зарубежных данных нет). В 17.32 лодка повторно атаковала КОН (ТР 10000 т, атака=подв/ви/4, д=12-15 каб., услышано 2 или 3 взрыва, в 17.44 командир лодки наблюдал на поверхности носовую часть ТР и еще один ТР без хода - зарубежных данных нет). ПЛ преследованию не подвергалась. В ночь на 2.9 перешла к м-ку Хоборг, вечером начала возвращение в базу, о чем донесла командованию утром 3.9. В ночь на 5.9 начала форсирование Финского залива. В 06.15 6.9 в 3 милях юго-восточнее м-ка Порккалан-Каллбода в 13-15 м над лодкой взорвалась мина ЦМА заграждения "Насхорн", что, однако, не вызвало повреждений, кроме нарушения герметичности топливной цистерны. В 07.48 над ПЛ произошло еще 2 взрыва, вызванных, по-видимому, бомбами самолетов противника или глб. финских СКА "VМV I", "VМV 2" (легко поврежден рубочный люк; командир ПЛ посчитал, что лодка подорвалась на антенных минах, что, однако, не подтверждено послевоенными данными). В 09.17 имела мнимый случай касания минрепа. В 10.43 произошел сильный взрыв, которым был временно выведен из строя гирокомпас и часть освещения (причина его, по-видимому, была бомба, сброшенная с самолета). В 17.00 коснулась буйрепа вехи или буя. В 00.44 8.9 в 25 каб. юго-восточнее о. Гогланд на расстоянии 27 м над ПЛ произошел взрыв антенной мины ЕМВ заграждения "Зееигель" (он вызвал, по-видимому, еще 2-4 взрыва находившихся рядом мин UМА), не причинивший лодке повреждений. В 20.07 8.9 встречена СКА и в 01.00 9.9 прибыла на рейд о. Лавенсари. В 21.30 9.9 - 04.04 10.9 перешла в Кронштадт в охранении БТЩ-211, -218 и 1 СКА;

1942 год 25 октября
При обстреле Кронштадта на ПЛ сбита радиоантенна и ранено 2 чел;

1942 год 27 октября - 18 ноября
Пятый поход в ВОВ. В 19.30 27.10 - 05.02 28.10 в обеспечении БТЩ-205,-207,-210,-211,-215, 3 СКА перешла к о. Лавенсари. В 00.05 29.10 вышла для минных постановок в районе о. Утё и Мемеля и действий в районе между Виндавой и Мемелем (позиция №3). В 22.03 30.10 в точке 59°50' с.ш./25°26'6 в.д. при форсировании заграждения "Юминда" подорвалась на трубке КА мины ЕМС. Взрыв, произошедший на высоте 28-30 м над лодкой, не нанес существенных повреждений - образовалась вмятина в корпусе в районе 15-го шпангоута. В 20.00 1.11 закончила форсирование Финского залива. С 14.15 по 14.23 2.11 в точке 59°41' с.ш./21°20' в.д. (в 6 милях юж. м-ка Уте ) выставила минную банку (10 мин, интервал 60 м, углубление 3,5 м). В 22.10 в направлении минной банки услышан сильный взрыв, а утром 3.11 наблюдалось траление фарватера. Вечером 3.11 начала переход в район Ниддена, куда прибыла утром 5.11. В 12.18-12.21 лодка выставила минную банку (7 мин, интервал 60 м, углубление 3,5 м) в точке 55°25' в.д./20°37' в.д. (14 миль северо-зап. м-ка Нидден). В 00.07 6.11 произвела торпедную атаку ММ юго-западнее Мемеля (атака=надв/ви/2, д=4,5 каб., в перископ наблюдался промах, но через 1 мин 20 сек услышан сильный взрыв - зарубежных данных нет). 9.11 не смогла атаковать КОН из-за большой дистанции. В ночь на 10.11 перешла к Либаве. В 12.49 13.11 в районе м. Акменрагс при попытке атаковать КОН попала под таранный удар ТР, в результате которого были согнуты и вышли из строя оба перископа. В 13.00-13.04 ПЛ выставила 3 оставшиеся мины в точке 56°44'2 с.ш./20°46'6 в.д. (11 миль юго-западнее м. Акменрагс). Вечером начала переход в базу. В 20.05 северо-западнее м. Акменрагс обнаружила ПЛ, опознанную командиром как ПЛ типа "Щ". В 00.00 15.11 начала форсирование Финского залива. В 23.25 и 23.48 17.11 при форсировании заграждения "Зееигель" дважды коснулась минрепов - взрывов не последовало. В 10.30 18.11 встречена в Нарвском заливе нашими СКА и в 12.20 прибыла в бухту Норре-Каппельлахт о. Лавенсари. В 17.00-23.15 18.11 в обеспечении БТЩ-207,-211,-215,-217,-218 и 2 СКА перешла в Кронштадт;

1943 год 7 января
Вошла в состав 1-го ДнПЛ БрПЛ КБФ;

1943 год 1 марта
Удостоена гвардейского звания;

1943 год
Ремонтировалась в Кронштадте. В августе первой из ПЛ КБФ оснащена ГАС "Дракон-129";

1944 год
До октября занималась боевой подготовкой;

1944 год 1 октября - 16 ноября
Шестой поход в ВОВ. 1-5.10 вышла из Кронштадта финским шхерным фарватером в Балтийское море. Вечером 5.10 из района о. Утё направилась в район западнее о.Борнхольм (позиция №8). В 08.00 9.10 прибыла на позицию северо-восточнее о. Борнхольм. В ночь на 10.10 перешла в район западнее острова, в ночь на 11.10 - в район севернее м. Аркона. В 19.16-19.54 выставила минное заграждение на линии 54°48'6 с.ш./ 13°33'-13°34'5 в.д. (20 мин одной банкой, минный интервал - 185 м, углубление - 3 м). В ночь на 12.10 перешла в район южнее Истада. Днем 13.10 не смогла атаковать ОТР из-за большого расстояния. В 00.50 15.10 произвела торпедную атаку ОТР в 10 милях юго-восточнее м-ка Смюгехук (ТР 5000 т, атака=надв/вр/3, д=2-2,5 каб., наблюдалось попадание торпеды и через 2 мин гибель ТР - зарубежных данных нет). Через 2 часа поверглась преследованию кораблей ПЛО. Днем 19.10 в бухте Хане лодка дважды не смогла атаковать ОТР: первый раз из-за возможного обнаружения с ТР, второй из-за ошибки рулевого-горизонтальщика. В 21.19 21.10 ПЛ получила приказ командира БПЛ занять позицию в секторе, ограниченном пеленгами 210-180° у Либавы (сектор №3). В 03.45 23.10 прибыла в район западнее Мемеля. В 07.38 25.10 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР) в 11 милях западнее Мемеля (ТР 6000 т, атака=подв/вр/3, д=10 каб., после залпа ПЛ выбросило на поверхность, ТР уклонился от торпед - германский ТЩ, сопровождавший КОН, доложил о замеченной торпеде). Попытка атаковать другой КОН спустя 30 мин не удалась из-за появления дифферента. В 10.11 26.10 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 1 СКР, 3 СКА) в 13 милях западнее Мемеля (СКР, атака=подв/ви/2, д=7 каб., через 1 мин взрыв, в 10.24 при наблюдении за КОН СКР не обнаружено - германский ТЩ, сопровождавший КОН, доложил о замеченной торпеде). До 15.00 преследовалась СКА противника, сбросивших на ПЛ несколько глб. Вечером 26.10 командир ПЛ получил приказ занять позицию северо-западнее Мемеля между параллелями 55°57' с.ш. и 55°45' с.ш. для атаки КР противника, обстреливавшего советские войска (приказ отдан в 21.50 25.10). В ночь на 2.11 при сближении с КОН обнаружена СКР, сбросившим на лодку 3 глб. Днем на ПЛ ремонтировался правый дизель. В ночь на 5.11 обнаружила ПЛ в охранении 2 СКР, от которых уклонилась погружением. Днем 7.11 западнее Паланги (в точке 55°45' с.ш./20°47' в.д.) 4 раза задевала за сети или буйрепы (приняты за минрепы), после чего слышала многочисленные слабые взрывы (по всей видимости их причиной были авиабомбы советских самолетов, атаковавших в этом районе корабли ПЛО противника). В ночь на 8.11 ПЛ перешла к м-ку Хоборг для определения места. Вечером 9.11 получила приказ занять сектора №2 и 3 юго-западнее Виндавы. Утром 10.11 ПЛ заняла позицию, но вечером вновь отошла для определения места к о. Готланд. Днем 11.11 прибыла в район северо-западнее м-ка Акменрагс. В 22.15 командир ПЛ донес о возвращении ПЛ в базу. С вечера 13.11 находилась у о. Утё. В 18.18 15.11 стала на якорь в проливе Юнгфрунзунд и в 10.35 16.11 прибыла на Ханко;

1944 год 17 ноября - 1945 год 9 ноября
17.11 перешла для межпоходового ремонта в Турку. С 1.12 находилась в доке. 8-9.1.1945 перешла из Турку на Ханко;

1945 год 23 января - 8 февраля
Седьмой поход в ВОВ. В 09.53 23.1 с рейда о. Люм вышла в район Виндавы (позиция №5-п). В 08.00 25.1 прибыла на позицию. В 03.58 и в 04.17-04.58 26.1 произведена постановка минного заграждения в 4-4,5 милях от аванпорта Випдавы (одна мина в точке 57°26'1 с.ш./ 21°26' в.д. выставлена из надводного положения, после обнаружения СКР противника, постановка продолжена в подводном положении - выставлено еще 9 мин между точками 57°26'7 с.ш./21°25'2 в.д. и 57°27'6 с.ш./21°25'2 в.д.; минный интервал - 60 м, углубление - 3 м). Из левой трубы мины не вышли из-за неисправности электромотора минного устройства и образования наледи в минной трубе. 26.1 получила приказ действовать южнее параллели 57°20' с.ш. В 06.28 31.1 произвела торпедную атаку КОН в точке 57°16'5 с.ш./21°07'2 в.д. (ТР 3000 т, атака=надв/вр/3, д-9 каб., наблюдался взрыв торпеды в носовой части ТР - зарубежных данных нет). ПЛ не преследовалась. В 21.47 и в 22.13 дважды атаковала КОН (2 ТР, 1 СКР) трехторпедными залпами (атака=надв/вр и ви, д=8 каб., взрывов не было - зарубежных данных нет). Вечером 1.2 получила приказ занять позицию у м. Брюстерорт для атаки германских кораблей, обстреливавших фланг наступавших советских войск. В 09.00 2.2 прибыла на новую позицию. В 12.41 обнаружил КРТ "Принц Ойген" и несколько ЭМ, атаковать которых не удалось из-за малых глубин. В 13.35 ПЛ выставила па путях отхода кораблей противника 2 мины (остальные выставить не удалось из-за неисправности минного устройства, крышку левой минной трубы после постановки полностью закрыть не удалось; минный интервал - 60 м, углубление 3 м). В 12.11 4.2 произвела торпедную атаку 2 ЭМ в точке 55°00' с.ш./ 20°20' в.д. (атака=подв/ви/3, д=10 каб., на ПЛ слышали 2 взрыва - безуспешно атакован германский ММ "Т 36"). До 15.00 лодка преследовалась ММ "Т 28", сбросившим 28 глб. В 00.00 5.2 ПЛ начала возвращение в базу. В 13.48 7.2 встречена БТЩ-215 в районе о. Нюхамн и в 16.10 8.2 прибыла в Турку, где прошла межпоходовый ремонт;

1945 год 23 марта - 25 апреля
Восьмой поход в ВОВ. В 08.45 23.3 вышла в район Данцигской бухты (позиция №3). Выход из шхер обеспечивался финским ЛД "Суурсаари". В 23.00 26.3 прибыла на позицию у полуострова Хель. В 18.29-18.50 и в 19.18-19.36 28.3 произвела постановку минного заграждения 2 банками по 10 мин между точками: 1-я банка - 54°45'5 с.ш./18°45'5 в.д. и 54°45'8 с.ш./18°47' в.д. 2-я банка - 54°46'5 с.ш./18°49' в.д. и 54°47' с.ш./18°50'5 в.д. (минный интервал - 185-277 м, углубление - 2,5 м; необходимо отметить, что из-за тумана лодка не имела обсерваций в течение 3 суток). Вечером 28.3 перешла к м-ку Хоборг для уточнения места, но не смогла определиться из-за тумана и вечером 29.3 начала возвращение на позицию (вернулась в 07.53 30.3). 1.4 на ПЛ ремонтировали ГАС, в связи с чем приказание об атаке кораблей противника выполнено не было. В ночь на 2.4 получила повторный приказ командира БПЛ об атаке кораблей противника в районе м. Хель. Обнаружив в 22.19 2.4 кор. ПЛО в районе мыса, командир ПЛ принял решение вернуться для определения места к м-ку Хоборг. Вечером 4.4 прибыла в район маяка и легла на грунт для ремонта гирокомпаса. Утром 5.4 после определения места начала возвращение на позицию. 6.4 не смогла атаковать ОТР из-за тумана. В дальнейшем действовала на северных подходах к Данцигской бухты, в ряде случаев имела контакты с кораблями ПЛО. Утром 12.4 не смогла атаковать КОН из-за невыгодного КУ. 14.4 отходила для определения места к м-ку Эланд-Седра-Удде. В ночь на 16.4 не смогла атаковать ОТР из-за невыгодного КУ и высокой скорости цели. В 00.48 17.4 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 2 СКР) сев. м-ка Риксгафт в точке 55°09' с.ш./18°25' в.д. (ТР 12000 т, атака=надв/вр/3, д=8 каб., через 70 сек наблюдалось два мощных взрыва, после чего ТР начал погружаться - в точке 55°13'5 с.ш./18°20' в.д. потоплен германский ТР "Гойя", 5230 брт, перевозил 385 раненых, 1300-1500 солдат 4-й тд и более 5000 беженцев, по различным данным + 6220, 6666 или 7028). После атаки СКР сбросили на безопасном удалении от ПЛ 5 глб. По некоторым данным 18.04 потопила мотобот (50 брт) (зарубежного подтверждения нет). В 00.34 19.4 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР и неск. БДБ) в 11,5 милях сев. м-ка Риксгафт в точке 55°01'6 с.ш./18°25' в.д. (ТР 8000 т, атака=надв/вр/3, д=12 каб., промах). В 00.40 произведена повторная атака (атака=надв/ви/3, д=10 каб., наблюдалось попадание 2 торпед и гибель судна - зарубежных данных нет). ПЛ не преследовалась. В 19.22 21.4 произвела торпедную атаку КОН (4 ТР, 3 СКР, 4 СКА) сев.-вост. м-ка Риксгафт в точке 55°01' с.ш./18°34' в.д. (ТР 8000 т, атака=подв/ви/3, д=10 каб., через 1 мин услышан мощный взрыв - безуспешно атакован германский КОН). До 22.40 корабли ПЛО безрезультатно сбросили на ПЛ 31 глб. В ночь на 22.4 начала возвращение в базу. 22.4 в точке 56°58'8 с.ш./19°02'5 в.д. 4 раза задевала за сети или буйрепы (приняты за минрепы), после чего каждый раз слышала от 8 до 10 взрывов (командир посчитал, что ПЛ подорвалась на антенных минах). В 17.30 25.4 прибыла в Турку, где до момента окончания военных действий проходила межпоходовый ремонт;

За период боевых действий, действуя на коммуникациях противника в Балтийском море осуществила 12 минных постановок из 132 мин, на которых (предположительно) подорвались и затонули: в 1941 г. транспорт "Cisil" (1847 брт), 01.10.1941 г. бывший латвийский транспорт "Kaija" (1876 брт), 19.11.1941 г. транспорт "Неnnу" (764 брт), 22.11.1941 г. шведский мотобот "Uno" (430 брт), 26.11.1941 г. теплоход "Еngеrаu" (1142 брт), 25.09.1942 г. вспомогательное судно "F.Bohrnke" ("Vledderveen", 210 брт), 19.11.1942 г. транспорт "Hindenburg" (7880 брт), 09.12.1942 г. транспорт "Edith Bosselmann" (952 брт), 05.02.1943 г. транспорт "Tristan" (1701 брт), 06.02.1943 г. транспорт "Grundsee" (866 брт), 20.11.1944 г. миноносец "T34" (1294 т), 29.01.1945 г. транспорт "Henry Lutgens" (1141 брт), 23.03.1945 г. тральщик "М 3138" ("KFK182", 112 брт) и 30.03.1945 г. транспорт "Jersbek" (2804 брт), подорвались и получили тяжелые повреждения: 30.03.1942 г. подводная лодка "U 416" (769 т), 14.11.1944 г. учебное судно "Albert Leo Schlageter" (1634 брт) и 07.02.1945 г. ледокол "Рolluх" (4191 брт), по другим сведениям еще и 02.12.1942 г. транспорт "Диршау" (762 брт), 26.01.1943 г. транспорт "Мария Фердинанд" (1757 брт). Минным оружием достоверно потоплено 2 германских ТР (9029 брт) и повреждено 1 УС;

1946 год 15 февраля
Переформирована в состав 1-го ДнПЛ 1-й КрБрПЛ Юго-Балтийского флота (с 01.1947 - 4-й ВМФ) с базированием на Лиепаю;

1949 год 12 января
Отнесена к подклассу больших подводных лодок;

1949 год 9 июня
Переименована в "Б-3";

1951 год март
Переформирована в состав 158-й БрПЛ 27-й КрДиПЛ 4-го ВМФ (с 04.01.1956 - Краснознаменный Балтийский флот) с прежним местом базирования;

1953 год 17 августа
Выведена из боевого состава и переклассифицирована в учебную подводную лодку;

1956 год 21 мая
Разоружена и превращена в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть;

1956 год 30 мая
Переименована в "СТЖ-25";

1956 год 27 декабря
Переименована в "УТС-28";

1971 год 15 февраля
Исключена из списков плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл. Позже разделана на металл. Рубка ПЛ установлена в качестве памятного знака на территории бригады подводных лодок в Лиепае у штаба 37-ой Краснознаменной ДиПЛ;

1994 год
При передаче военного городка властям Латвии демонтирована и вывезена в Россию. Накануне 50-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне рубка подводной лодки (возможно - "новодел") установлена у Мемориала на Поклонной горе в городе-герое Москве.




командиры:


1. Пышнов А.А. (20.11.1931-14.11.1934)
2. Ставровский А.И. (14.11.1934-28.05.1937)
3. Аверочкин А.К. (04.07.1937-26.10.1938)
4. Кульбакин В.Ф. (07.11.1938-10.02.1939)
5. Грищенко П.Д. (18(19?).07.1940-25.02.1943)
6. Коновалов В.К. (09.03.1943-05.1946)
7. Александров П.В. (10.1946-07.1948)
8. Игнатьев Е.Н. (1948-1951?)



дополнительная информация:


1. Страница экипажа.
2. Фотография ПЛ "Фрунзовец" в достройке на Балтийском заводе. 1933 год.
3. Фотография ограждения рубки ПЛ Л-3 на Поклонной горе в г.Москва. 2002 год.



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Стратегия КМ, 2001г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
7. Сборник "Фронт проходит под водой", ФГУП "СПМБМ Малахит", Санкт-Петербург, 2003г.
8. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", Выпуск 15, №3/1999г.
9. Платонов А.В. Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Галея-Принт, 1999г.
10. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2005г.
12. Хромов Н.Е. "Подводные силы Балтийского флота 1906-2006", Кладезь, Калининград, 2006г.
13. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2018