Rambler's Top100 К-21, Б-4, ПЗС-51, УТС-5 Тип "К" XIV серии
краснознаменный флаг

К-22, К-21, Б-4, ПЗС-51, УТС-5
тип «К» XIV серии



фотография:


Музей К-21


Филиал Музея СФ мемориальная ПЛ "К-21".
Фотография Николаева А.С. 01.01.2010. Североморск.
Благодарю своих боевых друзей, Романа Денисова и Андрея Худякова, при участии которых фотография появилась именно в этот день.




историческая справка:


1937 год 10 декабря
Заложена на эллинге судостроительного завода №196 в г.Ленинград под литерно-цифровым наименованием К-22;

1939 год 14 (16?) августа
Спущена на воду. Входила в состав ОВСКРПК (с 17.10.1940 - 19-й ДнПЛ ОВСКРПК);

1940 год 7 августа
Получила литерно-цифровое наименование К-21;

1940 год 30 ноября
Подписан приемный акт;

1940 год 11 декабря
Государственные испытания минного устройства. На полигоне №9 поставила 20 учебных мин ЭП-36, мины были приготовлены на всплытие. Из 20 мин 5 затонули (не отделились от якоря);

1940 год 21 декабря
Вступила в строй. Поднят Военно-морской флаг. Числилась в ОВСКРПК с базированием на г.Кронштадт;

1940 год 25 декабря
Утвержден приемный акт. Зачислена в состав 19-го ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ;

1941 год 3 февраля
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота;

1941 год 11 февраля
Переформирована в состав 13-го ДнПЛ Учебной БрПЛ КБФ;

1941 год 8 июня
В составе отряда кораблей начала переход по Беломоро-Балтийскому каналу в Полярное;

1941 год 22 июня
Начало боевых действий в ВОВ встретила на переходе в Повенце;

1941 год 24 августа
Прибыла в Беломорск;

1941 год 6 сентября
Совершила переход в Архангельск;

1941 год 10 сентября
Перечислена в состав Учебной БрПЛ Беломорской военной флотилии;

1941 год 15 - 24 сентября
Прошла докование;

1941 год 23 октября
Вышла в море для перехода в Полярное, в тот же день в горле Белого моря была обнаружена германской ПЛ «U 576»;

1941 год 24 октября
В 10.00. в районе Поноя атакована германским самолетом BF-110, обстрелявшим ПЛ пушечно-пулеметным огнем. Лодка получила 13 пробоин в легком корпусе и ограждении рубки, ранен краснофлотец Шорников П. В тот же день ПЛ прибыла в Полярное;

1941 год 24 октября
Перечислена в состав 1-го ДнПЛ БрПЛ Северного флота с базированием на Полярное;

1941 год 7 - 21 ноября
Боевой поход. В 15.28 7.11 начала выход из базы в район севернее Хаммерфеста на позицию № 2а (старший на борту - командир 1-го ДнПЛ кап. 2 ранга Гаджиев М.И.). 9.11 в 06.00 прибыла на позицию и в 19.50 произвела торпедную атаку отряда кораблей на выходе из пролива Бустад-сунд. Атака выполнена по транспорту из надводного положения 2 торпедами с временным интервалом с дистанции 8 каб., торпеды, предположительно прошли под килем судна. Зарубежных данных нет, по-видимому, атаковано норвежское каботажное или рыболовное судно. 10.11 в 00.00 – 00.09 произвела постановку минного заграждения № 21 в проливе Бустад-сунд из 10 мин одной банкой между точками 70˚51’ с.ш., 24˚14’ в.д. и 70˚51,8’ с.ш., 24˚17,2’ в.д.; минный интервал - 150 м., углубление - 3,7 м. В 05.42 в направлении заграждения наблюдался взрыв и большое пламя, огненный столб держался 1-2 мин. 12 ноября того же года заграждение в проливе Бустад-сунд было обнаружено германским БО «Uj 1212» по всплывшей мине, после чего с 24 по 26 ноября и 4 января 1942 года банка вытралена КАТЩ с плавбазы ПЛ «Бали». Днем обследовала рейд Хаммерфеста, транспортов не обнаружено, после чего в с 14.10 по 14.24 выставила минное заграждение № 22 на подходах к порту. Первая банка из 6 мин между точками 70˚39,2’ с.ш., 23˚37,6’ в.д. и 70˚39,6’ с.ш., 23˚38,8’ в.д., вторая банка из 4 мин между точками 70˚39,8’ с.ш., 23˚37,6’ в.д. и 70˚39,7’ с.ш., 23˚36,7’ в.д. При постановке заедало тележку минного устройства; минный интервал – 150 метров, углубление – 4,3 метра. Во время постановки ПЛ обнаружена мотоботом противника, сбросившим на безопасном удалении 4 глб. Ночью наблюдала подрыв корабля противника. Но по послевоенным данным 21.11 того же года в точке 70˚39’ с.ш., 23˚38’ в.д. подорвался на мине и затонул норвежский каботажный транспорт «Бессхейм», (1774 брт.), перевозивший германских солдат-отпускников из Квальсунда в Хаммерфест, погибло 3 немца, 2 норвежских пассажира и 3 члена экипажа. С 22 по 23 ноября заграждение частично вытралено КАТЩ с плавбазы ПЛ «Бали». 9 июля 1942 в точке 70˚39’ с.ш., 23˚38’ в.д. в результате подводного взрыва затонул германский БО «Uj 1110» (510 брт.), погибло 25 членов экипажа и 21 находившийся на борту военнослужащий из числа отпускников. Тралением в месте гибели корабля мин не обнаружено. 12.11 в 14.20 в точке 70˚45,8’ с.ш., 23˚56,5’ в.д. в районе о-ва Квале произвела торпедную атаку конвоя противника, следовавшего в западном направлении. Командир определил состав конвоя в 2 транспорта в охранении 1 СКР. Атака выполнена по транспорту в 3000 – 4000 тонн из подводного положения 3 торпедами с временным интервалом с дистанции 20 каб., через 3 мин. услышано 2 глухих взрыва, в 14.29 в перископ транспорт не обнаружен. В 14.29 атаковала конвой повторно. Атака выполнена из подводного положения 2 торпедами с временным интервалом с дистанции 16 каб., через 134 сек. услышан взрыв. В обоих случаях безуспешно атакован германский конвой, включавший транспорты: «Стен», «Сардиния», «Шпрее», «Георг Л.М. Русс» и «Каприно». Наблюдалось прохождение 2 торпед. Контратакована СКР «Нордвинд», сбросившими 17 глб. по докладу командира, а по немецким данным - 8 глб. В ходе бомбардировки и после нее ПЛ неоднократно ударялась о грунт. От взрывов бомб и ударов нарушена герметичность топливобалластной цистерны № 3, потеряно 35 тонн соляра, ПЛ получила пробоину в ЦГБ № 9, повреждены кингстоны ЦГБ № 4, 13 и 14. 18.11 штормовала и устраняла повреждения в районе зарядки АБ. В результате накрытия штормовой волной и попадания воды внутрь лодки вышел из строя электромотор командирского перископа. В тот же день при попытке вернуться на позицию обнаружена самолетом «Ar-196», после чего на безопасном расстоянии от ПЛ сброшено несколько глубинных бомб. 19.11 из-за наличия солярового следа командир ПЛ принял решение о досрочном возвращении. При возвращении обнаружила плавующую мину, которую неудачно обстреляла из 45-мм орудия. 21.11 в 14.20 прибыла в Полярное;

1941 год 26 ноября - 19 декабря
Прошла аварийный ремонт и докование на заводе ГУСМП в пос. Роста;

1941 год 23 декабря
Совершила переход в Мурманск;

1941 год 27 декабря
Совершила переход в Полярное;

1942 год 6 - 28 января
Боевой поход. 6.1 в 14.13 начала выход из базы в район Лоппского моря на позицию № 2. 6.1 прибыла на позицию между о-вом Лоппа и о-вом Серё с ошибкой в счислении 40 миль. С 10.1 по 16.1 действовала в пределах соседней позиции № 2а. Днем 12.1 обнаружила плавающую мину у о-ва Иельмсё. 13.1 в 09.00 в западной части пролива Рольвсё-сунд произвела торпедную атаку конвоя противника, следовавшего в восточном направлении. Командир определил состав конвоя в 1 ТР, 1 ММ, 1 СКР, 1 ТЩ. Атака выполнена по транспорту в 4000 – 5000 тонн из надводного положения 2 торпедами с временным интервалом с дистанции 20 каб., через 3 мин. услышан глухой взрыв. Безуспешно атакован германский конвой, включавший германский транспорт «Фёхенхайм» и норвежский «Тюре-фьорд». Наблюдалась 1 торпеда, шедшая по поверхности. Контратакована германским ТЩ «М 1502», сбросившими по докладу командира пл 4 глб., а по германским данным – 10 глб. В 11.30 в точке 69˚59,0 с.ш., 23˚02,0 в.д. коснулась троса, по-видимому, минрепа плавающей мины, но взрыва не последовало. 14.1 обнаружила плавающую мину северо-западнее о-ва Серё. 18.1 произвела поиск в проливе Фуглё-сунд и Люнген-фьорде. При обратном форсировании пролива обнаружена СКА, сбросившим 4 глб. В этот же день вышел из строя вспомогательный дизель-генератор. Днем 19.1 на безопасном расстоянии от ПЛ зафиксировано 86 взрывов глб., сброшенных БО «Uj 1205», который был выслан на поиски ПЛ после ее обнаружения самолетом противника. В ночь на 20.1 обнаружила плавающую мину. 21.1 в 18.53 в точке 71˚09 с.ш., 24˚35 в.д. произвела артиллерийскую атаку мотобота (100 – 150 тонн), осуществлявшего, по наблюдению командира ПЛ, траление минного заграждения, выставленного «К-21». Стрельба велась на дистанции 0,7 каб., израсходовано 2 100-мм снаряда, в результате 2-го попадания мотобот взорвался, куски дерева упали на палубу пл. По послевоенным данным потоплен норвежский мотобот «Ингё»/F-223N, (ок. 15 брт.). 26.1 обнаружила плавающую мину северо-западнее о-ва Серё. В тот же день начала возвращение в базу. 28.1 в 11.30 прибыла в Полярное;

1942 год 28 января - 4 марта
Прошла навигационный ремонт;

1942 год 26 февраля
При налете авиации противника на Полярное в 100 метрах от ПЛ упало 3 250-кг бомбы, не причинившие серьезных повреждений;

1942 год 11 - 14 марта
11.3 в 18.45 вышла для оказания помощи ПЛ «Щ-402» (старший на борту кап. 2 ранга Гаджиев М.И.). 13.3 в 11.53 обнаружила «Щ-402», после чего с 12.45 по 13.43 на подлодку передано 8 тонн соляра и 120 литров масла. Из-за ударов ПЛ друг о друга на «К-21» нарушилась герметичность ЦГБ № 6 и уравнительной цистерны. 14.3 в 06.03 прибыла в Полярное;

1942 год 21 марта - 3 апреля
Боевой поход. 21.3 в 00.27 начала выход из базы в район в 100 милях севернее мыса Нордкап на позицию № 11а (старший на борту – кап. 2 ранга Гаджиев М.И.). 22.3 в 10.31 прибыла на позицию. С 23.3 по 27.3 патрулировала в условиях шторма, в один из дней через открытый рубочный люк внутрь ПЛ влилось 25 тонн воды. 27.3 в 20.49 по приказу прибыла в точку северо-западнее Вардё, позиция № 5. 28.3 утром обнаружила плавающую мину, а в 20.05 обнаружила 3 эсминца противника, возможно «Z-26», «Z-24», «Z-25», выходивших на перехват союзного конвоя «PQ-13». Погружение задержалось из-за двух краснофлотцев, работавших в кормовой надстройке, в результате чего ПЛ была обнаружена и подверглась 3-х часовому преследованию, в ходе которого на безопасном удалении сброшено 14 глб. 31.3 в 10.03 в районе мыса Блудскютудде произвела торпедную атаку конвоя противника, следовавшего в западном направлении. Командир определил состав конвоя в 1 ТР и 1 СКР. Атака выполнена из подводного положения по транспорту в 7000 тонн 6 торпедами с временным интервалом с дистанции 22 каб., через 3 мин. услышано 2 глухих взрыва. Безуспешно атакован германский конвой, включавший германские транспорты «Адмирал Карл Херинг», «Альмора» и голландский «Олеум». 2 торпеды прошли под СКР «Поляркайс». Контратакована германским БО «Uj 1104», сбросившим 3 глб., в то время, как на ПЛ взрывы глубинных бомб были приняты за взрывы торпед. С 1.4 по 2.4 штормовала в районе зарядки АБ. Днем 2.4 на безопасном удалении от ПЛ взорвалось 25 глб., а в 20.05 ПЛ начала возвращение в базу. 3.4 в 08.42 прибыла в Полярное. В этот же день Указом Верховного Совета СССР за мужество и героизм командир ПЛ кап. 3 ранга Лунин Н.А. удостоен звания Героя Советского Союза;

1942 год 12 апреля - 10 июня
Прошла навигационный ремонт на заводе ГУ СМП в пос. Роста;

1942 год 18 июня - 9 июля
Боевой поход. 18.6 в 14.30 начала выход из базы в район северозападнее Вардё на позицию № 5, на переходе в 18.45 обнаружила плавающую мину. 19.6 в 00.01 прибыла на позицию. 19.6 в 04.45 атакована самолетами противника, сбросившим 2 бомбы, в результате близких разрывов повреждена магистраль уравнительной цистерны № 1, цистерны быстрого погружения, из-за чего постоянно нарушалась удифферентованность ПЛ. 23.6 в 23.01 в точке 70˚34,8 с.ш., 30˚55 в.д. в подводном положении коснулась минрепа мины заграждения «Sperre-IV», но взрыва не последовало. 27.6 в 10.54 обстреляна самолетом противника, в результате чего получила 8 пулевых пробоин в легком корпусе. Вечером получила приказ перейти в район севернее Хаммерфеста на позицию № 2а, которую заняла на следующие сутки. 29.6 в течение суток, находясь в надводном положении, трижды обнаруживала перископы ПЛ противника, от которых уклонилась маневрированием. 1.7 не смогла атаковать миноносец противника, поскольку после погружения потеряла контакт с ним. С 1.7 по 5.7 обнаружила в районе позиции 2 плавающие мины. Из-за коррозии перестали заваливаться носовые горизонтальные рули. 1.7 в 18.01 севернее о-ва Ингё в точке 71˚22,2 с.ш., 24˚34,3 в.д. произвела торпедную атаку германской эскадры, состав которой командир определил в 1 линкор, 1 тяжелый крейсер и 8 эсминцев. Реально был атакован линкор «Тирпиц» в охранении 2 тяжелых крейсеров, 7 эсминцев и 2 миноносцев. Атака произведена из подводного положения 4 торпедами с временным интервалом с дистанции 18 – 20 каб., через 135 сек. в кормовых отсеках и акустиком зафиксировано 2 взрыва, а в 18.31, 18.32 и в 18.38 услышаны раскатистые взрывы продолжительностью по 20 сек., в 19.05 при осмотре – горизонт чист. Атака противником не зафиксирована, преследования не было. По-видимому, торпеды не дошли до цели из-за большой погрешности в определении курса цели. 7.7 в 10.00 начала возвращение в базу. 8.7 в 10.46 атакована подлодкой противника, зафиксировано прохождение 3 торпед на удалении 1 – 1,5 каб. от ПЛ, но зарубежных данных нет. 9.7 в 00.40 прибыла в Полярное;

1942 год 14 июля - 11 августа
Прошла навигационный ремонт;

1942 год 13 - 23 августа
Боевой поход. 13.8 в 00.16 начала выход из базы в район Лоппского моря на позицию № 2. 15.8 в 11.00 прибыла на позицию. Действия на позиции существенно осложнялись плохим состоянием АБ. 16.8 с 17.29 по 18.35 произвела постановку минного заграждения № 42 в районе о-ва Силлен. Первая банка из 5 мин между точками 70˚22,28 с.ш., 21˚32 в.д. и 70˚21,59 с.ш., 21˚33,3 в.д., вторая банка из 5 мин между точками 70˚21,27 с.ш., 21˚34 в.д. и 70˚20,62 с.ш., 21˚35,7 в.д., третья банка из 10 мин между точками 70˚20,52 с.ш., 21˚36,83 в.д. и 70˚21,75 с.ш., 21˚40 в.д.; минный интервал - 370 метров, углубление - 3,7 метра. Последующим определением места установлено, что в момент постановки ПЛ имела значительную невязку. Зарубежных данных об обнаружении заграждения и потерях на нем нет. 16.8 из-за среза шпилек крепления шахты подачи воздуха к дизелям внутрь шахты поступило 11 тонн воды, подлодку, находившуюся в момент аварии на глубине 85 метров, удалось одержать на предельной глубине погружения, но в результате происшествия раздавлена топливобалластная цистерна № 7. В дальнейшем действия на позиции постоянно осложнялись нарушением удифферентованности ПЛ из-за поступления воды внутрь шахты. Вечером не смогла атаковать 2 СКА из-за плохой управляемости. 19.8 ночью не смогла атаковать 2 СКР из-за потери плавучести. В 22.13 на подходах к проливу Серё-сунд в точке 70˚26,6 с.ш., 21˚38,9 в.д. произвела торпедную атаку отряда боевых кораблей, состав которого командир определил в 1 минный заградитель и 2 СКР. Атака выполнена по минному заградителю из подводного положения 4 торпедами с временным интервалом с дистанции 22,5 каб., через 185 сек. услышано 3 взрыва, в 22.23 в перископ наблюдался только 1 СКР. В 22.39 ПЛ произвела повторную атаку, как посчитал командир, оставшегося СКР из подводного положения 4 торпедами с временным интервалом с дистанции 19 – 19,5 каб., через 150 сек. услышано 2 взрыва, через 9 мин. осмотром в перископ цель не обнаружена. Атака противником не зафиксирована, преследования не было, по-видимому, безуспешно атакован германский конвой, следовавший в западном направлении, включавший транспорты «Севре», СКР «V 5903» и «V 6106». 21.8 в 21.19 начала возвращение в базу. 23.8 в 08.23 прибыла в Полярное;

1942 год 31 августа - 10 сентября
Боевой поход. 31.8 в 20.42 начала выход из базы в район мыса Желания. 4.9 в 17.00 прибыла на позицию. 8.9 произвела поиск до кромки льда и дошла до параллели 78˚40 с.ш. 9.9 произвела кратковременный поиск в Карское море на восток от мыса Желания. 10.9 в 04.12 достигла меридиана 78˚40 в.д. 16.9 произвела поиск до кромки льда повторно, встреч с кораблями противника не имела. Из-за пропусков кингстонов ТБЦ потеряно 25 тонн соляра. При одном из погружений не открылись клапана вентиляции ЦГБ № 12, 13 и пл погрузилась с дифферентом на нос 35 градусов, в результате чего пролит электролит. 18.9 в 09.42 начала возвращение в базу. 10.9 в 09.20 прибыла в Полярное;

1942 год 27 сентября
Начала текущий ремонт с заменой АБ;

1942 год 23 октября
Указом Верховного Совета СССР ПЛ награждена орденом Красного Знамени;

1942 год 12 ноября
С 12.11 находилась в доке;

1943 год 16 января
Вступила в строй после ремонта;

1943 год 10 - 21 февраля
Боеовой поход. 10.2 в 17.00 начала выход из базы в район Лоппского моря на позицию № 2. 12.2 в 16.57 в результате короткого замыкания на клеммах переключателей подстанции № 5 в дизельном отсеке возник пожар, вышли из строя горизонтальные и вертикальный руль, перегорели электрокабели всех вспомогательных механизмов, до 18.25 находилась без хода в надводном положении. Личный состав из 5-го отсека был эвакуирован, отсек загерметизирован. В результате пожара выгорела подстанция № 5, изоляция прочного корпуса, нарушилось электропитание механизмов отсека и управления кормовыми горизонтальными рулями. Пожар потушен методом герметизации отсека. 13.2 в 05.00 введено в строй электрическое управление рулями, в 18.53 пущены главные дизели. До 17.2 из-за плохой видимости находилась в районе зарядки АБ, одновременно устраняя повреждения. В 13.50 при приближении к берегу ударилась о грунт. При всплытии в перископ обнаружена антенная мина. Из-за невозможности определиться при плохой видимости подлодка вернулась в район зарядки АБ. 18.2 с 08.40 по 09.15 произвела постановку минного заграждения № 59а в проливе Кег-сунд в Квенанген-фьорде. выставлено 19 мин одной банкой между точками 70˚05,5 с.ш., 20˚57 в.д. и 70˚05,2 с.ш., 21˚02,1 в.д.; минный интервал - 185 метров, углубление - 3,7 метра. 20-я мина застряла в люке минного устройства и в 09.21 самостоятельно выпала в точке 70˚05,7 с.ш., 21˚02,3 в.д. 21.2 1 мина вытралена МТЩ «R 56», с 26.5 по 27.5 - 5 мин вытралено МТЩ «R 121» и КАТЩ с плавбазы ПЛ «Париж». Германский транспорт «Дюна», (1926 брт.), затонувший в результате подводного взрыва в 20.00 22.4 в Люнген-фьорде погиб на оборонительном минном заграждении «NW-14», выставленном 29.3 германским минным заградителем «Скагеррак». Остатки минного заграждения № 59а обнаружены ПЛ «С-19» в ходе похода 13 – 28 ноября 1944 г. Вечером 18.2 не смогла высадить разведгруппу из-за большого волнения. С 23.30 19.2 по 01.00 20.2 высадила разведгруппу на о-ве Арней. 20.2 в 02.18 произвела торпедную атаку группы мотоботов у пирса в бухте Воген. Атака выполнена из надводного положения 4 торпедами с дистанции 12 – 13 каб., через 90 сек. у пирса замечено три вспышки. Зарубежных данных нет. В 02.55 обнаружена подлодка противника, которую командир «К-21» решил потопить таранным ударом, но ПЛ противника уклонилась погружением. Зарубежных данных нет. В 06.46 начала возвращение в базу. 21.2 в 16.07 в районе о-ва Кильдин атакована немецким самолетом «Ju-88», сбросившим после погружения ПЛ 2 бомбы. От близких разрывов вышло из строя освещение кормовых отсеков и гирокомпас. В 21.20 прибыла в Полярное;

1943 год 24 февраля - 6 марта
Прошла навигационный и аварийный ремонт на заводе ГУ СМП в пос. Роста;

1943 год 3 марта
В 21.45 подверглась нападению 12 «Ju-88», сбросивших около 40 бомб, в результате чего ПЛ получила мелкие повреждения;

1943 год 3 апреля
В 02.17 начала выход из базы. Ударилась ограждением левого пера рулей о пирс. При первом же погружении кормовые горизонтальные рули заклинило, в результате чего командир принял решение вернуться в базу. В 08.00 прибыла в Полярное;

1943 год 4 - 17 апреля
Боеовой поход. 4.4 в 00.04 начала выход из базы в район Лоппского моря на позицию № 2. На переходе обнаружила несколько плавающих мин. 4.4 в 01.00 прибыла на позицию. С 23.15 по 23.54 выставила минное заграждение № 63 севернее о-ва Лоппа. Всего выставлено 20 мин одной банкой между точками 70˚26 с.ш., 21˚24 в.д. и 70˚25,9 с.ш., 21˚30,8 в.д.; минный интервал - 370 метров, углубление - 4,3 метра, в т.ч. 4 мины с прибором «Чайка». При постановке крышку люка минно-балластной цистерны левого борта заклинило в открытом положении. 9.4 в 14.43 произвела торпедную атаку одиночного эсминца в точке 70˚34 с.ш., 21˚38 в.д. из подводного положения 6 торпедами с временным интервалом с дистанции 14 каб., через 108 сек. акустиком и в IV отсеке услышано 2 глухих взрыва, преследования не было. В 14.53 в перископ ЭМ не обнаружен, но зарубежных данных нет. В 15.49 в направлении минного заграждения зафиксировано 2 взрыва. Зарубежных данных об обнаружении заграждения и потерях на нем нет. 10.4 предприняла неудачную попытку проникнуть в район Харстада. 12.4 С 14.09 по 15.55 в точке 69˚25,8 с.ш., 15˚47 в.д. обстреляла артиллерией группу из 6 мотоботов, по докладу командира 4 из которых были потоплены, и 1 поврежден. Израсходовано 44 100-мм снаряда, реально потоплен норвежский рыболовный мотобот «Фрёй» (40 брт.), повреждены мотоботы «Хавегга», «Барен» и «Эйштейн», остался неповрежденным мотобот «Гида». Общие потери экипажей норвежских мотоботов составили 9 человек погибшими и 5 раненными, один из которых позднее умер. С 6-го мотобота «Скрейн», (70 брт.) был снят экипаж из 7 человек, из низ 3 впоследствии умерло в плену и 1 пропал без вести, вступив в ряды Красной Армии. При ведении огня в 15.17 волной смыт за борт подносчик снарядов краснофлотец Лабутин А. Командир настойчивости в поисках упавшего за борт не проявил, посчитав его погибшим. После ухода ПЛ спасен норвежскими рыбаками с мотобота «Барен» и некоторое время жил в рыбацкой деревне, попал в немецкий плен, в октябре 1944 года бежал из плена и через Швецию и Финляндию вернулся в СССР. В 1945 году сражался в частях морской пехоты под Кенигсбергом. 14.4 выяснилось, что топливо из топливобалластных цистерн № 4, 8 и 9 не подается, а оставшегося топлива хватит только для перехода в базу. По причине сильного шторма возвращение задержалось на сутки. Из-за движения под вспомогательным дизелем во время шторма топливо оказалось сэкономленным, на лодке осталось 35 тонн соляра. 17.4 в 15.60 прибыла в Полярное;

1943 год 13 мая - 16 июня
Прошла навигационный ремонт;

1943 год 27 июня
В 09.05 начала вход из базы в район севернее Хаммерфеста на позицию № 2а. Во время перехода произошло замыкание на станции правого гребного электродвигателя, ПЛ зашла для устранения повреждений в Ваенгу. В 15.45 вновь вышла на позицию. В 16.42 при срочном погружении из-за поломки упорного подшипника кормовых горизонтальных рулей, рули заклинились и пл погрузилась с дифферентом 25 градусов на корму. Из-за невозможности устранить повреждения в море в 21.10 вернулась в Полярное;

1943 год 28 июня - 16 июля
Прошла аварийный ремонт;

1943 год 5 августа
Боевой поход. 5.8 в 08.05 нчала выход из базы в район севернее Хаммерфеста на позицию № 2а для минной постановки и последующих действий между меридианами 16 градусов и 22 градуса в.д. Утром 8.8 прибыла на позицию, но в течении двух суток не смогла осуществить минную постановку из-за плохой видимости. 10.8 с 21.46 по 22.13 выставила минное заграждение № 67а в районе о-ва Иельмсё из 20 мин одной банкой между точками 70˚59,7 с.ш., 24˚28,6 в.д. и 71˚02,2 с.ш., 24˚28,2 в.д.; минный интервал - 240 метров, углубление - 4,3 метра, в т.ч. 5 с прибором «Чайка». Зарубежных данных об обнаружении заграждения и потерях на нем нет. 11.8 в 20.40 получила приказ действовать в районе Лоппского моря на позиции № 2 ввиду возможности выхода германской эскадры. В течении 12.8 и 13.8 дважды неудачно пыталась проникнуть в пролив Серё-сунд, ПЛ препятствовали сильный туман и СКР противника. Вышел из строя кингстон цистерны быстрого погружения. Утром 16.8 не смогла выйти в атаку по неустановленному судну, после погружения цель в перископ не обнаружена. 20.8 в 20.00 начала возвращение в базу. 23.8 в 09.30 прибыла в Полярное. В течение похода обнаружила 15 плавающих мин.

1943 год 24 августа - 22 ноября
Прошла навигационный ремонт и докование;

1943 год 26 декабря - 1944 год 2 января
Боевой поход. 26.12 в 16.25 начала выход из базы на перехват линкора «Шарнхорст», с задачей затем действовать в районе о-ва Серё на позиции № 3 (старший на борту - командир 1-го ДиПЛ кап. 2 ранга Лунин Н.А.). 27.12 с 08.32 по 14.40 находилась в районе гибели линкора «Шарнхорст», после чего начала переход на позицию № 3. Утром лопнула масляная магистраль левого дизеля, ход уменьшился до 14 узлов. 28.12 в течении суток штормовала. 1.1 в 03.53 по приказу командования начала возвращение в базу. 2.1 в 11.50 прибыла в Полярное;

1944 год 28 января - 4 февраля
Прошла навигационный ремонт;

1944 год 6 - 12 апреля
Боевой поход. 6.4 в 21.00 начала выход из базы в район о-ва Иельмсё – о-ва Серё на позицию «Х» (старший на борту - командир 1-го ДнПЛ кап. 2 ранга Августинович М.П.). 8.4 из-за неправильных действий личного состава затоплен трюм отсека, залит электромотор кормовых горизонтальных рулей. 9.4 в 03.30 прибыла на позицию. 10.4 с 18.02 по 18.30 произвела постановку минного заграждения № 49в на входе в пролив Серё-сунд. Первая банка из 8 мин «ЭП-Г» между точками 70˚46 с.ш., 23˚34,2 в.д. и 70˚45,3 с.ш., 23˚36,4 в.д., вторая банка из 8 мин между точками 70˚45,3 с.ш., 23˚36,4 в.д. и 70˚45,8 с.ш., 23˚38 в.д., третья банка из 4 мин между точками 70˚45,8 с.ш., 23˚38 в.д. и 70˚46,4 с.ш., 23˚37,1 в.д.; минный интервал - 185 метров, углубление - 4,3 метра. Из поставленных 4 мины имели прибор «Чайка», 2 мины раздавлены при постановке, 1 взорвалась через несколько минут, еще один сильный взрыв в направлении заграждения услышан в 19.57. Зарубежных данных об обнаружении заграждения и потерях на нем нет. В 19.19 при форсировании минного заграждения коснулась минрепа, но взрыва не последовало. Дважды коснулась грунта, в результате чего сорвано ограждение вертикального руля. 11.4 в 02.45 начала возвращение в базу. 12.4 в 12.46 прибыла в Полярное;

1944 год 15 апреля
Начала средний ремонт, в ходе которого установлены приборы приборы установки глубины и прибор установки прибора Орби;

1945 год
В начале года начата установка торпедного автомата стрельбы «ТАС-Л». На 9 мая 1945 года находилась в ремонте на завода ГУ СМП в пос. Роста. За время ВОВ ПЛ совершила 11 боевых походов и произвела 10 торпедных атак с выпуском 37 торпед, 2 артиллерийские атаки, в результате которых потопила 21.01.1942 норвежский мотобот «F-223N» (ок. 15 брт.), 12.04.1943 потопила норвежский рыболовный мотобот «Фрёй» (40 брт.) и повредила еще 3 рыболовных мотобота, произвела 7 минных постановок, выставив 12 минных банок из 118 мин, на которых 27.11.1941 подорвался и затонул норвежский транспорт «Besscheim» (1774 брт.), 09.07.1942 германский корабль ПЛО «FD 6/Uj 1110» (510 брт.). Возможно 10.11.1941 получил повреждение транспорт "Ригель" (3828 брт) ;

1949 год 12 января
Переклассифицирована в большую ПЛ;

1949 год 9 июня
Переименована в «Б-4»;

1951 год март
Переформирована в состав 161-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с прежним местом базирования;

1954 год 11 сентября
Выведена из боевого состава, переформирована в зарядовую станцию и в Екатерининской гавани (гор. Полярный) поставлена на прикол;

1956 год 20 июня
Переименована в «ПЗС-51»;

1956 год 17 августа
Переформирована в учебно-тренировочную станцию, переименована в «УТС-5»;

1983 год 24 июля
После восстановительного ремонта на СРЗ-10 в г. Полярном установлена в качестве мемориальной подводной лодки и филиала Музея Северного флота в г. Североморск;

1984 год 15 марта
Исключена из списков судов ВМФ;

2013 год
Являлась филиалом Музея истории города и флота в г.Североморск. Была открыта для посещения;

2013 год июль - 2014 февраль
ПЛ-музей отремонтирована с использованием новейших технологий и останется в строю как минимум на 30 лет в качестве музея в столице Северного флота, сообщил РИА Новости начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы ЗВО по Северному флоту кап.1р. Вадим Серга. По его словам, легкий корпус подводной лодки был полностью очищен от лакокрасочных материалов и покрыт стеклопластиком, не подверженным коррозии и не требующим в дальнейшем покраски. Часть корпуса ниже ватерлинии окрашена специальной эпоксидной ледокольной краской. Пространство между легким и прочным корпусами залито гидробетоном, чтобы максимально укрепить корпус лодки. Проведены работы по усилению носовой части лодки-музея;

2014 год 19 марта
В День моряка-подводника, после масштабной реконструкции, ПЛ-музей открыта для посещения;

2015 год 26 декабря
В ПЛ-музее Северного флота сработала пожарная сигнализация. На место незамедлительно прибыло три пожарных отделения. Одно из помещений было задымлено. В ходе разведки было установлено, что причиной задымления послужило короткое замыкание кабеля. Дело в том, что кабель 380В, который подает питание в музей, проложен через трубу. А в эту трубу попадает морская вода. ПЛ-музей была обесточена и закрыта для посещения;

2015 год 31 декабря
По сообщению пресс-служба Минобороны со ссылкой на Северный флот: "...мемориальный комплекс "Краснознаменная подводная лодка "К-21" будет работать на протяжении всех новогодних каникул";

2016 год
ПЛ-музей открыта для посещения.




командиры:


1. Потапов Л.С. (29.05.1939-30.04.1941)
2. Жуков А.А. (30.04.1941-03.03.1942)
3. Лунин Н.А. (04.03.1942-24.11(23.12?).1943)
4. Арванов З.М. (23.12.1943-09.1945)
5. Жуков А.А. (21.09.1945-06.10.1947)
6. Богуш В.Н. (1947-1950)



дополнтельные материалы:


1. Фотография ПЛ К-21 в Полярном. Лето 1942 года.
2. Фотография УТС-5 в Полярном. Июнь 1962 года.
3. Фотография буксировки корпуса ПЛ К-21 в Североморск. 1983 год (предположительно).
4. Фотография Филиала Музея СФ мемориальной ПЛ "К-21". 20.08.2011г.



список источников:


1. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
2. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
3. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг., Харвест, Минск, 2002г.
4. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
5. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
7. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", Выпуск 15, №3/1999г.
8. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Галея Принт, 1999г.
9. Отчеты командиров ПЛ СФ за 1941-1943гг.
10. Платонов А.В. "Советские большие подводные лодки типа "К" XIV серии", Подводный флот, №11.
11. Сборник "Фронт проходил под водой", ФГУП "СПМБМ "Малахит", Санкт-Петербург, 2003г.
12. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
13. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.3, "Стратегия КМ", Москва, 2005г.
14. Морозов М.Э. "Боевые биографии Гвардейских подводных лодок Севеного флота (часть I)", Подводник России, №4, 2004г.
15. Фотография Николаева А.С.
16. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.
17. Информация с сайта РИА Новости.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

© 2004-2016 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев.
Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2004-2016 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev.
All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.