Rambler's Top100 Подводная лодка К-21, Б-4, ПЗС-51, УТС-5. Тип "К" XIV серии

краснознаменный флаг

К-22, К-21, Б-4, ПЗС-51, УТС-5
тип «К» XIV серии



фотография:


Музей Подводная лодка К-21


Филиал Музея СФ мемориальная ПЛ "К-21".
Фотография Николаева А.С. 01.01.2010. Североморск.
Благодарю своих боевых друзей, Романа Денисова и Андрея Худякова, при участии которых фотография появилась именно в этот день.




историческая справка:


1937 год 10 декабря
Заложена на эллинге судостроительного завода №196 в г.Ленинград под литерно-цифровым наименованием К-22;

1939 год 14 (16?) августа
Спущена на воду. Входила в состав ОВСКРПК (с 17.10.1940 - 19-й ДнПЛ ОВСКРПК);

1940 год 7 августа
Получила литерно-цифровое наименование К-21;

1940 год 30 ноября
Подписан приемный акт;

1940 год 11 декабря
Государственные испытания минного устройства. На полигоне №9 поставила 20 учебных мин ЭП-36, мины были приготовлены на всплытие. Из 20 мин 5 затонули (не отделились от якоря);

1940 год 21 декабря
Вступила в строй. Поднят Военно-морской флаг. Числилась в ОВСКРПК с базированием на г.Кронштадт;

1940 год 25 декабря
Утвержден приемный акт. Зачислена в состав 19-го ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ;

1941 год 3 февраля
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота;

1941 год 11 февраля
Переформирована в состав 13-го ДнПЛ Учебной БрПЛ КБФ;

1941 год 8 июня
В составе отряда кораблей начала переход по Беломоро-Балтийскому каналу в Полярное;

1941 год 22 июня
Начало боевых действий в ВОВ встретила на переходе в Повенце;

1941 год 24 августа
Прибыла в Беломорск;

1941 год 6 сентября
Совершила переход в Архангельск;

1941 год 10 сентября
Перечислена в состав Учебной БрПЛ Беломорской военной флотилии;

1941 год 15 - 24 сентября
Прошла докование;

1941 год 23 октября
Вышла в море для перехода в Полярное, в тот же день в горле Белого моря была обнаружена германской ПЛ «U 576»;

1941 год 24 октября
В 10.00. в районе Поноя атакована германским самолетом BF-110, обстрелявшим ПЛ пушечно-пулеметным огнем. Лодка получила 13 пробоин в легком корпусе и ограждении рубки, ранен краснофлотец Шорников П. В тот же день ПЛ прибыла в Полярное;

1941 год 24 октября
Перечислена в состав 1-го ДнПЛ БрПЛ Северного флота с базированием на Полярное;

1941 год 7 - 21 ноября
Боевой поход. В 15.28 7.11 начала выход из базы в район севернее Хаммерфеста на позицию № 2а (старший на борту - командир 1-го ДнПЛ кап. 2 ранга Гаджиев М.И.). 9.11 в 06.00 прибыла на позицию и в 19.50 произвела торпедную атаку отряда кораблей на выходе из пролива Бустад-сунд. Атака выполнена по транспорту из надводного положения 2 торпедами с временным интервалом с дистанции 8 каб., торпеды, предположительно прошли под килем судна. Зарубежных данных нет, по-видимому, атаковано норвежское каботажное или рыболовное судно. 10.11 в 00.00 – 00.09 произвела постановку минного заграждения № 21 в проливе Бустад-сунд из 10 мин одной банкой между точками 70˚51’ с.ш., 24˚14’ в.д. и 70˚51,8’ с.ш., 24˚17,2’ в.д.; минный интервал - 150 м., углубление - 3,7 м. В 05.42 в направлении заграждения наблюдался взрыв и большое пламя, огненный столб держался 1-2 мин. 12 ноября того же года заграждение в проливе Бустад-сунд было обнаружено германским БО «Uj 1212» по всплывшей мине, после чего с 24 по 26 ноября и 4 января 1942 года банка вытралена КАТЩ с плавбазы ПЛ «Бали». Днем обследовала рейд Хаммерфеста, транспортов не обнаружено, после чего в с 14.10 по 14.24 выставила минное заграждение № 22 на подходах к порту. Первая банка из 6 мин между точками 70˚39,2’ с.ш., 23˚37,6’ в.д. и 70˚39,6’ с.ш., 23˚38,8’ в.д., вторая банка из 4 мин между точками 70˚39,8’ с.ш., 23˚37,6’ в.д. и 70˚39,7’ с.ш., 23˚36,7’ в.д. При постановке заедало тележку минного устройства; минный интервал – 150 метров, углубление – 4,3 метра. Во время постановки ПЛ обнаружена мотоботом противника, сбросившим на безопасном удалении 4 глб. Ночью наблюдала подрыв корабля противника. Но по послевоенным данным 21.11 того же года в точке 70˚39’ с.ш., 23˚38’ в.д. подорвался на мине и затонул норвежский каботажный транспорт «Бессхейм», (1774 брт.), перевозивший германских солдат-отпускников из Квальсунда в Хаммерфест, погибло 3 немца, 2 норвежских пассажира и 3 члена экипажа. С 22 по 23 ноября заграждение частично вытралено КАТЩ с плавбазы ПЛ «Бали». 9 июля 1942 в точке 70˚39’ с.ш., 23˚38’ в.д. в результате подводного взрыва затонул германский БО «Uj 1110» (510 брт.), погибло 25 членов экипажа и 21 находившийся на борту военнослужащий из числа отпускников. Тралением в месте гибели корабля мин не обнаружено. 12.11 в 14.20 в точке 70˚45,8’ с.ш., 23˚56,5’ в.д. в районе о-ва Квале произвела торпедную атаку конвоя противника, следовавшего в западном направлении. Командир определил состав конвоя в 2 транспорта в охранении 1 СКР. Атака выполнена по транспорту в 3000 – 4000 тонн из подводного положения 3 торпедами с временным интервалом с дистанции 20 каб., через 3 мин. услышано 2 глухих взрыва, в 14.29 в перископ транспорт не обнаружен. В 14.29 атаковала конвой повторно. Атака выполнена из подводного положения 2 торпедами с временным интервалом с дистанции 16 каб., через 134 сек. услышан взрыв. В обоих случаях безуспешно атакован германский конвой, включавший транспорты: «Стен», «Сардиния», «Шпрее», «Георг Л.М. Русс» и «Каприно». Наблюдалось прохождение 2 торпед. Контратакована СКР «Нордвинд», сбросившими 17 глб. по докладу командира, а по немецким данным - 8 глб. В ходе бомбардировки и после нее ПЛ неоднократно ударялась о грунт. От взрывов бомб и ударов нарушена герметичность топливобалластной цистерны № 3, потеряно 35 тонн соляра, ПЛ получила пробоину в ЦГБ № 9, повреждены кингстоны ЦГБ № 4, 13 и 14. 18.11 штормовала и устраняла повреждения в районе зарядки АБ. В результате накрытия штормовой волной и попадания воды внутрь лодки вышел из строя электромотор командирского перископа. В тот же день при попытке вернуться на позицию обнаружена самолетом «Ar-196», после чего на безопасном расстоянии от ПЛ сброшено несколько глубинных бомб. 19.11 из-за наличия солярового следа командир ПЛ принял решение о досрочном возвращении. При возвращении обнаружила плавующую мину, которую неудачно обстреляла из 45-мм орудия. 21.11 в 14.20 прибыла в Полярное;

1941 год 26 ноября - 19 декабря
Прошла аварийный ремонт и докование на заводе ГУСМП в пос. Роста;

1941 год 23 декабря
Совершила переход в Мурманск;

1941 год 27 декабря
Совершила переход в Полярное;

1942 год 6 - 28 января
Боевой поход. 6.1 в 14.13 начала выход из базы в район Лоппского моря на позицию № 2. 6.1 прибыла на позицию между о-вом Лоппа и о-вом Серё с ошибкой в счислении 40 миль. С 10.1 по 16.1 действовала в пределах соседней позиции № 2а. Днем 12.1 обнаружила плавающую мину у о-ва Иельмсё. 13.1 в 09.00 в западной части пролива Рольвсё-сунд произвела торпедную атаку конвоя противника, следовавшего в восточном направлении. Командир определил состав конвоя в 1 ТР, 1 ММ, 1 СКР, 1 ТЩ. Атака выполнена по транспорту в 4000 – 5000 тонн из надводного положения 2 торпедами с временным интервалом с дистанции 20 каб., через 3 мин. услышан глухой взрыв. Безуспешно атакован германский конвой, включавший германский транспорт «Фёхенхайм» и норвежский «Тюре-фьорд». Наблюдалась 1 торпеда, шедшая по поверхности. Контратакована германским ТЩ «М 1502», сбросившими по докладу командира пл 4 глб., а по германским данным – 10 глб. В 11.30 в точке 69˚59,0 с.ш., 23˚02,0 в.д. коснулась троса, по-видимому, минрепа плавающей мины, но взрыва не последовало. 14.1 обнаружила плавающую мину северо-западнее о-ва Серё. 18.1 произвела поиск в проливе Фуглё-сунд и Люнген-фьорде. При обратном форсировании пролива обнаружена СКА, сбросившим 4 глб. В этот же день вышел из строя вспомогательный дизель-генератор. Днем 19.1 на безопасном расстоянии от ПЛ зафиксировано 86 взрывов глб., сброшенных БО «Uj 1205», который был выслан на поиски ПЛ после ее обнаружения самолетом противника. В ночь на 20.1 обнаружила плавающую мину. 21.1 в 18.53 в точке 71˚09 с.ш., 24˚35 в.д. произвела артиллерийскую атаку мотобота (100 – 150 тонн), осуществлявшего, по наблюдению командира ПЛ, траление минного заграждения, выставленного «К-21». Стрельба велась на дистанции 0,7 каб., израсходовано 2 100-мм снаряда, в результате 2-го попадания мотобот взорвался, куски дерева упали на палубу пл. По послевоенным данным потоплен норвежский мотобот «Ингё»/F-223N, (ок. 15 брт.). 26.1 обнаружила плавающую мину северо-западнее о-ва Серё. В тот же день начала возвращение в базу. 28.1 в 11.30 прибыла в Полярное;

1942 год 28 января - 4 марта
Прошла навигационный ремонт;

1942 год 26 февраля
При налете авиации противника на Полярное в 100 метрах от ПЛ упало 3 250-кг бомбы, не причинившие серьезных повреждений;

1942 год 11 - 14 марта
11.3 в 18.45 вышла для оказания помощи ПЛ «Щ-402» (старший на борту кап. 2 ранга Гаджиев М.И.). 13.3 в 11.53 обнаружила «Щ-402», после чего с 12.45 по 13.43 на подлодку передано 8 тонн соляра и 120 литров масла. Из-за ударов ПЛ друг о друга на «К-21» нарушилась герметичность ЦГБ № 6 и уравнительной цистерны. 14.3 в 06.03 прибыла в Полярное;

1942 год 21 марта - 3 апреля
Боевой поход. 21.3 в 00.27 начала выход из базы в район в 100 милях севернее мыса Нордкап на позицию № 11а (старший на борту – кап. 2 ранга Гаджиев М.И.). 22.3 в 10.31 прибыла на позицию. С 23.3 по 27.3 патрулировала в условиях шторма, в один из дней через открытый рубочный люк внутрь ПЛ влилось 25 тонн воды. 27.3 в 20.49 по приказу прибыла в точку северо-западнее Вардё, позиция № 5. 28.3 утром обнаружила плавающую мину, а в 20.05 обнаружила 3 эсминца противника, возможно «Z-26», «Z-24», «Z-25», выходивших на перехват союзного конвоя «PQ-13». Погружение задержалось из-за двух краснофлотцев, работавших в кормовой надстройке, в результате чего ПЛ была обнаружена и подверглась 3-х часовому преследованию, в ходе которого на безопасном удалении сброшено 14 глб. 31.3 в 10.03 в районе мыса Блудскютудде произвела торпедную атаку конвоя противника, следовавшего в западном направлении. Командир определил состав конвоя в 1 ТР и 1 СКР. Атака выполнена из подводного положения по транспорту в 7000 тонн 6 торпедами с временным интервалом с дистанции 22 каб., через 3 мин. услышано 2 глухих взрыва. Безуспешно атакован германский конвой, включавший германские транспорты «Адмирал Карл Херинг», «Альмора» и голландский «Олеум». 2 торпеды прошли под СКР «Поляркайс». Контратакована германским БО «Uj 1104», сбросившим 3 глб., в то время, как на ПЛ взрывы глубинных бомб были приняты за взрывы торпед. С 1.4 по 2.4 штормовала в районе зарядки АБ. Днем 2.4 на безопасном удалении от ПЛ взорвалось 25 глб., а в 20.05 ПЛ начала возвращение в базу. 3.4 в 08.42 прибыла в Полярное. В этот же день Указом Верховного Совета СССР за мужество и героизм командир ПЛ кап. 3 ранга Лунин Н.А. удостоен звания Героя Советского Союза;

1942 год 12 апреля - 10 июня
Прошла навигационный ремонт на заводе ГУ СМП в пос. Роста;

1942 год 18 июня - 9 июля
Боевой поход. 18.6 в 14.30 начала выход из базы в район северозападнее Вардё на позицию № 5, на переходе в 18.45 обнаружила плавающую мину. 19.6 в 00.01 прибыла на позицию. 19.6 в 04.45 атакована самолетами противника, сбросившим 2 бомбы, в результате близких разрывов повреждена магистраль уравнительной цистерны № 1, цистерны быстрого погружения, из-за чего постоянно нарушалась удифферентованность ПЛ. 23.6 в 23.01 в точке 70˚34,8 с.ш., 30˚55 в.д. в подводном положении коснулась минрепа мины заграждения «Sperre-IV», но взрыва не последовало. 27.6 в 10.54 обстреляна самолетом противника, в результате чего получила 8 пулевых пробоин в легком корпусе. Вечером получила приказ перейти в район севернее Хаммерфеста на позицию № 2а, которую заняла на следующие сутки. 29.6 в течение суток, находясь в надводном положении, трижды обнаруживала перископы ПЛ противника, от которых уклонилась маневрированием. 1.7 не смогла атаковать миноносец противника, поскольку после погружения потеряла контакт с ним. С 1.7 по 5.7 обнаружила в районе позиции 2 плавающие мины. Из-за коррозии перестали заваливаться носовые горизонтальные рули. 1.7 в 18.01 севернее о-ва Ингё в точке 71˚22,2 с.ш., 24˚34,3 в.д. произвела торпедную атаку германской эскадры, состав которой командир определил в 1 линкор, 1 тяжелый крейсер и 8 эсминцев. Реально был атакован линкор «Тирпиц» в охранении 2 тяжелых крейсеров, 7 эсминцев и 2 миноносцев. Атака произведена из подводного положения 4 торпедами с временным интервалом с дистанции 18 – 20 каб., через 135 сек. в кормовых отсеках и акустиком зафиксировано 2 взрыва, а в 18.31, 18.32 и в 18.38 услышаны раскатистые взрывы продолжительностью по 20 сек., в 19.05 при осмотре – горизонт чист. Атака противником не зафиксирована, преследования не было. По-видимому, торпеды не дошли до цели из-за большой погрешности в определении курса цели. 7.7 в 10.00 начала возвращение в базу. 8.7 в 10.46 атакована подлодкой противника, зафиксировано прохождение 3 торпед на удалении 1 – 1,5 каб. от ПЛ, но зарубежных данных нет. 9.7 в 00.40 прибыла в Полярное;

1942 год 14 июля - 11 августа
Прошла навигационный ремонт;

1942 год 13 - 23 августа
Боевой поход. 13.8 в 00.16 начала выход из базы в район Лоппского моря на позицию № 2. 15.8 в 11.00 прибыла на позицию. Действия на позиции существенно осложнялись плохим состоянием АБ. 16.8 с 17.29 по 18.35 произвела постановку минного заграждения № 42 в районе о-ва Силлен. Первая банка из 5 мин между точками 70˚22,28 с.ш., 21˚32 в.д. и 70˚21,59 с.ш., 21˚33,3 в.д., вторая банка из 5 мин между точками 70˚21,27 с.ш., 21˚34 в.д. и 70˚20,62 с.ш., 21˚35,7 в.д., третья банка из 10 мин между точками 70˚20,52 с.ш., 21˚36,83 в.д. и 70˚21,75 с.ш., 21˚40 в.д.; минный интервал - 370 метров, углубление - 3,7 метра. Последующим определением места установлено, что в момент постановки ПЛ имела значительную невязку. Зарубежных данных об обнаружении заграждения и потерях на нем нет. 16.8 из-за среза шпилек крепления шахты подачи воздуха к дизелям внутрь шахты поступило 11 тонн воды, подлодку, находившуюся в момент аварии на глубине 85 метров, удалось одержать на предельной глубине погружения, но в результате происшествия раздавлена топливобалластная цистерна № 7. В дальнейшем действия на позиции постоянно осложнялись нарушением удифферентованности ПЛ из-за поступления воды внутрь шахты. Вечером не смогла атаковать 2 СКА из-за плохой управляемости. 19.8 ночью не смогла атаковать 2 СКР из-за потери плавучести. В 22.13 на подходах к проливу Серё-сунд в точке 70˚26,6 с.ш., 21˚38,9 в.д. произвела торпедную атаку отряда боевых кораблей, состав которого командир определил в 1 минный заградитель и 2 СКР. Атака выполнена по минному заградителю из подводного положения 4 торпедами с временным интервалом с дистанции 22,5 каб., через 185 сек. услышано 3 взрыва, в 22.23 в перископ наблюдался только 1 СКР. В 22.39 ПЛ произвела повторную атаку, как посчитал командир, оставшегося СКР из подводного положения 4 торпедами с временным интервалом с дистанции 19 – 19,5 каб., через 150 сек. услышано 2 взрыва, через 9 мин. осмотром в перископ цель не обнаружена. Атака противником не зафиксирована, преследования не было, по-видимому, безуспешно атакован германский конвой, следовавший в западном направлении, включавший транспорты «Севре», СКР «V 5903» и «V 6106». 21.8 в 21.19 начала возвращение в базу. 23.8 в 08.23 прибыла в Полярное;

1942 год 31 августа - 10 сентября
Боевой поход. 31.8 в 20.42 начала выход из базы в район мыса Желания. 4.9 в 17.00 прибыла на позицию. 8.9 произвела поиск до кромки льда и дошла до параллели 78˚40 с.ш. 9.9 произвела кратковременный поиск в Карское море на восток от мыса Желания. 10.9 в 04.12 достигла меридиана 78˚40 в.д. 16.9 произвела поиск до кромки льда повторно, встреч с кораблями противника не имела. Из-за пропусков кингстонов ТБЦ потеряно 25 тонн соляра. При одном из погружений не открылись клапана вентиляции ЦГБ № 12, 13 и пл погрузилась с дифферентом на нос 35 градусов, в результате чего пролит электролит. 18.9 в 09.42 начала возвращение в базу. 10.9 в 09.20 прибыла в Полярное;

1942 год 27 сентября
Начала текущий ремонт с заменой АБ;

1942 год 23 октября
Указом Верховного Совета СССР ПЛ награждена орденом Красного Знамени;

1942 год 12 ноября
С 12.11 находилась в доке;

1943 год 16 января
Вступила в строй после ремонта;

1943 год 10 - 21 февраля
Боеовой поход. 10.2 в 17.00 начала выход из базы в район Лоппского моря на позицию № 2. 12.2 в 16.57 в результате короткого замыкания на клеммах переключателей подстанции № 5 в дизельном отсеке возник пожар, вышли из строя горизонтальные и вертикальный руль, перегорели электрокабели всех вспомогательных механизмов, до 18.25 находилась без хода в надводном положении. Личный состав из 5-го отсека был эвакуирован, отсек загерметизирован. В результате пожара выгорела подстанция № 5, изоляция прочного корпуса, нарушилось электропитание механизмов отсека и управления кормовыми горизонтальными рулями. Пожар потушен методом герметизации отсека. 13.2 в 05.00 введено в строй электрическое управление рулями, в 18.53 пущены главные дизели. До 17.2 из-за плохой видимости находилась в районе зарядки АБ, одновременно устраняя повреждения. В 13.50 при приближении к берегу ударилась о грунт. При всплытии в перископ обнаружена антенная мина. Из-за невозможности определиться при плохой видимости подлодка вернулась в район зарядки АБ. 18.2 с 08.40 по 09.15 произвела постановку минного заграждения № 59а в проливе Кег-сунд в Квенанген-фьорде. выставлено 19 мин одной банкой между точками 70˚05,5 с.ш., 20˚57 в.д. и 70˚05,2 с.ш., 21˚02,1 в.д.; минный интервал - 185 метров, углубление - 3,7 метра. 20-я мина застряла в люке минного устройства и в 09.21 самостоятельно выпала в точке 70˚05,7 с.ш., 21˚02,3 в.д. 21.2 1 мина вытралена МТЩ «R 56», с 26.5 по 27.5 - 5 мин вытралено МТЩ «R 121» и КАТЩ с плавбазы ПЛ «Париж». Германский транспорт «Дюна», (1926 брт.), затонувший в результате подводного взрыва в 20.00 22.4 в Люнген-фьорде погиб на оборонительном минном заграждении «NW-14», выставленном 29.3 германским минным заградителем «Скагеррак». Остатки минного заграждения № 59а обнаружены ПЛ «С-19» в ходе похода 13 – 28 ноября 1944 г. Вечером 18.2 не смогла высадить разведгруппу из-за большого волнения. С 23.30 19.2 по 01.00 20.2 высадила разведгруппу на о-ве Арней. 20.2 в 02.18 произвела торпедную атаку группы мотоботов у пирса в бухте Воген. Атака выполнена из надводного положения 4 торпедами с дистанции 12 – 13 каб., через 90 сек. у пирса замечено три вспышки. Зарубежных данных нет. В 02.55 обнаружена подлодка противника, которую командир «К-21» решил потопить таранным ударом, но ПЛ противника уклонилась погружением. Зарубежных данных нет. В 06.46 начала возвращение в базу. 21.2 в 16.07 в районе о-ва Кильдин атакована немецким самолетом «Ju-88», сбросившим после погружения ПЛ 2 бомбы. От близких разрывов вышло из строя освещение кормовых отсеков и гирокомпас. В 21.20 прибыла в Полярное;

1943 год 24 февраля - 6 марта
Прошла навигационный и аварийный ремонт на заводе ГУ СМП в пос. Роста;

1943 год 3 марта
В 21.45 подверглась нападению 12 «Ju-88», сбросивших около 40 бомб, в результате чего ПЛ получила мелкие повреждения;

1943 год 3 апреля
В 02.17 начала выход из базы. Ударилась ограждением левого пера рулей о пирс. При первом же погружении кормовые горизонтальные рули заклинило, в результате чего командир принял решение вернуться в базу. В 08.00 прибыла в Полярное;

1943 год 4 - 17 апреля
Боеовой поход. 4.4 в 00.04 начала выход из базы в район Лоппского моря на позицию № 2. На переходе обнаружила несколько плавающих мин. 4.4 в 01.00 прибыла на позицию. С 23.15 по 23.54 выставила минное заграждение № 63 севернее о-ва Лоппа. Всего выставлено 20 мин одной банкой между точками 70˚26 с.ш., 21˚24 в.д. и 70˚25,9 с.ш., 21˚30,8 в.д.; минный интервал - 370 метров, углубление - 4,3 метра, в т.ч. 4 мины с прибором «Чайка». При постановке крышку люка минно-балластной цистерны левого борта заклинило в открытом положении. 9.4 в 14.43 произвела торпедную атаку одиночного эсминца в точке 70˚34 с.ш., 21˚38 в.д. из подводного положения 6 торпедами с временным интервалом с дистанции 14 каб., через 108 сек. акустиком и в IV отсеке услышано 2 глухих взрыва, преследования не было. В 14.53 в перископ ЭМ не обнаружен, но зарубежных данных нет. В 15.49 в направлении минного заграждения зафиксировано 2 взрыва. Зарубежных данных об обнаружении заграждения и потерях на нем нет. 10.4 предприняла неудачную попытку проникнуть в район Харстада. 12.4 С 14.09 по 15.55 в точке 69˚25,8 с.ш., 15˚47 в.д. обстреляла артиллерией группу из 6 мотоботов, по докладу командира 4 из которых были потоплены, и 1 поврежден. Израсходовано 44 100-мм снаряда, реально потоплен норвежский рыболовный мотобот «Фрёй» (40 брт.), повреждены мотоботы «Хавегга», «Барен» и «Эйштейн», остался неповрежденным мотобот «Гида». Общие потери экипажей норвежских мотоботов составили 9 человек погибшими и 5 раненными, один из которых позднее умер. С 6-го мотобота «Скрейн», (70 брт.) был снят экипаж из 7 человек, из низ 3 впоследствии умерло в плену и 1 пропал без вести, вступив в ряды Красной Армии. При ведении огня в 15.17 волной смыт за борт подносчик снарядов краснофлотец Лабутин А. Командир настойчивости в поисках упавшего за борт не проявил, посчитав его погибшим. После ухода ПЛ спасен норвежскими рыбаками с мотобота «Барен» и некоторое время жил в рыбацкой деревне, попал в немецкий плен, в октябре 1944 года бежал из плена и через Швецию и Финляндию вернулся в СССР. В 1945 году сражался в частях морской пехоты под Кенигсбергом. 14.4 выяснилось, что топливо из топливобалластных цистерн № 4, 8 и 9 не подается, а оставшегося топлива хватит только для перехода в базу. По причине сильного шторма возвращение задержалось на сутки. Из-за движения под вспомогательным дизелем во время шторма топливо оказалось сэкономленным, на лодке осталось 35 тонн соляра. 17.4 в 15.60 прибыла в Полярное;

1943 год 13 мая - 16 июня
Прошла навигационный ремонт;

1943 год 27 июня
В 09.05 начала вход из базы в район севернее Хаммерфеста на позицию № 2а. Во время перехода произошло замыкание на станции правого гребного электродвигателя, ПЛ зашла для устранения повреждений в Ваенгу. В 15.45 вновь вышла на позицию. В 16.42 при срочном погружении из-за поломки упорного подшипника кормовых горизонтальных рулей, рули заклинились и пл погрузилась с дифферентом 25 градусов на корму. Из-за невозможности устранить повреждения в море в 21.10 вернулась в Полярное;

1943 год 28 июня - 16 июля
Прошла аварийный ремонт;

1943 год 5 августа
Боевой поход. 5.8 в 08.05 нчала выход из базы в район севернее Хаммерфеста на позицию № 2а для минной постановки и последующих действий между меридианами 16 градусов и 22 градуса в.д. Утром 8.8 прибыла на позицию, но в течении двух суток не смогла осуществить минную постановку из-за плохой видимости. 10.8 с 21.46 по 22.13 выставила минное заграждение № 67а в районе о-ва Иельмсё из 20 мин одной банкой между точками 70˚59,7 с.ш., 24˚28,6 в.д. и 71˚02,2 с.ш., 24˚28,2 в.д.; минный интервал - 240 метров, углубление - 4,3 метра, в т.ч. 5 с прибором «Чайка». Зарубежных данных об обнаружении заграждения и потерях на нем нет. 11.8 в 20.40 получила приказ действовать в районе Лоппского моря на позиции № 2 ввиду возможности выхода германской эскадры. В течении 12.8 и 13.8 дважды неудачно пыталась проникнуть в пролив Серё-сунд, ПЛ препятствовали сильный туман и СКР противника. Вышел из строя кингстон цистерны быстрого погружения. Утром 16.8 не смогла выйти в атаку по неустановленному судну, после погружения цель в перископ не обнаружена. 20.8 в 20.00 начала возвращение в базу. 23.8 в 09.30 прибыла в Полярное. В течение похода обнаружила 15 плавающих мин.

1943 год 24 августа - 22 ноября
Прошла навигационный ремонт и докование;

1943 год 26 декабря - 1944 год 2 января
Боевой поход. 26.12 в 16.25 начала выход из базы на перехват линкора «Шарнхорст», с задачей затем действовать в районе о-ва Серё на позиции № 3 (старший на борту - командир 1-го ДиПЛ кап. 2 ранга Лунин Н.А.). 27.12 с 08.32 по 14.40 находилась в районе гибели линкора «Шарнхорст», после чего начала переход на позицию № 3. Утром лопнула масляная магистраль левого дизеля, ход уменьшился до 14 узлов. 28.12 в течении суток штормовала. 1.1 в 03.53 по приказу командования начала возвращение в базу. 2.1 в 11.50 прибыла в Полярное;

1944 год 28 января - 4 февраля
Прошла навигационный ремонт;

1944 год 6 - 12 апреля
Боевой поход. 6.4 в 21.00 начала выход из базы в район о-ва Иельмсё – о-ва Серё на позицию «Х» (старший на борту - командир 1-го ДнПЛ кап. 2 ранга Августинович М.П.). 8.4 из-за неправильных действий личного состава затоплен трюм отсека, залит электромотор кормовых горизонтальных рулей. 9.4 в 03.30 прибыла на позицию. 10.4 с 18.02 по 18.30 произвела постановку минного заграждения № 49в на входе в пролив Серё-сунд. Первая банка из 8 мин «ЭП-Г» между точками 70˚46 с.ш., 23˚34,2 в.д. и 70˚45,3 с.ш., 23˚36,4 в.д., вторая банка из 8 мин между точками 70˚45,3 с.ш., 23˚36,4 в.д. и 70˚45,8 с.ш., 23˚38 в.д., третья банка из 4 мин между точками 70˚45,8 с.ш., 23˚38 в.д. и 70˚46,4 с.ш., 23˚37,1 в.д.; минный интервал - 185 метров, углубление - 4,3 метра. Из поставленных 4 мины имели прибор «Чайка», 2 мины раздавлены при постановке, 1 взорвалась через несколько минут, еще один сильный взрыв в направлении заграждения услышан в 19.57. Зарубежных данных об обнаружении заграждения и потерях на нем нет. В 19.19 при форсировании минного заграждения коснулась минрепа, но взрыва не последовало. Дважды коснулась грунта, в результате чего сорвано ограждение вертикального руля. 11.4 в 02.45 начала возвращение в базу. 12.4 в 12.46 прибыла в Полярное;

1944 год 15 апреля
Начала средний ремонт, в ходе которого установлены приборы приборы установки глубины и прибор установки прибора Орби;

1945 год
В начале года начата установка торпедного автомата стрельбы «ТАС-Л». На 9 мая 1945 года находилась в ремонте на завода ГУ СМП в пос. Роста. За время ВОВ ПЛ совершила 11 боевых походов и произвела 10 торпедных атак с выпуском 37 торпед, 2 артиллерийские атаки, в результате которых потопила 21.01.1942 норвежский мотобот «F-223N» (ок. 15 брт.), 12.04.1943 потопила норвежский рыболовный мотобот «Фрёй» (40 брт.) и повредила еще 3 рыболовных мотобота, произвела 7 минных постановок, выставив 12 минных банок из 118 мин, на которых 27.11.1941 подорвался и затонул норвежский транспорт «Besscheim» (1774 брт.), 09.07.1942 германский корабль ПЛО «FD 6/Uj 1110» (510 брт.). Возможно 10.11.1941 получил повреждение транспорт "Ригель" (3828 брт) ;

1949 год 12 января
Переклассифицирована в большую ПЛ;

1949 год 6 - 14 апреля
Принимала участие в океанографической работе в районе архипелага Новая Земля;

1949 год 9 июня
Переименована в «Б-4»;

1951 год март
Переформирована в состав 161-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с прежним местом базирования;

1953 год август
Отрабатывала курсовые задачи после длительного текущего ремонта на СРЗ в Росте (г.Мурманск);

1953 год осень
Начала использоваться в качестве зарядовой станции для ПЛ соединения;

1954 год 11 сентября
Выведена из боевого состава, переформирована в зарядовую станцию и в Екатерининской гавани (г.Полярный) поставлена на прикол;

1956 год 20 июня
Переименована в «ПЗС-51»;

1956 год 17 августа
Переформирована в учебно-тренировочную станцию, переименована в «УТС-5»;

1981 год весна
Поставлена в плавдок «ТПД-12» на СРЗ-10 (г.Полярный) для преобразования в музей. После переделки трёх кормовых отсеков под экспозицию (4 первых остались практически без изменений) отбуксирована в г.Североморск;

1983 год 24 июля
Установлена на постамент (с погружением в воду при приливе) в качестве мемориальной подводной лодки и открыта как филиал Музея Северного флота в г.Североморск;

1984 год 15 марта
Исключена из списков судов ВМФ;

1998 год (приблизительно)
В конце 1990-х годов был проведен ремонт подводной части ПЛ-музея;

2013 год
Являлась филиалом Музея истории города и флота в г.Североморск. Была открыта для посещения;

2013 год июль - 2014 февраль
ПЛ-музей отремонтирована с использованием новейших технологий и останется в строю как минимум на 30 лет в качестве музея в столице Северного флота, сообщил РИА Новости начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы ЗВО по Северному флоту кап.1р. Вадим Серга. По его словам, легкий корпус подводной лодки был полностью очищен от лакокрасочных материалов и покрыт стеклопластиком, не подверженным коррозии и не требующим в дальнейшем покраски. Часть корпуса ниже ватерлинии окрашена специальной эпоксидной ледокольной краской. Пространство между легким и прочным корпусами залито гидробетоном, чтобы максимально укрепить корпус лодки. Проведены работы по усилению носовой части лодки-музея;

2014 год 19 марта
В День моряка-подводника, после масштабной реконструкции, ПЛ-музей открыта для посещения;

2015 год 26 декабря
В ПЛ-музее Северного флота сработала пожарная сигнализация. На место незамедлительно прибыло три пожарных отделения. Одно из помещений было задымлено. В ходе разведки было установлено, что причиной задымления послужило короткое замыкание кабеля. Дело в том, что кабель 380В, который подает питание в музей, проложен через трубу. А в эту трубу попадает морская вода. ПЛ-музей была обесточена и закрыта для посещения;

2015 год 31 декабря
По сообщению пресс-служба Минобороны со ссылкой на Северный флот: "...мемориальный комплекс "Краснознаменная подводная лодка "К-21" будет работать на протяжении всех новогодних каникул";

2018 год
ПЛ-музей открыта для посещения. Действует по настоящее время.




командиры:


1. Потапов Л.С. (29.05.1939-30.04.1941)
2. Жуков А.А. (30.04.1941-03.03.1942)
3. Лунин Н.А. (04.03.1942-24.11(23.12?).1943)
4. Арванов З.М. (23.12.1943-09.1945)
5. Жуков А.А. (21.09.1945-06.10.1947)
6. Богуш В.Н. (1947-1950)
7. Маринин А. (1950-1952?)
8. Юрин Н.М. (1952?-1953-1954-1955?)



дополнтельные материалы:


1. Фотография ПЛ К-21 в Полярном. Лето 1942 года.
2. Фотография УТС-5 в Полярном. Июнь 1962 года.
3. Фотография буксировки корпуса ПЛ К-21 в Североморск. 1983 год (предположительно).
4. Фотография Филиала Музея СФ мемориальной ПЛ "К-21". 20.08.2011г.



список источников:


1. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
2. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
3. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг., Харвест, Минск, 2002г.
4. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
5. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
7. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", Выпуск 15, №3/1999г.
8. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Галея Принт, 1999г.
9. Отчеты командиров ПЛ СФ за 1941-1943гг.
10. Платонов А.В. "Советские большие подводные лодки типа "К" XIV серии", Подводный флот, №11.
11. Сборник "Фронт проходил под водой", ФГУП "СПМБМ "Малахит", Санкт-Петербург, 2003г.
12. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
13. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.3, "Стратегия КМ", Москва, 2005г.
14. Морозов М.Э. "Боевые биографии Гвардейских подводных лодок Севеного флота (часть I)", Подводник России, №4, 2004г.
15. Фотография Николаева А.С.
16. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.
17. Информация с сайта РИА Новости.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

© 2004-2023 Составитель Андрей Николаев.
Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2004-2023 Design by Andrey S. Nikolaev.
All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.