Rambler's Top100 Подводная лодка "U-3035", "N-28", "Н-29", "Б-29", "ПЗС-31". Тип XXI (Германия)

"U-3035" (ВМС Германии), "N-28" (ВМС Великобритании),
"Н-29", "Б-29", "ПЗС-31" (ВМФ СССР)

Тип "XXI" (Германия)




фотография:



Подводные лодки 158-й БрПЛ 27-й КрДиПЛ 4-го ВМФ в Военной гавани г.Либава. Лето 1955 год.
Ближняя (б/н 70) предположительно ПЛ С-166 проекта 613 с демонтированной АУ СМ-24 ЗИФ-1,
далее ПЛ С-154 проекта 613 с демонтированными АУ и установленной ГАС "Арктика" (закрыта брезентом),
за ней еще одна ПЛ проекта 613 с АУ и дальня (б/н 94) - ПЛ Б-29 типа "XXI".
Фотография из архива Ковалёва Э.А.




историческая справка:


1944 год 11 ноября
Заложена в г.Бремен (Германия) на верфи AG Weser;

1945 год 24 января
Спущена на воду;

1945 год 1 марта
Вступила в строй ВМС Германии. Вошла в состав 4-й Флотилии (занималась учебной подготовкой);

1945 год 8 мая
Сдалась союзникам во фьорде Stavanger (Норвегия);

1945 год 1 июня
Переведена в Loch Ryan (Шотландия). Зачислена в списки ВМС Великобритании под наименованием "N-28";

1945 год 5 ноября
После раздела союзниками Германского флота передана СССР с предназначением в состав Краснознаменного Балтийского флота. Зачислена в состав ВМФ СССР. Приведена английским экипажем в Либаву (Лиепая);

1946 год 13 февраля
Переименована в "Н-29";

1946 год 15 февраля
Принята советским экипажем. Зачислена в состав 1-го ДнПЛ 1-й КрБрПЛ Юго-Балтийского флота (с 01.1947 - 4-й ВМФ) с базированием на Либаву (Лиепая);

1946 год - 1948 год
ЦНИИ Военного кораблестроения провел разносторонние натурные испытания ПЛ, результаты которых использовались при создании отечественных дизель-электрических подводных лодок первого послевоенного поколения;

1949 год 12 января
Отнесена к классу больших подводных лодок;

1949 год 9 июня
Переименована в "Б-29";

1950 год 30 апреля
Вышла в море для испытания системы стабилизации глубины без хода «Медуза». После очередного погружения всплыла в надводное положение, но для экономии воздуха высокого давления ЦГБ были продуты не полностью, лодка оставалась в позиционном положении. На мостик поднялся командир и рулевой-сигнальщик. В этот момент командир увидел, что лодка погружается и срочно вместе с сигнальщиком спустился в центральный пост, причем через шахту рубочного люка в центральный пост попало небольшое количество воды. Как оказалось, из-за неудачного расположения приемной шахты подачи воздуха к дизелям и волнения моря, вода стала поступать в дизельный отсек. Личный состав моторной группы поступление воды заметил поздно, лодка упала на грунт на глубине 80 метров. Клапан подачи воздуха к дизелям был закрыт отчаянными усилиями мотористов, но за короткое время заполнился пятый и шестой отсеки. Переборочная дверь между пятым и шестым отсеком оказалась не задраена, и по причине создавшегося дифферента на корму в первую очередь был затоплен шестой отсек. Личный состав отсека смог преодолеть слой воды и перешел в пятый. Всего в двух затопленных отсеках в воздушной подушке оказалось 12 человек. Четверо мотористов под командованием л-та Кудрявцева Л., находясь под подволоком отсека, на крышках дизелей, по очереди ныряли в замазученную ледяную воду, пытаясь открыть клапан аварийного осушения отсека. Удалось это только через несколько часов. Отсек был осушен, вода из отсеков была откачана за борт помпой центрального поста. Лодка смогла всплыть в надводное положение, и после замены дизельного масла запустила оба дизеля и самостоятельно направилась в пункт базирования, по пути была обнаружена спасательными силами, посланными на поиск пропавшей лодки. Пострадавших не было;

1951 год март
Переформирована в состав 158-й БрПЛ 27-й КрДиПЛ 4-го ВМФ (с 04.01.1956 - Краснознаменный Балтийский флот) с прежним местом базирования;

1955 год 29 декабря
Выведена из боевого состава, разоружена, переформирована в зарядовую станцию;

1956 год 18 января
Переименована в "ПЗС-31";

1958 год 25 марта
Исключена из списков флота. Сдана в отдел фондового имущества для разделки на металл.




командиры ВМС Германии:


1. Ernst-August Gerke (01.03.1945-08.05.1945)

командиры ВМФ СССР:


1. Ветчинкин П.П. (20.09.1946-31.10.1946)
2. Арванов З.М. (10.1946-06.1951)



список источников:


1. Антонов А.М. "Германские электролодки XXI и XXIII серий", Гангут, Санкт-Петербург, 1997.
2. Информация с сайта "Uboat.net".
3. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
4. Бережной С.С. "Трофеи и репарации ВМФ СССР", Справочник, Якутск, 1994г.
5. Хромов Н.Е. "Подводные силы Балтийского флота 1906-2006", Кладезь, Калининград, 2006г.
6. Информация от Ковалёва Э.А.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017