Rambler's Top100 Подводные лодки Великобритании на Северном флоте

Английские подводные лодки в составе Северного флота
(08.1941-01.1942 год, базирование на Полярное).


Хотя в период предшествующий Второй Мировой войне, советско-английские отношения нельзя было назвать особенно теплыми из-за резких идеологических разногласий, все же именно в военно-морской области существовало определенное взаимопонимание.

После длительных переговоров 17 июля 1937 года заключено советско-британское морское соглашение. Страны в 1938 – 1939 годах информировали друг друга о закладке и вступлении в строй новых кораблей, их названиях и составе вооружения. В предвоенный период в Англии закуплены эхолоты для подлодок, гирокомпасы, секстаны и т.д.

Еще 15 июня 1941 британский премьер-министр У. Черчилль информировал президента США Ф.Рузвельта о том, что в случае войны Германии и СССР, он выступит за сотрудничество с Советским Союзом.

За три дня до этого, 12 июня последовало указание военному ведомству от правительства Англии о формировании военной миссии. Она должна была находиться в постоянной готовности немедленно вылететь в Россию. Действительно, адмирал тыла Майлс с рабочим аппаратом прибыл в Москву уже 25 июня.

Вначале предполагалось, что в Арктике должна будет оперировать английская ударная группа из 2 крейсеров, 4 эсминцев, 3 тральщиков. Пункт базирования – либо Мурманск, либо архипелаг Свальбард (Шпицберген). Группу должен был возглавлять кэптен Р. Биван. Он лично провел рекогносцировку мест возможного базирования и доложил, что в Мурманске слаба противовоздушная оборона, а Свальбард непригоден для длительного пребывания кораблей, даже имея, как планировалось, плавучий тыл из 2 танкеров и 2 транспортов. В начале июля в штаб Северного флота прибыла английская военно-морская делегация. В ее состав входили контр-адмирал Майлс, кэптен Вейберт, полковники авиации Берд, Пирс и некоторые другие офицеры. Они изучили вопрос о возможности базирования английских кораблей и приема конвоев. На основании полученных докладов Адмиралтейство обратилось в советскую военную миссию в Лондоне с предложением отправить в Арктику 2 подводные лодки, которые будут базироваться на Полярное, как и советские ПЛ. Подводные лодки планировалось использовать для борьбы на коммуникациях и прикрытия прибывающих конвоев. При этом английские лодки намечалось использовать не у побережья, а в более мористых районах.

Первыми на Север пришли 2 подводные лодки типа «Т» - «Тигрис» (“Tigris”, N63) и «Трайдент» (“Trident”, N61). На смену им прибыли подводные лодки типа «S» - «Силайен» (“Sealion”, 72S) и «Сивульф» (“Seawolf”, 47S). Пришедшая в свою очередь им на смену однотипная подводная лодка «Стугерон» (“Sturgeon”, 73S) прибыла в Полярное 11 января 1942 г., но она пробыла там совсем недолго, так как прибытие линкора «Тирпиц» в Трондхейм заставило срочно отозвать ПЛ (17 января). В дальнейшем английские лодки заходили в Полярное, но только для заправки горючим и короткого отдыха. Так 30 мая 1942 в охранении конвоя PQ-16 опять прибыли “Trident” и “Seawolf” (как правило, пара подводных лодок включалась в типовое охранение конвоя на Север России). Другие британские подводные лодки, которые заходили в Полярное во время Второй мировой войны, делали это только с целью дозаправки горючим. Они являлись частью эскорта, защищавшего конвои PQ-17 и PQ-18 от линкора «Тирпиц» в июле и сентябре 1942 г.

Период участия английских лодок в боевых действиях Северного флота сравнительно невелик – с августа 1941 года по январь 1942 года. Субмарины выполнили 10 походов (“Trident” и “Tigris” – по три, “Sealion” и “Seawolf” – по два). Достоверно потоплены 1 охотник за подлодками и 7 транспортов, предположительно – еще один транспорт и охотник за подлодками, поврежден один транспорт. Для десяти походов результат весьма высокий: потопленный тоннаж равен 17547 брт. что, конечно, очень мало по сравнению с результатами подлодок Германии в Северной Атлантике, где успехи одной немецкой подлодки могли превзойти все удачные действия британских подлодок в ночной операции против конвоя в 1941 г. Но условия были совершенно разными, так как «фонд» торговых судов у Германии был гораздо меньше, чем у союзников, и даже небольшие грузовые суда, используемые в Арктике, были незаменимы, так как немецкая армия на Кольском фронте целиком зависела от каботажных перевозок для пополнения запасов и военной силы. Именно по этой причине уничтожение каждого плывущего на восток судна представляло собой настоящую тактическую победу.

Британские подводные лодки, сражавшиеся плечом плечу с советскими в качестве их единственного партнера на этом участке Северного фронта, сыграли положительную роль, участвуя – хоть и недолго – в героической обороне Красной Армией очень важного района – залива Кольского полуострова. По крайней мере, они внесли свой вклад в активную демонстрацию солидарности союзников в критический момент войны с Германией.




Тип «T» серия I (Великобритания).


1. Количество подводных лодок проекта: 15


2. Изображение проекта:


Подводная лодка типа Т


3. Состав проекта (подводные лодки базировавшиеся на Полярное):


Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 CHATHAM (Великобритания): Верфь "HM Dockyard" (2)

1

 N63 "Tigris"

?

11.05.1938

31.10.1939

20.06.1940

 27.02.1943? – погибла

 BIRKENHEAD (Великобритания): Верфь "Cammell Laird" (4)

2

 N61 “Trident”

?

12.01.1937

07.12.1938

01.10.1939

 1940 год пер. в N52


4. История проекта:


Лодки типа "Т" являлись патрульными лодками открытого моря. Имели мощное торпедное вооружение. Строились тремя сериями по 15 (1937 – 1940), 7 (1940 – 1942) и 31 (1942 – 1945) подводных лодок соответственно. Активно использовались во Второй мировой войне на Северном и Средиземном морях. 12 лодок этого типа погибли на Средиземном море.


5. Схема проекта:


? Нет данных.


6. Тактико-технические данные проекта:


водоизмещение            надводное                       -        1090 т

                                    подводное                       -        1573 т

скорость                       в надводном положении -        15,25 узлов

                                    в подводном положении  -        8,75 узлов

дальность плавания      в надводном положении -        8000 (06) миль

экипаж                                                                -        56 человек.

размерения                                                         -        275,5х26,5х16,25 фут.

вооружение                  21 дюймовые НТА           -        8 шт.

                                    21 дюймовые CТА           -        2 шт.

                                    резерв торпед                  -        16 шт.

                                    орудие 4 дюйма              -        1 шт.

                                    пулемет                           -        3 шт.

мощность:                    дизель                            -        2500 л.с.

                                     электромотор                  -        1450 л.с.



Тип «S» серия I и II (Великобритания).

Подробная информация о типе "S" II серии


1. Количество подводных лодок проекта: 4 (серия I) и 8 (серия II)


2. Изображение проекта:


Подводная лодка типа S серия I

тип «S» серия I

Подводная лодка типа S серия II

тип «S» серия II


3. Состав проекта (подводные лодки базировавшиеся на Полярное):


Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 CHATHAM (Великобритания): Верфь "HM Dockyard" (4) Type I

1

 73S "Sturgeon"

?

01.01.1931

08.01.1932

27.02.1933

 BIRKENHEAD (Великобритания): Верфь "Cammell Laird" (3) Type II

2

 72S “Sealion”

?

16.05.1933

16.03.1934

21.12.1934

 GREENOCK (Великобритания): Верфь “Scotts” (1) Type II

3

 47S “Seawolf”

?

25.05.1934

28.11.1935

12.03.1936


4. История проекта:


Лодки типа "S" являлись средними патрульными лодками. Имели достаточно мощное торпедное вооружение. Строились тремя сериями по 4 (1930 – 1933), 8 (1933 – 1938) и 50 (1940 – 1945) подводных лодок соответственно. Активно использовались во Второй мировой войне на Северном и Средиземном морях. 18 (9 – I и II типа, 9 – III типа) лодок этого типа погибли за время войны.


5. Схема проекта:


Подробная информация о типе "S" II серии


6. Тактико-технические данные проекта:


водоизмещение            надводное                       -        640 (670 - II серия) т

                                    подводное                       -        935 (960 - IIсерия) т

скорость                       в надводном положении -        13,75 узлов

                                    в подводном положении  -        10 узлов

дальность плавания      в надводном положении -        3690 при 10 (3800 при 10 - для II серии) миль

экипаж                                                                -        36 (39 - для II серии) человек.

размерения                                                         -        202.5(208.75 - для II серии)х24х10.5 футов

вооружение                  21 дюймовые НТА           -        6 шт.

                                    резерв торпед                  -        12 шт.

                                    орудие 3 дюйма              -        1 шт.

                                    пулемет                           -        1 шт.

мощность:                    дизеля                             -        1550 л.с.

                                    электромотора                 -        1300 л.с.


Источники:


- пер. Николаева А. «Подводные лодки: свыше 300 подводных лодок мира», Издательство АСТ, Москва, 2001г.
- Браун Д. «Действия британских подводных лодок с баз Кольского полуострова в 1941 – 1942 гг.», 2000г.
- Боженко П.В. «Субмарины на войне», сборник, Львов, 1997г.
- Информация с сайта (http://www.britsub.net)
- Справочная информация с сайта http://www.uboat.net


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2016