Rambler's Top100 Д-5 "Спартаковец" Б-32 Тип "Д" I серии

"Спартаковец" (бортовой №22 и №12), Д-5, Б-32
тип "Д" I серии




фотография:


Д-5


ПЛ "Спартаковец" (тип "Д" I серии, бортовой №12) на бочках в Босфоре. Стамбул, 10.1933.
Фотография из книги Морозова М.Э. и Кулагина К.Л. "Первые подлодки СССР. "Декабристы и "Ленинцы".




историческая справка:


1927 год 14 апреля
Заложена в г.Николаев на заводе им. А.Марти под наименованием "Спартаковец". По другим данным заложена 25.03.1927;

1930 год 28 сентября
Спущена на воду. По другим данным - 12.10.1929;

1931 год 3 февраля
Вступила в строй по приказу РВС;

1931 год 3 февраля
Зачислена в 1-й ДнПЛ БрПЛ МСЧМ;

1931 год 5 апреля
Подписан приемный акт. Вступила в строй, предположительно получила бортовой № 22;

1931 год 17 мая
Вошла в состав Морских сил Черного моря;

1932 год 1 июня (предположительно)
Получила бортовой № 12;

1933 год 18 - 21 октября
Находилась с визитом в Стамбуле (Турция) в составе отряда НК и ПЛ;

1934 год 15 сентября
Получила литерно-цифровое обозначение "Д-5";

1935 год 11 января
Вошла в состав Черноморского Флота;

1936 год ноябрь
Переформирована в состав 11-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1937 год
Активно занималась учебно-боевой подготовкой. За год прошла 3335 миль над и 188 миль под водой;

1938 год
Активно занималась учебно-боевой подготовкой. За год прошла 6229 миль над и 518 миль под водой;

1939 год сентябрь - октябрь
Находилась в боевом походе на позиции у Босфора в течении двух недель;

1940 год 8 июня
При погрузке ГЭД через горловину ПК при снятом съемном листе, по недосмотру личного состава, ГЭД уронили между ДД;

1940 год
Находилась в среднем ремонте. Ремонт был окончен 28 декабря;

1941 год февраль
Переформирована в состав 2-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1941 год 10 марта
Выполнила программу учебных задач и была переведена во 2-ю линию;

1941 год 25 мая - 12 июня
Несла скрытый дозор на подходах к Севастополю. Не смогла принять участия в больших учениях флота из-за поломки перископа;

1941 год 22 июня
К началу войны числилась во 2-й линии, находилась в Севастополе, входила в состав 2-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1941 год 7 - 18 июля
В 14.10 7.7 вышла в район м. Олинька (позиция №3). 8.7 прибыла в район позиции, но задержана в районе зарядки АБ приказом командира 1-й БрПЛ. С 10.7 патрулировала на позиции. Встреч с кораблями противника не имела. 16.7 начала возвращение в базу и в 16.40 18.7 прибыла в Севастополь;

1941 год 18 - 28 августа
В 16.54 18.8 вышла в район м. Эмине (позиция №5). 20.8-26.8 патрулировала на позиции, встреч с кораблями противника не имела. В 17.48 28.8 вернулась в Севастополь;

1941 год 18 - 28 сентября
В 12.00 18.9 вышла в район м. Шаблер (позиция №12). В 04.00 20.9 заняла позицию. В 11.10 21.9 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 2 ММ) в районе м. Шаблер (ТР ? т, ата-ка=подв/пр/1, д=7 каб., промах - неудачно атакован итальянский ТН "Тампико"). Румынский ММ "Налука" и гса типов "Сant.501" и "SМ.55" сбросили на ПЛ 4 глб, не причинивших лодке повреждений. В 19.30 25.9 начала возвращение в базу и в 14.09 28.9 прибыла в Севастополь;

1941 год 21 - 30 октября
В 13.18 21.10 вышла в район м. Шаблер (позиция №20). 22.10 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. Вечером 28.10 оставила позицию и в 11.25 30.10 прибыла в Севастополь;

1941 год 18 - 21 ноября
В 18.35 18.11 вышла в район Алушты с цель обстрела войск противника (обеспечивающий - командир 2-го ДнПЛ капитан 2 ранга А.В.Бук). Около 19 ч 20.11 обстреляла город с д=45 каб. из 102 и 45-мм орудий (выпущено 9 102-мм и 30 45-мм снарядов). Из-за ошибочного доклада о выходе из строя элеватора подачи снарядов прекратила обстрел и погрузилась. В 10.15 21.11 прибыла в Поти;

1941 год 17 - 18 декабря
Перешла в Новороссийск;

1941 год 29 декабря - 1942 год 5 января
29.12 вышла для выполнения спец. операции высадки ДРГ в районе с. Коктебель для блокирования дороги Феодосия - Алушта. В ночь на 30.12 высадка не состоялась из-за шторма, утонул трюмный краснофлотец Н.А. Кривошеин. В 03.00 31.12 произвела высадку. Из-за сильного волнения лодка смогла высадить только 21 вместо 31 человек из состава ДРГ (из 21 десантника не менее 2 утонули, после высадки ДРГ попала в засаду и не выполнила поставленную задачу, к своим войскам вышло только 5 десантников). До 2.01 осуществляла навигационное обеспечение Керченско-Феодосийской десантной операцииВ 13.15 5.1 прибыла в Поти;

1942 год 5 января
Перешла в Поти;

1942 год 12 - 13 января
Перешла в Туапсе;

1942 год 14 января
Начала текущий ремонт;

1942 год 23 - 24 марта
В 14.30 23.3 во время стоянки в Туапсе подверглась удару авиации противника. 3 250-кг бомбы взорвались на расстоянии 15-18 м от носовой части ПЛ. Получили повреждения обшивка ЦГБ №2, ГАС, эхолот, надстройка, носовые ТА и привод носовых горизонтальных рулей. 24.3 в результате воздушного налета из состава экипажа на ПБ "Нева" погибло 6 краснофлотцев (по другим данным - 8 крснофлотцев);

1942 год 21 мая
Вступила в строй;

1942 год 23 - 24 мая
Перешла в Поти;

1942 год 13 - 14 июня
Перешла в Новороссийск, откуда принимала участие в снабжении Севастополя;

1942 год 15 - 19 июня
Транспортный рейс в Севастополь. Вышла из Новороссийска в 02.47 утра 15.06, прибыла в Севастополь в 01.00 17.6. Перевезла 40 т боеприпасов. Вышла из Севастополя в 03.20 17.6, прибыла в Новороссийск в 04.00 19.6. Эвакуировала из Севастополя 37 человек;

1942 год 20 - 24 июня
Транспортный рейс в Севастополь. Вышла из Новороссийска в 18.20 20.06, прибыла в Севастополь в 02.10 22.6. Перевезла 40 т боеприпасов, 36 т бензина и 4 человек. Вышла из Севастополя в 04.00 23.6, прибыла в Новороссийск в 20.40 24.6. Эвакуировала из Севастополя 69 человек. Днем 21.6 в районе Ялты атакована ТКА противника, сбросившими после погружения ПЛ 13 глб.;

1942 год 26 июня - 1 июля
Транспортный рейс в Севастополь. Вышла из Новороссийска в 13.00 26.06, прибыла в Севастополь в 22.45 28.6. Перевезла 40 т боеприпасов, 35 т бензина и 4 человек. Вышла из Севастополя в 03.20 29.6, прибыла в Новороссийск в 02.05 1.7. Эвакуировала из Севастополя 79 человек. В 04.25-08.32 27.6 подверглась преследованию самолетов противника, на лодке услышано около 150 взрывов;

1942 год 2 - 3 июля
Перешла в Поти;

1942 год 4 июля - 14 августа
Прошла текущий ремонт;

1942 год 10 августа
Пеерчислена в состав 1-го ДнПЛ БрПЛ ЧФ;

1942 год 24 - 25 августа
Перешла в Туапсе;

1942 год 25 - 29 августа
В 13.00 25.8 вышла в район сел. Семидворье (район Алушты) для снятия партизан. Партизаны не сняты, условных сигналов с берега не было, ПЛ обстреляна ружейным огнем. В 09.25 29.8 прибыла в Сочи;

1942 год 1 - 5 сентября
В 16.45 1.9 вышла в район сел. Отузы (между Судаком и Алуштой) для снятия партизан. 2.9 в точке 44°05' с.ш./36°35' в.д. атакована СКА, сбросившим 17 глб. Партизаны сняты не были, условных сигналов с берега не было, ПЛ обстреляна ружейным огнем. В 08.35 5.9 прибыла в Туапсе;

1942 год 7 - 8 сентября
Перешла в Поти;

1942 год 17 - 18 сентябяр
Перешла в Туапсе;

1942 год 19 - 23 сентября
В 20.00 19.9 вышла в район Алушты для снятия партизан. Партизаны обнаружены не были, в 12.44 23.9 ПЛ прибыла в Туапсе;

1942 год 24 - 25 сентября
Перешла в Поти;

1942 год 28 октября - 11 ноября
В 18.00 28.10 вышла в район Босфора (позиция №46). 1.11 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. 7.11 начала возвращение в базу и в 10.15 11.11 прибыла в Поти;

1942 год 4 - 18 декабря
В 17.10 4.12 вышла в район Босфора (позиция №46). 7-15.12 патрулировала на позиции. В 21.54-22.01 8.12 в точке 41°ЗО' с.ш./28°33,3' в.д. с д=2,5 каб. потопила артиллерийским огнем (израсходовала 9 102-мм и 11 45-мм снарядов) ПМШ, 200-300 т, неизвестной национальной принадлежности - по-видимому, потоплена турецкая ШХ "Кочибоглу" ("Kociboglu", другой вариант названия "Кочикоглу"), 176 брт, +0. 16 и 17.12 расстреляла 2 плавающие мины. В 05.16 18.12 прибыла в Поти;

1943 год 7 - 21 января В 17.26 7.1 вышла в район Босфора (позиция №46). В 21.30 10.1 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. В 22.38 17.1 начала возвращение в базу и в 05.56 21.1 прибыла в Поти;

1943 год 10 - 27 февраля
В 18.23 10.2 вышла в район Феодосия - м. Чауда (позиция №48-6). В 22.00 12.2 прибыла на позицию. В 21.55-21.59 14.2 в точке 44°58,9' с.ш./35°38,8' в.д. атакована 2 ТКА противника, от которых уклонилась срочным погружением - итальянский ТКА "МАS 569" безрезультатно выпустил по лодке 2 торпеды, обстрелял ее из пулемета и сбросил 6 глб. С 19.29 по 19.34 23.2 уклонилась от 2 торпед, шедших по поверхности - зарубежных данных нет. 25.2 начала возвращение в базу. В ночь на 27.2 кратковременно села на мель в районе Поти и в 07.15 27.2 прибыла в порт;

1943 год 20 марта
Начала капитальный ремонт;

1944 год 9 июня
Перечислена в состав ОУДнПЛ ЧФ. По другим данным - 27.06.1944;

1946 год 15 октября
Переведена в распоряжение Научно-исследовательского минно-торпедного института ВМФ. Подчинена командованию филиала полигона №221 в г.Феодосия;

1948 год лето
Окончила капитальный ремонт;

1948 год 25 июля
Принята от промышленности в состав ВМФ;

1948 год 2 октября
Переформирована в опытовую ПЛ;

1949 год 12 января
Отнесена к подклассу больших подводных лодок;

1949 год 16 июня
Переименована в Б-32;

1950 год апрель
Переформирована в состав 37-го ДнПЛ ЧФ (с 30.12.1950 - в 117-й бригаде опытовых кораблей УНИП ВМС);

1949 год - 1951 год
Участвовала в испытаниях подводных реактивных снарядов калибра 132 мм. Каждый такой снаряд был снабжен пороховым ракетным двигателем, обладал положительной плавучестью и имел внутри себя специальную камеру, куда перед пуском устанавливался специальный самописец, который во время пуска фиксировал параметры движения снаряда (курс, тангаж, крен) в водной и воздушной средах. Снаряды друг от друга отличались конфигурацией носовой части — от тупой до самой острой. На ПЛ было демонтировано артиллерийское орудие, а взамен установлена пусковая установка. На всякий случай (чтобы было легче поднять ПЛ) все стрельбы проводились в Судакской бухте ближе к мысу Меганом. Результаты, полученные в ходе подводных пусков в Судакской бухте, были использованы при проектировании баллистических и крылатых ракет подводного старта;

1955 год 29 декабря
Разоружена и исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;

1956 год 18 января
Расформирована и впоследствии на базе "Главвторчермета" в пос.Инкерман разделана на металл.




командиры:


1. Лашманов М.В. (1928-1932)
2. Воеводин Е.А. (1932-1934)
3. Ижбулатов Р.А. (1934-1936)
4. Грищенко П.Д. (15.02.1937-07.02.1938)
5. Тамман В.Ф. (02.11.1937-22.11.1938) арестован, возможно числился до 13.12.1938
6. Савицкий С.Т. (03.1939-21.10.1941)
7. Стршельницкий Ю.А. (21.10.1941-16.05.1942)
8. Трофимов И.Я. (16.05.1942-09.05.1943)
9. Борисов Н.И. (09.05.1943-01.09.1943) ВРИД
10. Суходольский Н.В. (08.01.1944-12.02.1944)
11. Колтыпин П.А. (12.05.1944-21.09.1944) ВРИД
12. Беличенко А.И. (21.09.1944?-27.11.1944?)
13. Панов Н.А. (27.11.1944-18.01.1945) ВРИД
14. Панов Н.А. (18.01.1945-10.09.1945)
15. Санин С.Е. (25.03.1946-02.03.1950)
16. Мельников М.Д. (25.04.1950-25.08.1953)
17. Вешторт Б.А. (29.10.1954-12.01.1956)



дополнительная информация:


1. Страница экипажа.
2. Список погибших 29.12.1941.
2. Список погибших 24.03.1942.
3. Фотография ПЛ "Д-5" у борта лидера "Ташкент". 24.06.1942 год.



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах «Цитадель», Санкт-Петербург, 1998г.
4. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.2, Стратегия КМ, 2003г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
7. Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Исма-Инвест, Одесса, 2000г.
8. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
9. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Галея-Принт, 1999г.
10. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
11. Муженикова В.Б "Аврии и катастрофы подводных лодок", ч.2, Галея Ппринт, Санкт-Петербург, 2005г.
12. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
13. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Первые подлодки СССР. "Декабристы и "Ленинцы", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, Москва, 2010г.
14. Статья "Аметист" стартует из под воды".
15. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.
16. Ольховатский О.Н., Чаговец Н.Ф. "Феодосийский подплав", Санкт-Петербург, 2012г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016