Rambler's Top100 Подводная лодка Д-2, "Народоводец", Б-2, УТС-6. Тип "Д" I серии

"Народоволец" (бортовой №32 и №22),
Д-2, Б-2, УТС-6
тип "Д" I серии




фотография:


Подводная лодка Д-2


ПЛ "Д-2" (тип "Д" I серии) на параде в честь Дня ВМФ. Кольский залив, 31.07.1938.
Фотография из книги Морозова М.Э. и Кулагина К.Л. "Первые подлодки СССР. "Декабристы и "Ленинцы".




историческая справка:


1927 год 5 марта
Заложена на стапеле Балтийского завода под наименованием "Народоволец";

1929 год 19 мая
Спущена на воду;

1931 год 6 сентября
Подписан приемный акт. Вступила в строй;

1931 год 10 октября (14 ноября?)
Поднят Военно-морской флаг;

1931 год 11 октября
Вошла в состав Морских сил Балтийского моря. Зачислена в 3-й ДнПЛ МСБМ;

1931 год 31 октября
Во время проведения испытаний (старший на борту - командир 3-го ДнПЛ Скриганов) в 10.00 на большом Конштадтском рейде при изменении курса столкнулась с парусной лайбой "Сильная", которая не уступила вовремя путь. В результате лайба наскочила своим форштевнем и бушпритом на носовую оконечность ПЛ с правого борта и погнула стойки радиоантенн. Кроме того на ПЛ лопнул носовой леер и имелся ряд мелких неисправностей. Никаких повреждений легкого и прочного корпуса, а также цистерн ПЛ не имела;

1931 год 14 ноября
Присвоен бортовой № 32;

1931 год 20 ноября
Вступила в строй по приказу РВС. По некоторым данным, в этот день подписан приемный акт, но скорее всего - утвержден;

1932 год 28 декабря
Перечислена в состав 2-го ДнПЛ БрПЛ МСБМ. Присвоен бортовой № 22;

1933 год 18 мая - 5 августа
Осуществила переход из Ленинграда в Мурманск по Беломоро-Балтийскому каналу в составе ЭОН-1 (совместно с ПЛ Д-1 и другими НК). 18.5, не дожидаясь официального открытия канала, ЭОН-1 вышла из Ленинграда. Продвижение до Свири не вызвало проблем, чего нельзя сказать о Свирских порогах и Онежском озере. Только 20.7 корабли ЭОН-1 прошли последний 19-й шлюз и встали в губе Сорокской у Беломорска. После установки демонтированного оборудования и испытаний 5.8 корабли благополучно прибыли в Мурманский торговый порт;

1933 год 5 августа
Вошла в состав ОДнПЛ Северной военной флотилии (с 11.05.1937 - Северный флот) с базированием на г.Мурманск;

1933 год осень
Первое плавание дивизиона состоялось уже поздней осенью. Корабли дошли до Тереберки и вернулись обратно;

1934 год 15 сентября
Получила литерно-цифровое обозначение Д-2. Приказ о периименовании подписан 21.08.1934;

1934 год
Попытка первого похода к Новой Земле совместно с ПЛ Д-1. Сначал ПЛ дошли до мыса Нордкап, а затем в Баренцевом море ПЛ застиг шторм и они были вынуждены вернуться в Кольский залив;

1935 год сентябрь
В тяжелых метеорологических условиях совершила в составе дивизиона трехдневный переход к Новой Земле, а вернувшись из похода участвовала в тактических учениях. Общее количество ходовых дней в году составило 107 суток;

1935 год 6 ноября
В составе дивизиона перешла в специально созданную для ПЛ базу в Екатерининской гавани города Полярный;

1936 год июль - август
Совершила 28-суточное плавание в Белом море, во время которого проверялась материальная часть и отрабатывались учебно-боевые задачи;

1936 год 14 августа - 26 сентября
Арктический поход (в составе ДнПЛ и в сопровождении гидрографического судна "Таймыр", в Баренцевом море на ПЛ "Д-3" возникла неисправность, и ей пришлось вернуться в базу) по маршруту: Архангельск - пр. Маточкин Шар - Карское море - Русская Гавань - Полярное. На ПЛ "Д-1" был поднят флаг командующего флотилией флагмана 1 ранга К.И. Душенова. 18.8 обе лодки дошли до Карского моря, но, встретив ледяные поля, были вынуждены возвратиться. Вернувшись в Баренцево море, следуя вдоль западных берегов Новой Земли, 21.8 вошли в Русскую гавань. 23.8 выходить из гавани пришлось, преодолевая арктические льды. Вернувшись в Кольский залив, обе лодки участвовали в тактических учениях. Затем совместно с ПЛ "Д-3" совершила высокоширотное плавание до острова Медвежий и Шпицбергенской банки, откуда 12.9 проследовала к Лофотенским островам, выдержав по пути 9-балльный шторм. ПЛ достигла о.Реет и вернулась в Полярный, куда прибыла 26.9 сентября. За время этого 50-суточного похода ПЛ прошла 5803 мили (501 милю - подводном положении). Это был один из «стахановских» рекордов своего времени, которым страна гордилась в такой же степени, как полетами Чкалова;

1938 год 4 февраля
Переформирована в состав 1-го ДнПЛ БрПЛ СФ;

1938 год 25 июня
При дифферентовке в Кольском заливе ПЛ потеряла плавучесть и провалилась до глубины 115-120 м, при этом были обнаружены лишь капли воды в сальниках и на съемных листах прочного корпуса;

1939 год 15 апреля - 5 мая
Совместно с ПЛ Щ-402, Щ-403 и Щ-404 обеспечивала радиосвязью самолет В.К. Коккинаки ("Москва"), во время его беспосадочного перелета в США. В море ПЛ настиг жесточайший шторм, сила ветра достигала 11 баллов по шкале Бофорта, но это не помешало кораблям занять назначенные позиции и выполнить поставленные задачи;

1939 год 22 - 29 сентября
Вернулась по ББК в Ленинград и встала на Балтийский завод для ремонта и модернизации. Вошла в состав дивизиона строящихся и капитально ремонтирующихся лодок Учебной бригады подводных лодок КБФ;

1939 год сентябрь - 1941 год август
Прошла на Балтийском заводе (завод №189) ремонт и модернизацию. Числилась в составе 14-го ДнПЛ УБрПЛ КБФ;

1941 год май
К началу кампании 1941 года ремонт уже завершался. Еще 1 марта нарком ВМФ отдал приказ о подготовке перехода очередной ЭОН-11 по ББК, в состав которой должен была войти и Д-2. По плану лодка должна была уйти из Ленинграда не позже 17—20 мая, но этот срок оказался сорван;

1941 год июнь
Спустя двое суток с начала войны, поступило новое указание наркома — задержать лодку в Кронштадте и после полной подготовки к ведению боевых действий, включить в состав КБФ. Монтаж всех приборов и механизмов в полностью отремонтированном корабле к тому времени был уже закончен, но отсутствовали дизеля. Коломенский завод, который должен был осуществить их капитальный ремонт, поставку задерживал и грозил затянуть срок готовности корабля на многие месяцы. В конченом итоге дизеля были установлены, но, судя по последующей эксплуатации, это были старые агрегаты, не прошедшие ремонта, предположительно снятые с поставленной в капремонт ПЛ "Л-1";

1941 год 17 августа
По окончании ремонта и модернизации вновь включена в состав Краснознаменного Балтийского флотаФ;

1941 год сентябрь
В начале месяца покинула акваторию завода. Т.к. 30 августа противник вышел к Неве в районе Ивановских порогов, возникшие было планы вернуть "Д-2" на Север, были сорваны. Первую половину сентября ПЛ стояла на Неве, затем ПЛ перешла в Кронштадт. 16 сентября ПЛ находилась на Восточном, а с 22 сентября — на Большом рейде Кронштадта, где экипаж ожидал, чем завершиться исход сухопутной борьбы за город и уклонялся от вражеских авианалетов (в ходе восьми зенитных стрельб подводники израсходовали 66 45-мм снарядов). В этот период часть моряков экипажа ушла на сухопутный фронт, где сражалась в составе частей морской пехоты. 26 сентября ПЛ вернулась в Ленинград и стала на стоянку у набережной Робеспьера, где провела 11 месяцев. Входила в состав Дивизиона вновь строящихся и капитально ремонтирующихся кораблей;

1942 год лето
В начале года включена в состав 1-го ДнПЛ БрПЛ КБФ;

1942 год август
В начале месяца экипаж приступил к боевой подготовке. Все занятия проводились на Неве, на так называемом "Охтенском море" — широком участке реки между Литейным и Большим Охтинским мостами;

1942 год 15 сентября
Перешла из Ленинграда в Кронштадт;

1942 год 23 сентября - 7 ноября
Боевой поход в район западнее выходов из Ирбенского прол. и прол. Соэлавяйн (позиция №4; затем должна была действовать на позиции западнее о. Борнхольм). 21.10 23.9 вышла на позицию. До точки погружения на Восточном гогландском плесе (прибыла в 05.29 24.9) двигалась в обеспечении БТЩ-210,-211,-215,-217,-218 и ЗСКА. В 16.52 24.9 в 45 каб. северо-западнее о.Гогланд попала в противолодочную сеть и сильно ударилась о грунт. Вышел из строя вертикальный руль, были сорваны минные отводы носовых горизонтальных рулей. В 21.14 лодке удалось освободиться от сети, после чего руль был осмотрен 13 водолазами. Осмотр был повторен в ночь на 26.9, после чего управляемость лодки улучшилась. В 00.20 29.9 закончила форсирование Финского залива и в 05.20 29.9 прибыла в район позиции у м. Ристна. Утром 30.9 у Ирбенского прол. обнаружила СКР противника. В 23.03 30.9 лодка получила приказ перейти на позицию зап. о. Борнхольм (позиция №1). В 09.57 3.10 произвела торпедную атаку на КОН (2 ТР, 2 ММ) в районе м-ка Хегбю (сев. оконечность о. Эланд) (ТР 12000 т, атака=подв/ви/2,д=6 каб., через 1 мин взрыв - зарубежных данных нет). При выходе в повторную атаку на "оставшийся" ТР командир посчитал себя обнаруженным ММ и от атаки отказался. Преследованию ПЛ не подвергалась. Утром 6.10 прибыла на позицию. В 11.04 7.10 произвела торпедную атаку ОТР юго-западнее Истада (ТР ? т, атака=подв/пр/1, д=7 каб., при выстреле вынырнула на поверхность, ТР от торпеды уклонился - зарубежных данных нет). В 22.22 8.10 произвела торпедную атаку ОТР в 36 милях севернее м-ка Рюгенвальде (ТР ? т, атака=надв/пр/1, д=1,5-2 каб., промах - безуспешно атакован шведский ТР "Гуннар"). Днем 9.10 отказалась от атаки ОТР из-за большого КУ. В 00.47 11.10 произвела торпедную атаку ОТР в 18 милях юго- восточнее м-ка Смюгехук (ТР ? т, атака=надв/пр/1, д=3 каб., промах - зарубежных данных нет). В 10.39 14.10 произвела торпедную атаку ОТР в том же районе (ТР ? т, атака=подв/пр/1, д=4 каб., в момент залпа из-за ошибки рулевого-горизонтальщика лодка ушла на глубину, промах - зарубежных данных нет). В 16.33 произвела торпедную атаку ОТР (ТР 8000 т, атака=подв/пр/1, д=4 каб., через 1 мин сильный взрыв - в точке 55°10' с.ш. /13°39' в.д. потоплен германский ТР "Якобус Фрицен", 4090 брт, груз угля, +1, -3). 15-18.10 штормовала на позиции. Вечером 16.10 сломался шток кингстона цистерны быстрого погружения - затоплен артиллерийский погреб, цистерна вышла из строя. 18.10 попала в рыбацкую сеть. В 17.55 19.10 произвела торпедную атаку КОН (2 ПРЖД, 1 ВСКР, 5 СКР) в точке 55°11'9 с.ш./19°15'1 в.д. (ПРЖД, атака=подв/ви/2, д=6 каб., через 1 мин услышаны 2 взрыва - поврежден германский ПРЖД "Дойчланд", 2972 брт, перевозивший отпускников норвежского легиона, +24, -29, ПРЖД отремонтирован к 02.1943). Безрезультатно контратакована кораблями ПЛО, сбросившими 16 глб. 22.10 перешла в район бухты Хане. Днем 23.10 не смогла атаковать ОТР из-за невыгодного КУ. 25.10 перешла к Карлскроне. Ночью 26.10 обнаружила ПЛ, от которой уклонилась поворотом. Утром по приказу командования начала возвращение в базу. Вечером 29.10 в 10 милях восточнее о. Богшер обнаружена и безрезультатно атакована СКР противника, сбросившим 48 глб. В 21.36 30.10 начала форсирование Финского залива. В 20.57 3.11 при форсировании заграждения "Зееигель" коснулась минрепа минного защитника. В 11.18 4.11 ПЛ была встречена нашими СКА и днем прибыла в бух. Норре-Каппельлахт (о. Лавенсари). В 17.00 6.11 - 00.55 7.11 в обеспечении БТЩ-207, -210, -211, -217, -218 и 2 СКА перешла в Кронштадт. По результатам похода весь экипаж был награжден орденами, причем некоторые из числа тех, кто нырял за борт 24 сентября даже орденами Ленина. Командир корабля Р.В. Линденберг был удостоен ордена Красного Знамени;

1942 год 10 ноября
Вечером 10.11 перешла в Ленинград для ремонта и зимней стоянки. На переходе безрезультатно обстреляна артиллерией противника (в течение получаса немецкие артиллеристы обрушили на ПЛ 150 осветительных и 600 фугасных снарядов);

1942 год ноябрь - 1943 год май
Прошла ремонт и докование;

1943 год 10 мая
Подготовлена к боевому походу;

1943 год 12 августа
Перешла из Ленинграда в Кронштадт. На переходе подверглась без результатному обстрелу артиллерии противника. В Кронштадте была включена в оперативную группу ПЛ, предназначенную для развертывания на Балтике на тот случай, если проход сквозь установленные немцами противолодочные заграждения все-таки будет найден. Как известно, этого не произошло, и ПЛ простояла в базе еще 14 месяцев;

1944 год лето
Получила на вооружение английскую гидроакустическую станцию "ASDIC-129" ("Дракон") и систему беспузырной торпедной стрельбы (БТС);

1944 год 1 - 30 октября
Боевой поход в район восточного побережья о. Эланд - южного входа в прол. Кальмарзунд (позиция №9). 1-5.10 вышла финским шхерным фарватером в Балтийское море для действий. Сразу после выхода начались поломки материальной части. 6.10 временно вышел из строя вертикальный руль. В 10.00 8.10 произвела торпедную атаку ОТР в 33 милях юж. м. Хоборг (ТР 1000 т, атака=подв/ви/2, д=5 каб., ТР уклонился от торпед - зарубежных, данных нет, очевидно атаковано шведское рыболовное судно). Вечером 9.10 командир БПЛ приказал лодке занять сектор, ограниченный пеленгами 245-220° юго-западнее Либавы (сектор №2). Вечером 10.10 прибыла на новую позицию. 11.10 на ПЛ вышел из строя ограничитель вертикального руля. 16.10 не смогла атаковать ОТР из-за невыгодного КУ. 19.10 водой залило шахту перископа. 20.10 вышла из строя муфта Федорицкого. 22.10 отказала цепь Галля. Утром 24.10 в районе м-ка Паппензее не смогла атаковать КОН из-за ошибки рулевого-горизонтальщика. Утром 26.10 по приказу командира БПЛ заняла позицию у м-ка Паппензее. В 12.54 26.10 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 ММ, 1 СКР) в 8 милях зап. м-ка Паппензее (ТР 5000 т (по другим данным транспорт "Нина" ("Nina", 1371 брт)), атака=подв/ви/2, д=8 каб., командир наблюдал гибель ТР в перископ - зарубежных данных нет). После атаки ПЛ контратакована кораблями ПЛО, сбросившими на лодку 5 глб. Силами взрывов ПЛ дважды ударило о грунт, после чего вертикальный руль стал перекладываться только на 4°, а затем перестал работать вообще. В 02.20 27.10 начала возвращение в базу, управляемая при помощи винтов. Днем 29.10 стала на якорь у о. Утё, 30.10 прибыла в Турку;

1944 год 30 октября - 1 ноября
Перешла в Хельсинки;

1944 год 9 - 29 ноября
Прошла докование;

1944 год 12 декабря - 1945 год 20 января
Боевой поход в район западнее Виндавы (сектор №1). В 08.48 12.12 вышла из Хельсинки на позицию, ограниченную пеленгами 250-270° западнее Виндавы. 13.12 лопнул амортизатор помпы. В 17.30 14.12 прибыла на позицию. Действия ПЛ сильно затруднялись искрением дизелей и большим парообразованием при выхлопе дизелей в воду. На протяжении всего похода имела многочисленные контакты с силами ПЛО. Вечером 16.12 при попытке атаковать КОН, обнаружена и атакована СКР, сбросившим несколько глб. В 04.52 23.12 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 СКР) в точке 57°21'8 с.ш./21°05'5 в.д. (ТР ? т, атака=надв/ви/2, д=5 каб., промах - зарубежных данных нет). Днем 25.12 обнаружила 4 БДБ, но в атаку не выходила. В ночь на 26.12 не смогла атаковать КОН из-за противодействия СКР. В 20.10 29.12 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 3 СКР) в точке 57°17'8 с.ш./21°07'2 в.д. (ТР 9-10000 т, атака=надв/ви/2, д=3,5-4 каб., через 50 сек наблюдалось попадание 1 торпеды в ТР - зарубежных данных нет). ПЛ преследованию не подвергалась. Утром 1.1.45 обнаружена и безрезультатно обстреляна кораблями ПЛО. В 06.19 3.1 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 СКР) (ТР ? т, атака=надв/ви/2, д=6 каб., промах - зарубежных данных нет). В последующие дни имела контакты исключительно с кораблями ПЛО. С 10.1 получила приказ действовать в секторах южнее и юго-западнее Виндавы (позиция №5-новая). 16.1 во время шторма получила повреждения горизонтальных рулей. Утром 18.1 при покладке на грунт на глубине 62 м во время шторма сильно ударилась о камни - повреждены кингстоны балластных цистерн и вертикальный руль. В 20.13 начала возвращение в базу. В 14.00 20.1 встречена БТЩ-217 и в 21.55 прибыла на Ханко;

1945 год 27 января
Перешла в Турку, где прошла межпоходовый ремонт;

1945 год 20 апреля - 18 мая
Боевой поход в район южнее м-ка Фальудден (западная часть позиции №8). В 13.58 20.4 вышла на позицию в 60 милях южнее м-ка Фальудден. Днем 22.4 у северо-восточног побережья о. Готланд обнаружена шведскими кораблями ПЛО, которые в течение 4 ч безрезультатно сбросили на ПЛ 68 глб. В 21.20 23.4 прибыла на позицию. 27.4 по приказу командира БрПЛ перешла к Либаве (позиция №1). В ночь на 28.4 обнаружена и атакована СКР, сбросившим в течение 1 ч 7 глб. В стыке листов прочного корпуса в VI отсеке образовалась течь, были повреждены цистерны быстрого погружения. В ночь на 7.5 лодка получила приказ занять позицию на подходах к Либаве в точке 56°18' с.ш./19°30' в.д. (занята к 10.00). В ночь на 9.5 обнаружила СКР, но в атаку не выходила из-за невыгодного КУ. 11.5 получила приказ занять позицию между меридианом м-ка Хоборг и о. Утклиппан и параллелями 55°45' и 57°00' с.ш. В связи с окончанием военных действий 18.5 прибыла в Турку;

1945 год ноябрь
Передана в распоряжение УОПП им. Кирова;

1946 год 25 февраля
Перечислена в состав 4-го ДнПЛ 2-й БрПЛ Северо-Балтийского флота (с 01.1947 - 8-й ВМФ) с базированием на Усть-Двинск;

1947 год 1 февраля
Перечслена в состав УДнПЛ УБрПЛ ОВСНК 8-го ВМФ с базированием на Кронштадт;

1948 год апрель
Переформирована в состав ОУДнПЛ 8-го ВМФ;

1949 год 12 января
Отнесена к подклассу больших подводных лодок;

1949 год 9 июня
Переименована в "Б-2";

1950 год 25 марта
В составе ОУДнПЛ вошла в состав КВМК;

1951 год март
Переформирована в состав 93-й БрПЛ КВМК (с 12.1951 - 93-я БрУСПЛ);

1952 год
По итогам года объявлена лучшей ПЛ соединения;

1953 год
Приняла участие в испытаниях на полную автономность будущих атомоходов - ПЛ находилась на грунте 1420 часов (почти 60 суток!). За выполнение этого правительственного задания секретным приказом Наркома ВМФ адмирала Н.Г.Кузнецова многим членам экипажа была объявлена благодарность и выданы денежные премии;

1954 год 1 августа
В составе бригады вошла в 68-ю ДиУК(ПЛ) (с 15.02.1957 - 68-я ДиУСПЛ, с 01.04.1958 - 68-я ОБрУСПЛ, с 17.10.1960 - 68-я ОБрПЛ) с прежним местом базирования;

1956 год 20 (29?) июня
Выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть для обеспечения подготовки экипажей соединения. Поставлена на прикол в Кронштадте;

1956 год 17 августа
Переименована в "УТС-6";

1963 год 1 августа
Переформирована в состав 116-го ОДнПЛ с подчинением 4-й УДиК ЛенВМБ;

1965 год 31 августа
Переформирована в состав 25-й БрПЛ с подчинением 4-й УДиК ЛенВМБ;

1969 год
На лодке была установлена мемориальная доска. Еще в 1967 году группа ветеранов-подводников, среди которых был Герой Советского Союза С.Н. Богорад, бывший командир "Д-3" Ф.В. Константинов, бывший старпом "Д-4", а в последствии вице-адмирал П.И. Парамошкин обратились с письмом в газету «Красная Звезда» с предложением превратить "Б-2" в музей. К сожалению, тогда должной реакции со стороны командования ВМФ кроме установки мемориальной доски не последовало;

1976 год
Выведена из состава 25-й БрПЛ ЛенВМБ;

1986 год 18 августа
Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев подписал постановление, разрешающее создать на подводной лодке "Б-2" музей. Группа ветеранов флота обратилась к главкому ВМФ С.Г. Горшкову с предложением о создании музея на ПЛ "Б-2" в 1977 году, но и тогда не добилась успеха. В 1984 году в борьбу за подводную лодку включились специалисты Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин», Балтийский завод, командование Ленинградской военно-морской базы, объединенный Совет ветеранов-подводников ВМФ, Центральный военно-морской музей и другие организации. В результате решение о создания на ПЛ музея было принято на самом высоком уровне;

1987 год 5 марта
Исключена из списков плавсредств ВМФ;

1987 год весна
Начался восстановительный ремонт на Кронштадском морском заводе. Подводная лодка была поставлена в док, где была проведена экспертиза корпуса и проверены опорные фунтдаменты. Было установлено, что корпус полностью проржавел, и подводная лодка чудом удерживалась на плаву;

1987 год июль
Госпредприятие «Адмиралтейские верфи» предоставило плавучий док, в котором ПЛ перевели на Балтийский завод для проведения дальнейших работ. Передняя часть ограждения рубки была демонтирована и установлена в качестве памятника подводной лодке "Народоволец" в г.Кронштадт на территории соединения подводных лодок;

1989 год 8 июля
После восстановительного ремонта установлена в Ленинграде (у Шкиперского протока, недалеко от Морского вокзала) как мемориальная подводная лодка Д-2 "Народоволец" в качестве памятника российского флота и кораблестроения. Отсеки подводной лодки воссозданы такими, какими они были в дни войны;

1994 год 2 сентября
Открыта для осмотра как филиал Центрального Военно-морского музея;

2020 год весна
Работники Балтийского завода провели реставрацию музея "Подводная лодка Д-2 "Народоволец". К числу проведенных работ следует отнести шлифовку, реставрацию винтов, покраску корпуса, а также ремонт механизмов. Кроме того, была облагорожена прилегающая территория. Все работы выполнялись согласно проектной документации к 75-летию Победы. Непосредственно к торжеству ЦВММ подготовил временную выставку "Они сражались за Родину", посвященную героическим действиям подводников Краснознаменного Балтийского флота;

2020 год
Является филиалом Центрального Военно-морского музея. Открыта для посещений и осмотра.




командиры:


1. Воробьев В.С. (01.11.1928-01.10.1929)
2. Назаров М.К. (01.01.1930-26.01.1933)
3. Зайдулин И.М. (1932-1933) ВРИД
4. Райснер Л.М. (26.01.1933-05.06.1936)
5. Дядченко Г.Г. (13.06.1936-22.06.1938)
6. Жуков А.А. (28.06.1938-01.09.1939)
7. Зайдулин И.М. (29.10.1939-11.1940)
8. Линденберг Р.В. (20.11.1940-14.09.1945)
9. Александров В.П. (21.03.1947-30.05.1947)
10. Коваленко Г.Д. (1947-1948)
11. Егоров С.Г. (11.1948-08.1949)
12. Андашев В.П. (1949-1952)
13. Хомич И.М. (1952-1955)
14. Ананьев В.И. (1955)
15. Крылов Ю.А. (1955-1956)



дополнительная информация:


1. Страница экипажа.
2. Фотография ПЛ "Народоволец". 1932 год.
3. Фотография ПЛ Б-2 на параде на Неве. 1956 год.
4. Фотография "УТС-6" в Кронштадте. 1983 год.
5. Фотография мемориальной ПЛ "Д-2" в Санкт-Петербурге. 2000 год.
6. Фотография памятника ПЛ "Д-2" в Кронштадте. 2012 год.



список источников:


1. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
2. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
3. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
4. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун" №3(15), 1999г.
5. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Санкт-Петербург, 1996г.
6. Реданский В.Г. "Во льдах и подо льдами", Вече, Москва, 2004г.
7. Козлов И.А., Шломин В.С. "Краснознаменный Северный Флот", Военное издательство, Москва, 1983г.
8. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
9. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
10. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг.", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
11. Корабль-музей "Д-2" в Санкт-Петербурге. Филиал Центрального военно-морского музея (http://www.museum.navy.ru/f2.htm)
12. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2005г.
13. Фотография И. Курганова.
14. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
15. Хромов Н.Е. "Подводные силы Балтийского флота 1906-2006гг.", Кладезь, Калининград, 2006г.
16. Специальный выпуск ВТА "Тайфун" №7, Санкт-Петербург, 2008г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2024