Rambler's Top100 Подводная лодка Д-1, "Декабрист" Тип "Д" I серии

"Декабрист" (бортовой №31 и №21), Д-1
тип "Д" I серии




фотография:


подводная лодка Д-1


ПЛ "Д-1" (тип "Д" I серии). Северный флот, 08.1936.
Фотография с сайта "Русский Подплав".




историческая справка:


1927 год 5 марта
На стапеле Балтийского завода была заложена первая советская подлодка под наименованием "Декабрист". Особую торжественность моменту придавало участие в этой церемонии высоких гостей. Первую заклепку в деталь днищевого набора забил С.М. Киров, а нарком обороны К.Е. Ворошилов собственноручно прикрепил к крышке цистерны быстрого погружения серебряную пластину - так называемую закладную доску. На церемонии также присутствовали начальник Морских Сил страны Р.А. Муклевич и командующий Балтийским флотом М.В. Викторов;

1928 год 3 (9?) ноября
Спущена на воду;

1930 год май
Начало испытаний;

1930 год 12 июня
Первое погружение в Кронштадте в доке им. Митрофанова. В качестве меры предосторожности от возможного опрокидывания швартовы с ПЛ завели за палы обеих сторон дока. После открытия кингстонов всех ЦГБ при закрытых клапанах вентиляции ПЛ накренилась на 3 градуса на правый борт. После закрытия КН и продувания ЦГБ ВНД (воздухом низкого давления) крен пришел в 0. При повторном погружении ситуация повторилась, тогда приняли решение заполнять только ЦГБ №2 и №5 (т.к. они расположены на одинаковом расстоянии от миделя. При открытии КН ЦГБ у ПЛ появился крен 1,5 градуса на ПБ. После открытия КВ этих ЦГБ крен увеличился до 18 градусов. Попытки выровнять крен путем откачки воды из этих цистерн не увенчались успехом - крен увеличивался. Только после продвания ЦГБ ВНД ПЛ стала на ровный киль, а потом стремительно повалилась на ЛБ с креном в 21 градус. Испытания приостановили и в дальнейшем цистерны заполнялись только последовательно;

1930 год лето - осень
Испытания сопровождались различными неисправностями и отказами механизмов. Во время ходовых испытаний неоднократно имели место случаи выхода из строя упорных подшипников Митчеля. При скоростных испытаниях на мерной миле через открывшийся входной люк в 3 отсек началось поступление воды, которое удалось своевременно прекратить;

1930 год октябрь
В Финском заливе проводилось испытательное погружение ПЛ с целью проверки прочности и плотности (водонепроницаемости) корпуса, а также работы механизо и устройств на предельной глубине погружения (90 м). Когда ПЛ подходила к заданной глубине, неожиданно раздался сильный удар в нижней части корпуса, после чего ПЛ потеряла плавучесть и легла на грунт на глубине 103 м. Оказалось, что самопроизвольно заполнилась цистерна быстрого погружения (ЦБП). При осмотре в доке выяснилась, что забортное давление отжало тарелку кингстона ЦБП от седла, и забортная вода под большим давлением хлынула в цистерну, что сопровождалось сильным гидравлическим ударом. Стало понятно, что данная конструкция не пригодна для ПЛ с большой глубиной погружения. В результате пришлось создавать КН нового типа, тарелки которых открывались наружу и в закрытом положении прижимались к комингсу давлением забортной воды;

1930 год 12 ноября
Окончание испытаний. Подписан приемный акт. В некоторых источниках говорится о том, что предварительный приемный акт был утвержден 7 ноября, но это был чисто пропагандистский жест;

1930 год 18 ноября
Вошла в состав Морских сил Балтийского моря;

1930 год 19 ноября
Поднят флаг. Вступила в кампанию. Зачислена в 3-й дивизион ПЛ МСБМ;

1930 год 16 декабря
Вступила в строй по приказу РВС;

1931 год 14 ноября
Присвоен бортовой № 31;

1932 год осень
Подверглась специальным научно-исследовательским испытаниям для точного выявления её тактико-технических элементов;

1932 год 28 декабря
Переформирована в состав 2-го ДнПЛ БрПЛ МСБМ. Присвоен бортовой № 21;

1933 год 18 мая - 5 августа
Осуществила переход из Ленинграда в Мурманск по Беломоро-Балтийскому каналу в составе ЭОН-1 (совместно с ПЛ "Народоволец" и другими НК). 18.5, не дожидаясь официального открытия канала, ЭОН-1 вышла из Ленинграда. Продвижение до Свири не вызвало проблем, чего нельзя сказать о Свирских порогах и Онежском озере. Только 20.7 корабли ЭОН-1 прошли последний 19-й шлюз и встали в губе Сорокской у Беломорска (порт Сорока). ПЛ "Декабрист" пришвартовалась к ЭМ "Урицкий". 21.7 в порт Сорока прибыл пароход «Товарищ Анохин», на борту которого находились Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин, наркомвоенмор К.Е. Ворошилов, первый секретарь Ленинградского обкома партии С.М. Киров и отвечавший за проведение строительных работ глава НКВД Г.Г. Ягода. После произнесения торжественных речей первые лица осмотрели ЭМ "Урицкий" и ПЛ "Декабрист". После установки демонтированного оборудования и испытаний, 5.8 корабли благополучно прибыли в Мурманский торговый порт;

1933 год 5 августа
Вошла в состав ОДнПЛ Северной военной флотилии (с 11.05.1937 - Северный флот) с базированием на г.Мурманск;

1933 год осень
Первое плавание дивизиона состоялось уже поздней осенью. Корабли дошли до Тереберки и вернулись обратно;

1934 год 15 сентября
Получила литерно-цифровое обозначение Д-1. Приказ о периименовании подписан 21.08.1934;

1934 год
Попытка первого похода к Новой Земле совместно с ПЛ Д-2. Сначал ПЛ дошли до мыса Нордкап, а затем в Баренцевом море ПЛ застиг шторм и они были вынуждены вернуться в Кольский залив;

1935 год сентябрь
В тяжелых метеорологических условиях совершила в составе дивизиона трехдневный переход к Новой Земле и посетила губу Белушья, где на протяжении нескольких дней базировалась, осуществляя выходы на отработку учебных задачач. Вернувшись из похода участвовала в тактических учениях в Баренцевом море. За год имела 86 ходовых дней, за которые преодолела 5259 миль. Партия и правительство высоко оценили достижения подводников-североморцев, наградив по итогам года десятерых из них орденами. Среди них был и командир "Д-1" Б.А. Секунов;

1935 год 6 ноября
В составе дивизиона перешла в специально созданную для ПЛ базу в Екатерининской гавани города Полярный;

1936 год июль - август
Совершила 28-суточное плавание в Белом море, во время которого проверялась материальная часть и отрабатывались учебно-боевые задачи;

1936 год 14 августа - 2 сентября
Арктический поход (в составе ДнПЛ и в сопровождении гидрографического судна "Таймыр", в Баренцевом море на ПЛ "Д-3" возникла неисправность, и ей пришлось вернуться в базу) по маршруту: Архангельск - пр. Маточкин Шар - Карское море - Русская Гавань - Полярное. На ПЛ "Д-1" был поднят флаг командующего флотилией флагмана 1 ранга К.И. Душенова. 18.8 обе лодки дошли до Карского моря, но, встретив ледяные поля, были вынуждены возвратиться. Вернувшись в Баренцево море, следуя вдоль западных берегов Новой Земли, 21.8 вошли в Русскую гавань. 23.8 выходить из гавани пришлось, преодолевая арктические льды. Вернувшись в Кольский залив, обе лодки участвовали в тактических учениях. Пройдя за поход 3094 мили, ПЛ возвратилась в ВМБ Полярный;

1936 год сентябрь
Перешла по ББК в г.Ленинград;

1936 год 23 сентября - 1937 год 8 ноября
На Балтийском судостроительном заводе (завод №189) в г.Ленинград прошла капитальный ремонт и модернизацию;

1937 год осень
Перешла по ББК на Север к месту постоянного базирования;

1938 год 4 февраля
Переформирована в состав 1-го ДнПЛ БрПЛ СФ;

1938 год лето
Занималась учебно-боевой подготовкой в море;

1938 год 21 сентября - 5 ноября
Совершила 44-суточный поход по маршруту: мыс Цып-Наволок - о-в Вардё - мыс Нордкап - о-в Медвежий - о-в Надежды - о-в Междушарский - о-в Колгуев - мыс Канин Нос - мыс Святой Нос - о-в Кильдин - Кольский залив. Прошла 5842 мили (1001 милю в подводном положении). В общей сложности ПЛ 11 суток находилась под водой. 31.10 осуществила 24-часовой переход в подводном положении без регенерации воздуха;

1938 год
В течение года ПЛ провела в море 120 суток, пройдя более 10000 миль, из них 1200 - под водой. Это без преувеличения следует считать рекордным достижением для того времени;

1939 год 27 февраля
В районе губы Орловка при выполнении задач БП села на мель, в результате чего были погнуты и частично сломаны решетки кингстонов. Посадка на мель произошла по вине командира ПЛ и штурмана, за что оба были арестованы на 6 суток каждый;

1939 год 15 апреля - 5 сентября
Прошла текущий ремонт;

1939 год 25 - 30 августа
Участвовала в Большом отрядном учении (БОУ) №2 на СФ. При швартовке поломала пирс;

1939 год 26 октября
Из-за износа материала прогорел глушитель ДД. Ремонт занял 9 суток;

1939 год 10 ноября
При нахождении в море обнаружен пропуск соляра в 3-ю аккумуляторную яму через ослабленные заклепки (из-за износа заклепок). Разбиты два волнореза НТА, верхний волнорез - смят (из-за большой волны). Ремонт занял трое суток;

1939 год 30 ноября - 10 декабря
С началом советско-финляндской войны в течение 11 суток непрерывно находилась в часовой готовности, которую позже заменили на четырехчасовую;

1940 год 2 - 19 января
2.1 вышла в первый боевой поход на советско-финляндской войне для несения дозорной службы на позиции №2, находившейся в районе Нордкапа. С 3.1 по 17.1 ПЛ непрерывно пребывала на своей позиции. По мнению командира лодки, позиция для несения дозора была выбрана удачно, т.к. "можно было наблюдать проход кораблей как по побережью, так и при выходе из фиордов". За время несения дозорной службы движения военных или торговых кораблей не было замечено, за исключением двух мотоботов, промышлявших рыбу как на самой позиции, так и вне её. Позицию №2, считал командир ПЛ, можно было нормально обслуживать при ветре до 8 баллов и волне до 7 баллов (в случае более сильного волнения лодка должна была уходить с позиции в штормовые квадраты). А поскольку позиция находилась очень близко от берега, она этим требованиям не соответствовала. Одновременно экипаж занимался отработкой задачи №2 по КПЛ-38. В целом за поход было пройдено 2833 мили в надводном и 175 в подводном положении, совершено 11 погружений. Переход в базу прошел с 18.1 по 19.1;

1940 год 22 - 28 января
Прошла средний ремонт;

1940 год 29 января - 16 февраля
С 29.1 ПЛ перевели в четырехчасовую, а с 10.2 - в часовую готовность;

1940 год 17 - 29 февраля
17.2 вышла во второй боевой поход на боевую службу в район Вардё. Прибыв на позицию 18.2, ПЛ находилась там по 27.2 включительно. В течение этого времени погодные условия на позиции были весьма суровыми: ветер - норд-вест силой 6 баллов, временами до 10-11 баллов, волна - 7-8 баллов. С 10-метровой глубины, как отметил командир, лодку просто выбрасывало на поверхность. Всплыв 20.2 капитан-лейтенант Ф.М. Ельтищев обнаружил в норвежских территориальных водах, в двух милях от берега, ТР, шедший курсом 300°. Определить его национальную принадлежность не удалось. 23.2 и 26.2 произошла небольшая поломка: вышла из строя муфта Федорицкого (сломалась крестовина). Силами личного состава муфту удалось починить. ПЛ оставил позицию 28.2, направившись в базу. По мнению командира ПЛ, основная задача (разведка побережья Норвегии) была выполнена лишь частично, т.к. из-за сильного шторма ПЛ была вынуждена держаться в 10-15 милях от берега. За время боевой службы ПЛ прошла 1339 миль в надводном и 37 миль в подводном положении;

1940 год 3 - 13 марта
Была произведена замена АБ;

1940 год 27 марта - 7 апреля
После окончания боевых действий ПЛ несла дозорную службу в районе Нордкап-Вардё. За время нахождения на позиции выявилась ненормальная работа ряда механизмов, что требовало постановки ПЛ в средний ремонт. За время нахождения в дозоре пройдено 1396 миль в надводном положении и 220 миль - в подводном;

1940 год 22 мая
При нахождении в море произошло несанкционированное заполнение цистерны быстрого погружения, аварию удалось предотвратить своевременным продутием цистерны от системы ВВД. По другим данным заполнение ЦБП произошло 12.06.1940;

1940 год август
В начале августа ПЛ вышла на зачётную торпедную атаку по задаче №13 (атака корабля, идущего переменными курсами). Эта задача выполняется только лодками 1-й линии, поэтому капитан-лейтенант Ф.М. Ельтищев оказался совершенно не подготовленным для её выполнения. Выпуск торпед был отставлен, и лодка была вынуждена возвратиться в базу;

1940 год 22 августа - 10 октября
Прошла текущий ремонт на плавбазе "Красный Горн": ремонтировались клапана вентиляции цистерн, входные люки компрессора ВВД, а также трюмные помпы и дизеля;

1940 год 22 октября
ПЛ произвела опробование механизмов, пробное погружение и вывеску;

1940 год 25 октября
Приказом командующего СФ контр-адмирала А.Г.Головко №0432 от 25 октября (который основывался на рапорте командира БрПЛ №1284 от 21 октября) ПЛ была объявлена вступившей в кампанию;

1940 год 6 ноября
Перешла на рейд Мурманска для участия в празднования очередной годовщины Октябрьской Революции;

1940 год 13 ноября
Погибла при невыясненных обстоятельствах при тренировочном погружении в Мотовском заливе (полигон №6) на глубине более 200 метров во время отработки задач боевой подготовки. Весь экипаж (55 человек) погиб;

13 ноября 1940 г. в 8.58 Д-1 под командованием капитан-лейтенанта Ф.М. Ельтищева вышла из Главной базы и направилась в Мотовской залив, в полигон №6. Согласно приказу командира БрПЛ, в полигоне командир лодки с 13.00 до 15.00 должен был проверить и отработать таблицы подныривания. Весь переход от Полярного до полигона наблюдался постами СНиС. В 13.17 пост №113 (на м. Выев-Наволок) донёс, что Д-1 погрузилась по ограждение рубки по пеленгу 330° на дистанции 60 каб. В 13.30 этот же пост наблюдал, что Д-1 погрузилась под перископ по пеленгу 335" дистанции 70 каб. тем же курсом. В 13.45 пост №111 (на м.Шарапов) видел Д-1 под перископом по пеленгу 160° на дистанции 17 каб. С этого момента лодка постами больше не наблюдалась. Сигнал о погружении с ПЛ был получен в 13.30. В 14.00 комбриг на "Умбе" вышел из Полярного и в 19.00 прибыл в Эйна-губу, где Д-1 не обнаружил. О месте нахождения ПЛ командир бригады запросил своего НШ Августиновича М.П. в Полярном, получив ответ, что от Д-1 не имеется сведений с 13.30, т.е. после дачи сигнала о погружении. Не имея донесений до 18.00, НШ запросил по радио Д-1 показать своё место. Одновременно с этим оперативный дежурный штаба СФ запросил все посты СНиС относительно Д-1. Но ни на какие запросы лодка не отвечала. После того, как в 18.40 Д-1 не ответила на вызов РТС в Полярном, радиограмма для неё повторялась несколько раз, до 22.22. В 23.15 НШ флота контр-адмирал Кучеров С.Г. экстренно по радио приказал Д-1 показать своё место и дал указание всем кораблям в море (там находились К-1, К-2 и М-171) и постам СНиС постоянно вызывать лодку. Для прослушивания к полигону №6 командующий флотом выслал К-2. В 23.40 "Умба" с комбригом ПЛ на борту вышла из Эйна-губы и направилась в полигон №6. Средства ЭПРОН флота были приведены в немедленную готовность. В 1.20 14 ноября для обследования полигона и побережья Мотовского залива были высланы два катера типа МО-4 (№17 и №18). В 01.44 туда же со спасательными средствами направили СКР "Туман". И, наконец, в 02.22 в Мотовской залив для выянения обстановки вышел ЭМ "Стремительный", на борту которого находился сам командующий СФ. Через два часа на поиски Д-1 отправилась Щ-402, а ещё через три часа - Д-3. Всю ночь с 13 на 14 ноября в Мотовском заливе велись интенсивные поиски, в которых участвовали "Стремительный", "Туман", "Умба", катера-охотники и К-1. В ходе поисковых мероприятий производилось прослушивание моря шумопеленгатором с К-1 и освещение водной поверхности прожекторами. В 10.30 с целью обследования Мотовского залива и его побережья вылетели два гидросамолёта МБР-2. С рассветом осмотр залива надводными кораблями был продолжен. Около 10.00 в районе м. Шарапов корабли обнаружили большое масляное пятно, спасательный круг, мелкие деревянные обломки и изоляционную пробку. Глубина в этом месте составляла от 190 до 216 м.

Командование ВМФ в определённой степени склонялось к одной версии - провалу ПЛ на глубину, превысившую предельную, из-за чего лодку просто раздавило давлением воды. Высказывались и другие причины, но все они были отвергнуты как недостаточно доказательные. Вопрос о катастрофе ПЛ до сих пор остается открытым, и прояснить его может лишь подводное изучение обломков ПЛ. Подготовка к проведению подобной экспедиции велась на Северном флоте в апреле 1941 года, а затем еще в 1990, 2000 и 2003 годах;

1940 год 31 декабря
Исключена из состава флота;

1996 год 1 октября
Во время проведения специального учения дежурных сил поисково-спасательного отряда СФ был обнаружен подводный объект длиной свыше 70 метров в 200 метрах от предполагаемой точки гибели ПЛ "Д-1". Объект зафиксировала станция миноискания тральщика БТ-226, однако, поскольку на тот момент на флоте отсутствовала телевизионная аппаратура, то окончательно остов так и не был классифицирован;

2013 год
На начало года считалась пропавшей без вести. Причина гибели достоверно не установлена;

2013 год 23 декабря
В ходе Морской коллегии заместитель главнокомандующего ВМФ РФ вице-адмирал Александр Федотенков сообщил, что на 2014 год планируется поиск и обследование силами аварийно-спасательных средств Северного флота пропавшей без вести в Мотовском заливе в 1940 году ПЛ Д-1. "В случае удачного завершения эта работа будет иметь достаточно большой общественный резонанс и прольет свет на одно из белых пятен истории российского подводного флота. Работы ведутся уже достаточно давно, и мы надеемся на положительный результат" - сказал вице-адмирал. "Эти мероприятия будут планироваться в рамках боевой подготовки и учений водолазов и операторов автономных и телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов. Полученный практический опыт будет способствовать повышению уровня боевой готовности", - подчеркнул Федотенков А.




командиры:


1. Таубе Г.Г. (1927-01.04.1929)
2. Секунов Б.А. (15.05.1929-05.06.1935)
3. Карпунин В.П. (05.07.1935-16.03.1938)
4. Колышкин И.А. (16.03.1938-24.06.1938)
5. Августинович М.П. (24.06.1938-27.07.1938 ИД, 28.07.1938-29.10.1939)
6. Ельтищев Ф.М. (29.10.1939-15.12.1939 ИД, 16.12.1939-13.11.1940)



дополнительная информация:


1. Страница экипажа.
2. Фотография ПЛ "Декабрист" на переходе по ББК. 1933 год.
3. Фотография ПЛ "Декабрист" в порту Сорока. 21.07.1933г.
4. Статья Петрова П.В. "Гибель подводной лодки Д-1".



список источников:


1. Петров П.В. "Гибель подводной лодки Д-1"
2. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
3. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва,1988г.
4. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун" №3(15) 1999г.
5. Химаныч О. "Роковой ноябрь "Декабриста"(http://www.vdvsn.ru/papers/ks/2001/11/12/2679)
6. Реданский В.Г. "Во льдах и подо льдами", Вече, Москва. 2004г.
7. Козлов И.А. Шломин В.С. "Краснознаменный Северный Флот", Военное издательство, Москва, 1983г.
8. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
9. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
10. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
11. Платонов А.В. Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Галея-Принт, 1999г.
12. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2005г.
13. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
14. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Первые подлодки СССР. "Декабристы и "Ленинцы", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, Москва, 2010г.
15. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.
16. Лисин С.А. "Хронология аварий и катастроф отечественных ПЛ", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2011г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

© 2005-2016 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев.
Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2005-2016 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev.
All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.