Rambler's Top100 Подводная лодка Н-3, С-3. Тип "С" IX серии

ПЛ Н-3, С-3

Тип «С» IX серии (проект "Е-2")




фотография:


Подводная лодка С-3


ПЛ С-3 типа "С" IX серии после модернизации ограждения рубки.




историческая справка:


1935 год 25 апреля
Заложена на Балтийском заводе в г.Ленинград под наименованием "Н-3";

1936 год 30 апреля
Спущена на воду;

1936 год апрель
Предполагалась к названию "Калининец". Не переименовывалась;

1938 год 8 июля
Подписан приемный акт. Вступила в строй;

1937 год 20 октября
Получила наименование С-3;

1938 год 13 июля
Вошла в состав КБФ. Зачислена в 13-й ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ с базированием на Кронштадт;

1939 год октябрь
В составе дивизиона перебазирована для дальнейшего базирования в Таллин;

1939 год ноябрь
Советско-Финскую войну встретила в составе 13-го ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ с базированием на Таллин;

1939 год 29 ноября - 8 декабря
В 03.35 29.11 вышла в боевой поход. 30.11 согласно сигналу о начале боевых действий "Факел" заняла позицию №19 у южного входа в залив Кальмарзунд. Наблюдала движение германских транспортов. В ночь на 8.12 при всплытии в штормовую погоду, из-за большого крена был разлит в значительном количестве электролит. АБ вышла из строя. Днем 8.12 была вынуждена вернуться в Либаву;

1939 год 13 - 23 декабря
В 18.10 13.12 вышла в боевой поход. В 08.45 14.12 заняла позицию №7 юго-западнее Аландских островов. Не обнаружив целей в зоне блокады (лодка имела лишь несколько встреч с финскими канонерскими лодками и самолетами), командир приступил к атакам вне ее. 17.12 он обстрелял германские пароходы "Гильхаузен" и "Пиннас". Первый до остановки был легко поврежден осколками 45-мм снарядов, во второй из 48 выпущенных снарядов не попал ни один (огонь из 100-мм пушки вести не удалось из-за ржавчины, разъевшей спусковой механизм). До конца суток был встречен третий транспорт под немецким флагом, но командир строго соблюдал призовое право и отказался от атаки. 21.12 обнаружено резкое снижение сопротивления изоляции кормовой группы АБ из-за расплескывания электролита при крене. Не добившись результатов, 22.12 ПЛ освободла позицию и в 18.06 23.12 вернулась в Либаву;

1939 год 24 декабря - 1940 год 3 января
Ремонт АБ в базе;

1940 год 9 - 22 июня
Участвовала в блокировании Рижского порта в период присоединения Латвии к СССР;

1940 год июль
Прошла текущий ремонт;

1941 год 17 января - 13 февраля
Прошла докование на заводе "Тосмаре" в Либаве;

1941 год 11 февраля
Перечислена в состав 1-го ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ с базированием на Либаву;

1941 год 7 мая
1-й ДнПЛ перебазирован из Либавы на Усть-Двинск;

1941 год 22 июня
К началу ВОВ находилась в капитальном ремонте (по оценке Морозова М.Э. - в текущем ремонте с плановым сроком окончания 15.06) в доке завода "Тосмаре" в Либаве;

1941 год 23 - 24 июня
23.6 немцы были уже на подступах к городу, но так как ПЛ могла идти самостоятельно (но только в надводном положении), командир, отказавшись взорвать ПЛ и, взяв на борт часть экипажа ПЛ С-1 (в том числе и ее командира), а так же рабочих с завода Тосмаре (всего на борту лодки было около 100 человек), покинула Либаву около 0 часов 24.6. ПЛ шла в Усть-Двинск, скорость ее не превышала 5 узлов. В 03.30 24.6 в районе маяка Ужава ее атаковали торпедами германские торпедные катера "S-60" и "S-35" из состава 3-й катерной флотилии. Торпеды прошли мимо, и в завязавшейся артиллерийской дуэли все решило не мощность 100-мм и 45-мм орудий ПЛ, а скорострельность двух немецких 20-мм пушек. Ответным огнем с лодки катера получили незначительные повреждения, 4 человека были ранены. ПЛ упорно уходила на север, артиллеристы орудий и командный состав ПЛ были уничтожены. Катера атаковали ПЛ ручными гранатами, а затем в 03.39 катер "S-60" сбросил прямо по курсу ПЛ глубинную бомбу в непосредственной близости от нее (по некоторым данным по лодке были выпущены две торпеды, разломившие ее на три части). В 04.40 ПЛ затонула. Из воды немцы подобрали 20 человек (в некоторых источниках говорится о 3-х спасенных, в некоторых - что людей в воде немцы расстреляли из автоматов). Тело командира ПЛ С-3 прибило к острову Саарема, где он был похоронен. По неподтвержденным данным немцы в июне-июле вели на лодке спасательные работы в поисках документов. Один из участников этого похода, член экипажа ПЛ С-1 - радист краснофлотец Носарев Валентин Григорьевич не погиб (хотя во всех архивах он числится погибшим, а семья получила похоронку), и не только пережил войну, но и по состоянию на 01.2009 в добром здравии проживал в г. Харькове на Украине. Этот мужественный человек после гибели ПЛ оказался в воде, вместе со многими своими боевыми товарищами долго плыл к берегу, был подобран из воды германским катером, попал в плен, смог выдержать допросы, тиф и выжить в тех нечеловеческих условиях, бежал из плена и закончил войну в рядах Красной Армии в Германии. По его свидетельству, большая часть экипажа ПЛ С-1 при переходе находилась на палубе надстройки и, после того как ПЛ погрузилась (начала тонуть?), все они оказались в воде и начали плыть к беоегу. Продолжалась все это достаточно долго и многие подводники утонули, затем уцелевших начали подбирать германские катера - спасенные оказались первыми военнопленными подводниками в истории подводного флота России;

1941 год 27 июля
Исключена из состава ВМФ;

2012 год
По состоянию на начало года, данных об обнаружении корпуса ПЛ автором сайта не найдено.




командиры:


1. Тутышкин Г.Н. (08.12.1936-09.02.1938)
2. Малофеев К.И. (23.03.1938-02.04.1938 ИД, 03.04.1938-10.02.1939, 04.03.1939-09.05.1941)
3. Кульбакин В.Ф. (10.02.1939-04.03.1939)
4. Костромичев Н.А (09.05.1941-25.06.1941)



дополнительная информация:


1. Список подводников погибших на ПЛ 24.06.1941.
2. Фотография ПЛ С-3 в море.



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах «Цитадель», Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун" №3, 1999г.
7. Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг.", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
8. Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
9. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
10. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
11. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
12. Балакин С.А., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "С".
13. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Эски" в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008г.
14. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017