Rambler's Top100 Подводная лодка С-55. Тип "С" IX-бис серии

С-55

Тип «С» IX-бис серии




фотография:


С-55


ПЛ С-55 перед швартовкой в Полярном. 1943 год
Фотография из книги Морозова М.Э. и Кулагина К.Л. "Эски" в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина".




историческая справка:


1936 год 24 ноября
Заложена на Заводе им. А.Марти (№194) в г.Ленинград;

1938 год
Доставлена в разобранном виде по железной дороге на "Дальзавод" в г.Владивосток;

1939 год 27 ноября
Спущена на воду;

1941 год 25 июля
Подписан приемный акт. Вступила в строй;

1941 год 22 августа
Вошла в состав Тихоокеанского флота. Поднят военно-морской флаг. Зачислена в Отдельный Учебный ДнПЛ ТОФ с базированием на г.Владивосток. Затем перечислена в состав 3-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ТОФ с прежним местом базирования;

1941 год - 1942 год
Прошла курс боевой подготовки и гарантийный ремонт;

1942 год 26 августа - 2 сентября
Патрулировала на позиции прикрытия перехода КР "Калинин" из Комсомольска-на-Амуре во Владивосток;

1942 год 9 сентября
НК Военно-морского флота адмирал Н.Г. Кузнецов издал приказ по Главному морскому штабу № 00318 от 9 сентября 1942 года. 1 - подводным лодкам – С-51, С-54, С-55, С-56, Л-15 и Л-16 произвести скрытный переход из своих баз в главную базу Северного флота г.Полярный через Панамский канал с готовностью выхода: – для подводных лодок типа Л («Ленинцы») из Петропавловска-Камчатского к 25 сентября; – для подводных лодок типа С (средние) из Владивостока к 5 октября 1942 года. 2 - пополнение запасов и необходимый ремонт производить в портах: Петропавловск-Камчатский, Датч-Харбор, Сан-Франциско, Панама (Коко-Соло), Галифакс, Рейкьявик. 3 - до Петропавловска-Камчатского подводные лодки подчиняются Военному совету Тихоокеанского флота, с момента выхода из Петропавловска и на переходе до Англии и Исландии переходят в непосредственное подчинение народному комиссару Военно-морского флота. На переходе из Англии и Исландии в Полярный подчиняются Военному совету Северного флота. До Исландии подводные лодки должны следовать в обстановке глубокой секретности группами по 2 единицы, а дальше каждой ПЛ предназначалось идти самостоятельно до Полярного. Совершать переход подводные лодки вынуждены были в надводном положении, погружаясь только в случаях явной опасности для уклонения от противника. Оружие разрешалось применять только при нападении на подводную лодку и невозможности уклониться маневром. Старшим на переходе был назначен командир 3-го дивизиона 1-й БрПЛ Тихоокеанского флота, Герой Советского Союза, капитан 1 ранга А.В. Трипольский;

1942 год 5 - 16 октября
5 октября 1942 года в 9 часов 55 минут первая группа ПЛ типа "С" (С-54 и С-55) вышла из бухты Золотой Рог и встала на якоря в проливе Босфор Восточный. Экипажи в парадной форме построили на верхних палубах. Проводить подводников в дальний поход прибыли на катере командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал Юмашев Иван Степанович, член Военного совета флота корпусной комиссар Захаров Семен Егорович и начальник штаба флота контр-адмирал В.Л. Богденко. В залив Де-Кастри вошли 8 октября. Встали на якоря. Утром 9 октября снялись с якоря, вышли в Охотское море. В Петропавловск прибыли 12 октября. Лодки стояли на якорях в Авачинской бухте. Пополнили запасы топлива и продовольствия. 13 октября подошли к плавучей базе Тихоокеанского флота недалеко от города Петропавловск-Камчатский. 16 октября первая группа подводных лодок типа "С" (С-54 и С-55)вышла из Петропавловска-Камчатского курсом на Алеутские острова;

1942 год 16 октября - ноябрь
Следующим пунктом захода была военно-морская база США Датч-Харбор на Аляске. В нее прибыли 20 октября. 28 октября под конвоем четырех эсминцев подводные лодки С-51, С-54, С-55 и С-56 в строю кильватера покинули Датч-Харбор и без осложнений дошли до западного побережья США. Это был самый длительный этап эскортирования советских лодок кораблями военно-морских сил США, он длился 8 суток. 5 ноября пересекли залив Сан-Пабло и в его северо-восточном углу пришвартовались к стенке судостроительного завода «Mare Island», рядом с городком Вальехо (Vallejo);

1942 год ноябрь
Вышли из Сан-Франциско. Следующим пунктом захода по плану перехода была Панама. Через Панамский канал предстояло перейти из Тихого океана в Атлантический. Днем шли в надводном положении противолодочным зигзагом, ночью прямым курсом. В порту Бальбоа (Тихоокеанский вход в Панамский канал) приняли на борт лоцмана. Проходили канал в светлое время. Прибыла на базу США Коко-Соло;

1942 год ноябрь - декабрь
На стоянку в Коко-Соло отводилась несколько дней. Работы было много. Так же было необходимо дать отдохнуть команде. Пополнили запасы топлива, воды и продовольствия. Двинулись дальше с интервалом между тактическими группами в 10–12 часов. 3 декабря вышли из Коко-Соло в составе второй группы ПЛ типа "С" (С-54 и С-55). До американской базы в Гуантанамо на Кубе С-55 следовала самостоятельно. Вышли в Карибское море для следования в порт Галифакс (Канада). Прибыли в Галифакс (Канада), столицу провинции Новая Шотландия;

1942 год 25 декабря - 1943 год январь
Стоянка в Галифаксе продлилась несколько суток - требовалось время для организации перехода через Атлантику (Галифакс был одним из пунктов формирования конвоев). Из Галифакса С-54 и С-55 вышли 25 декабря. Каждой лодке для перехода назначили район 50 на 100 миль, который перемещался по предписанному маршруту с согласованной с союзниками скоростью. Внутри этого квадрата можно было перемещаться вправо и влево на 25 миль и вперед-назад на 50 миль от расчетного центра (по карте), но выходить из этой подвижной клетки запрещалось. За ее пределами любая цель считалась противником и подлежала преследованию и уничтожению силами союзников. Следовала по маршруту Галифакс–Рейкьявик–Гринок–Портсмут–Розайт. Прибыла в порт Розайт (Rosyth);

1943 год январь - февраль
Встали в сухой док. Экипаж был размещен на крейсере «Ливерпуль» (HMS Liverpool). По плану захода экипажу предстояло заменить аккумуляторные батареи и произвести доковый ремонт лодки. Добавились работы по устранению повреждений, полученных во время штормового перехода. На ПЛ устанавливали новые батареи английского производства, сделанные по заказу и чертежам советской стороны. В отличие от наших аккумуляторов их эбонитовые банки батарей были одеты в резиновые герметичные мешки. Эта рациональная конструкция исключала попадание электролита из поврежденных банок в трюм при боевых повреждениях, вызванных бомбежкой глубинными бомбами. Работы по замене аккумуляторов выполняли силами экипажа. В сухом доке произвели осмотр и регулировку систем и устройств, находившихся в цистернах и легком корпусе. Планировалась для установки новой английской аппаратуры RDF и ASDIC, но в итоге была модернизирована ПЛ С-54, а ПЛ С-55 была отправлена в Полярный;

1943 год февраль - 8 марта
Совершила совместно с ПЛ С-56 переход в Екатерининскую гавань по маршруту Розайт–Лервик–Полярный. По прибытии в Полярный вошла в состав Северного флота. За время перехода провела в море 67 суток, прошла 16832 мили, в т.ч. - 84 мили под водой. Зачислена во 2-й ДнПЛ БрПЛ СФ с базированием на Полярный;

1943 год март
Подготовка к боевому выходу. 10-15.3 прошла навигационный ремонт;

1943 год 24 - 25 марта
В 16.50 24.3 вышла для оказания помощи подорвавшейся на мине ПЛ М-174 (поврежденная ПЛ прибыла в базу самостоятельно). В 01.25 25.3 вернулась в Полярный;

1943 год 28 марта - 3 апреля
Боевой поход в район северо-западнее Вардё (позиция №5). В 17.22 28.3 вышла на позицию. В 02.11 29.3 прибыла на позицию. В 05.13 атакована ПЛ противника - торпеда прошла по носу (ложный контакт). В 11.24 произвела торпедную атаку КОН идущего на запад (2 ТР, 1 СКР, 3 СКА) в точке 70.43,2 с.ш./30.16,5 в.д. (ТР 3000 и 8000 т (створились), атака подводная с временным интервалом, 4 торпеды, дистанция 10 каб., через 80 сек услышаны 2 глухих взрыва - безуспешно атакован германский КОН, включавший ТР «Кифиссия» и ТН «Лизелотте Эсбергер»). Командир пытался применить метод "дуплета" - поражения одним залпом двух частично перекрывающих друг друга (створящихся) целей. Однако, не имея специальных вычислительных приборов, выполнить точный расчет в короткий промежуток времени было крайне затруднительно. Командир ПЛ допустил неточность, и все четыре выпущенные по транспортам торпеды прошли мимо. Тем не менее командир доложил об уничтожении 2-х ТР. Контратакована БО «Uj 1104», «Uj 1103», «Uj 1109», сбросившими за 6,5 часов 107 глб (23 по германским данным; по-видимому, часть взрывов относилась к атаке самолетами ВВС СФ, бомбивших КОН в 12.43). В результате близких взрывов на ПЛ повреждено освещение, подорвано несколько клапанов забортной арматуры. В ночь на 31.3 в связи с поиском советских ЭМ вдоль норвежского побережья отходила к северу от 71-й параллели. В 00.16-01.30 1.4 высадила РГ в Перс-фьорде. В 15.50 2.4 в точке 70.39,8 с.ш./30.40,0 в.д. при форсировании заграждения «Sperre-lV» на глубине 60 м. коснулась минрепа, после чего из-за неправильных действий командира намотала его (отрезок длинной 80-85 м.) на левый винт - левая линия вала была заклинена. В 21.15 получила приказ возвратиться в базу и в 12.29 3.4 прибыла в Полярный. В некоторых источниках ошибочно указывается об уничтожении в этом походе транспорта "Аякс" (Ajax, 2297 брт) и повреждении транспорта "Байя Кастилло" (8579 брт, уже был тяжело поврежден 01.05.1940 и на восстанавливался);

1943 год 22 апреля - 30 апреля
Боевой поход в район м. Нордкап (позиция №3). В 22.56 22.4 вышла на позицию. В 06.57 24.4 прибыла на позицию. В 17.44 29.4 произвела торпедную атаку KOН идущего на запад (2 ТР, 3 СКР, 6 ТЩ) (2 створившихся ТР по 10000 т, атака подводная с временным интервалом, 4 торпеды, дистанция 5-6 каб., через 65 сек услышано 3 взрыва попаданием 2 (или 1) торпед потоплен германский ТР «Штурцзее», 708 брт, перевозил груз железной руды). Командир доложил об уничтожении 2-х ТР. До 21.10 преследовалась ТЩ «М 343», БО «Uj 1207» и «Uj 1208» сбросившими 87 глб. В результате близких взрывов разрушена носовая часть легкого корпуса и надстройки, оторвана литая часть форштевня, повреждены передние крышки носовых ТА, кингстоны носовых ЦГБ правого борта, вышел из строя эхолот. Из-за полученных повреждений в 03.44 30.4 начала возвращение в базу и в 20.50 прибыла в Полярный в аварийном состоянии;

1943 год 1 мая - 17 сентября
Прошла аварийный и текущий ремонт. В ходе ремонта на ПЛ установлена ГАС "Дракон-129";

1943 год 1 июля
Перечислена в состав 5-го ДнПЛ(?) БрПЛ СФ с базированием на Оленью губу;

1943 год 30 сентября - 16 октября
Боевой поход в район о. Серё - м. Сверхольт-клуббен (позиция №4). В 20.16 30.9 вышла на позицию. В 04.03 2.10 прибыла на позицию. Командир ПЛ счел возможным форсировать минные поля в надводном положении и на перископной глубине, что категорически запрещалось инструкциями (за поход лодка форсировала заграждения на опасной глубине 14 раз). При форсировании северной части пролива Рольвсё-сунд обнаружила ГАС «Дракон» 8 мин. В 01.35-02.44 6.10 высадила РГ в точке 70.57 сш./24.30 в.д. С 7.10 действовала в районе Порсангер-фьорда (позиция «Б»), в тот же день обнаружила ГАС «Дракон» 3 мины в районе м. Хельнес. Днем 9.10 командир отказался от атаки ТЩ, поскольку ожидал появления КОН. В 08.42 12.10 обнаружила и в 08.59 произвела торпедную атаку КОН идущего на восток (2 ТР, 6 СКР) (ТР 8-10000 и 3-4000 т., атака подводная с временным интервалом, 4 торпеды, дистанция 9 каб., через 80 сек. в III-VI отсеках услышано 3 глухих взрыва в точке 70.59 с.ш./26.26 в.д. потоплен германский ТР «Аммерланд», 5381 брт., перевозил 865 т. фуража, 538 т. овса, 600 т. сена и 361 т. продовольствия. Контратакована БО «Uj 1206», «Uj 1207» и «Uj 1208», сбросившими на безопасном удалении 40 глб. В 23.10 14.10 начала возвращение в базу и в 07.41 16.10 прибыла в Полярный;

1943 год 4 - ? декабря
Боевой поход вышла в район Тана-фьорда (позиция №2). В 19.40 4.12 вышла на позицию. В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась. Вечером 21.12 не ответила на приказ о возвращении, в дальнейшем — на неоднократные запросы. По германским данным в 10.20 8.12 в районе м. Омганга в точке 71.03 с.ш./28.30 в.д. КОН идущий на восток, лидировавшийся БО «Uj 1209», подвергся безрезультатной атаке ПЛ (зафиксировано прохождение 2-х торпед, одна из которых попала в корму норвежского ТР "Валер" (1016 брт.), но не взорвалась). Данных о противолодочной атаке и её результатах нет. Возможные причины гибели: подрыв на мине заграждений «Карин», "NW-27", "NW-28", подрыв на плавующей мине, а также ошибка личного состава или отказ техники. Весьма вероятна гибель на минных заграждениях, которые командир ПЛ Сушкин Л.М. привык форсировать в весьма рискованных положениях. Возможно, что обнаруженный в 1996 году на дне в районе м. Слетнес (в нескольких сотнях метров от остова ТР "Штурцзее") остов ПЛ является остовом ПЛ С-55. На ПЛ погибло 52 члена экипажа;

1944 год 18 января
Исключена из состава ВМФ;

2024 год
На начало года не была обнаружена и считалась пропавшей без вести.




дополнительная информация:


1. Список погибших в декабре 1943 года.



командиры:


1. Мазин В.А. (13.04.1939-16.06.1940)
2. Суходольский Н.В. (06.1940-11.1940)
3. Роменскй Я.П. (06.11.1940-07.12.1940)
4. Сушкин Л.М. (21.11.1940-12.1943)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. "Боевой путь Советского Военно-Морского Флота", Воениздат, Москва, 1974г.
7. "Боевая деятельность подводных лодок Военно-морского флота СССР в Великую отечественную войну 1941-1945гг.", т.1, Военное издательство, Москва, 1969г.
8. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.3, "Стратегия КМ", Москва, 2005г.
9. Балакин С.А., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа «С»", Морская коллекция, №02, 2000г.
10. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись
11. Козлов И.А. Шломин В.С. "Краснознаменный Северный флот", Военное издательство, Москва, 1983г.
12. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
13. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
14. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Эски" в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008г.
15. Васильев Г.К. "Годы. Мили. Судьбы".



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2024