Rambler's Top100 Подводная лодка под парусом

Подводная лодка под парусом

19 марта 1942 года в свой шестой боевой поход вышла подводная лодка Щ-421 типа "Щ" X серии (командир – Видяев Ф.А. ) из состава 3-го ДнПЛ БрПЛ СФ. 3 апреля 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР "за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленное при этом доблесть и мужество" награждена Орденом Красного Знамени. Однако в этом походе удача отвернулась от корабля и его экипажа.

Подводная лодка под парусом

Подводная лодка «Щ-421» под парусами. Художник Павлинов П.П.


В 20.58 8 апреля в точке 71.06,8 с.ш./ 26.53,0 в.д. при движении на глубине 15 м подводная лодка подорвалась на мине UMB германского заграждения «Урсула-В», выставленного германским МЗ «Ульм». ПЛ получила дифферент 30-40 гр. на нос, в кормовых отсеках погас свет, а из поврежденных торпедных аппаратов и трещины в корпусе стала поступать вода. Затем дифферент резко перешел на корму. Под руководством ст. 1 ст. К.Н. Дряпикова краснофлотцы И.А. Жаворонков, П.И. Февралев, В.С. Кочура, А.П. Новиков и П.Н. Сизмин, задраив переборочную дверь, изолировали свой отсек и повели борьбу за живучесть корабля, по сути, чем спасли весь экипаж.

Подводная лодка всплыла, был открыт рубочный люк и осмотрен горизонт. В результате взрыва нарушилась герметичность прочного корпуса VII отсека, повреждена система ВВД, электрическое и ручное управление вертикальными и горизонтальным рулями, кормовые ТА. надстройка, ограждение рубки, кормовые ЦГБ. Вышли из строя многие приборы и механизмы, в т.ч. гирокомпас и магнитный компас. Обе линии Гребного вала перебиты взрывом, концы гребных валов утонули вместе с винтами (по другм данным перебита была только правая линия вала, левую - заклинило). Убедившись, что ход лодке дать не удается, командир решил просить базу о помощи. Радиопередатчик не пострадал, поэтому удалось доложить обстановку командованию. К месту аварии были направлены ПЛ "К-2" и "К-22". Однако ПЛ стало неумолимо сносить к вражескому берегу. Тогда по предложению помощника командира А.М. Каутского два брезентовых чехла от дизелей были подняты как паруса на перископах. С 01.05 9 апреля ПЛ дрейфовала под парусами в северо-западном направлении. В 09.30 в связи с улучшением видимости (до берега оставалось 8 миль) погрузилась в позиционное положение. В случае появления неприятеля ПЛ подготовили к взрыву.

В 11.02 9 апреля ПЛ была обнаружена направленной для оказания помощи ПЛ "К-22" типа «К» X серии (командир – Котельников В.Н.). Попытки буксировать ПЛ "Щ-421" были неудачны: буксирные концы рвались, кнехты были вырваны, а попытка буксировки лодки лагом так же к успеху не привела. В 13.34 показался самолет противника, который заметил лодки и начал сбрасывать сигнальные ракеты.

Чтобы не подвергать напрасному риску людей, с ПЛ "Щ-421" в 13.40 был снят экипаж и секретные документы, а сама лодка в 13.48 (13.43?) в расстоянии от берега 70 кбт. с дистанции 3 кбт. была уничтожена торпедой с ПЛ "К-22" в точке 71.12 с.ш./26.22 в.д. (этот момент вошел в сценарий фильма «Командир счастливой «Щуки»). Через 12 секунд после попадания торпеды ПЛ "Щ-421" скрылась под водой. Экипажи провожали лодку с обнаженными головами, многие плакали.




Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2016